ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Коваленко С.С. 1, Истомина И.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в «Законе об образовании», а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов». Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и иных особенностей, могут получать одинаковое образование. Дети обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же школах. Понятно, что такие школы должны быть особенными и создавать особенные условия для детей и оказывать учащимся специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе.

Стоит пояснить, в чем разница между двумя терминами: «интеграция»

и «инклюзия». Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.

Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Ежегодно происходит увеличение численности данной категории детей. Так, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.

При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и соответственно доступ к социально-образовательным ресурсам.[1]

В соответствии со статьей 43Конституции Российской Федерациикаждый имеет право на образование. Статьей 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. В этой же статье законодательно утверждается повышенное внимание к особым детям: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Инклюзивное образование давно внедряется во многих странах мира, где поставлена цель реализации права на образование любого человека без дискриминации.

Система инклюзивного образования, помимо школы, включает в себя ступень начального образования – детские сады, затем, средне-специальные учебные заведения, средне-профессиональные и учреждения высшего образования. Целью этой системы является создание безбарьерной среды в обучении, люди с ограниченными возможностями должны иметь свободный доступ к знаниям и, в дальнейшем, к получению образования.

Для воплощения в жизнь этих программ необходим целый комплекс мер, таких, как техническое оснащение образовательных учреждений, начиная с создания безбарьерных зон доступа, разработка специальных учебных программ, создание спецкурсов для педагогов, помогающих в работе с инвалидами. Также необходимо создание специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях.

Для России инклюзивное образование - достаточно новое явление. Первые школы инклюзивного обучения появились в нашей стране в начале 90-х годов в Москве. С осени 1992 года в России началась реализация проекта "Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья". В результате в 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. Дмитрий Анатольевич Медведев так обозначил задачу: "Мы должны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу». [2]

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми потребностями в обучении требует неизбежных изменений. Более 10 лет в России образовательная система совершенствуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к нашим условиям форм образования, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов". В статье 24 Конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека". [3]

В настоящее время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В России проводится активная работа по реализации Государственной программы "Доступная среда". Согласно этой Программе школы оснащают специальным оборудованием, учебными и методическими материалами, а для учителей организуют курсы подготовки к работе с особенными детьми.

К 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране.

По информации Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В большинстве зарубежных стран они учатся в школах и университетах вместе со своими здоровыми сверстниками. Такой международный опыт дает положительные результаты.

Первопроходцами в разворачивании интеграционных процессов стали скандинавские страны, где была предложена концепция «нормализации» (Н.Э.Бенк-Миккельсен – 1959; Б.Нирье – 1968), которая была законодательно закреплена в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Уже с 60-х г.г. ХХ в. начинаются поиски путей совместного обучения детей, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США и Японии. Если в Скандинавии процесс внедрения инклюзивного образования начинает внедряться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США такому процессу предшествуют педагогические поиски и научные эксперименты.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия - реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.[4]

13 декабря 2006 года в г. Нью-Йорке была принята Конвенция о правах инвалидов. Как ранее отмечалось, 24 сентября 2008 года от имени Российской Федерации Конвенция была подписана. 3 мая 2012 года был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», в котором сказано «Государства-участники Конвенции должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».

В заключение хочется сказать об общечеловеческих моральных понятиях, таких как гуманизм, терпимость, чуткость. В независимости от континента, страны и места проживания человека, в независимости от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на полноценную жизнь. Культурные традиции всех народов мира имеют многовековой опыт совместного и нераздельного проживания членов общины. Тем более, современный прогресс дает несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов общества.

Литература:

1. Антонова С.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Материалы V Международной студенческой

электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:

href="http://www.scienceforum.ru.

2.Д.А. Медведев, Президент Российской Федерации. Материалы заседания

Коллегии Министерства образования и науки Республики Хакасия,

декабрь 2011 года.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)

"Об образовании в Российской Федерации".

4.Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Различные подходы к пониманию инвалида. http://www.orlenok-kmv.ru
Просмотров работы: 4759