АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Головина В.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перед государством стоит важная задача – это создание эффективной, действенной и работоспособной системы государственного финансового контроля. Отечественный опыт показывает, что значительные потери экономики происходят чаще всего из–за низкой финансовой, налоговой и бюджетной системы. Таким образом, необходима разработка и внедрение эффективного контроля, который будет условием сильного государства.

Традиционный государственный контроль направлен на соблюдение целевой направленности бюджетных средств, в то время как на практике часто возникают ситуации, когда, несмотря на то, что бюджетные средства расходуются законно и по назначению, ожидаемые результаты не достигаются. Таким образом, важнейшую роль в повышении эффективности и действенности государственного финансового контроля играет метод контроля – аудит эффективности использования бюджетных средств, который призван наполнить систему государственного финансового контроля в Российской Федерации качественно новым содержанием.

Аудит эффективности осуществляется для оценки соответствия результатов деятельности установленным целям и задачам, оценки способа их достижения и подготовки рекомендаций по повышению эффективности деятельности [6].

Цель аудита эффективности государственных расходов заключается в определении того, насколько экономно, производительно и результативно федеральные и региональные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения используют государственные ассигнования в процессе осуществления своих функций и выполнения поставленных перед ними задач.

Аудит эффективности использования бюджетных средств включает в себя определенные элементы:

  • проверку экономности использования государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;

  • проверку продуктивности использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

  • проверку результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов [4].

К сожалению, сегодня в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности нет четкого определения аудита эффективности. Это связано, прежде всего, с тем, что аудит с юридической точки зрения ориентирован на проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отсюда следует, что при разработке методики и при проведении аудита эффективности необходимо руководствоваться действующими нормативными актами в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Отсутствие нормативного регулирование данного вида государственного контроля также связано и с тем, что аудит эффективности ориентирован на потребности менеджмента, таким образом, критерии качества управленческой информации – это необходимость, достаточность и релевантность такой информации для принятия своевременных решений и контроля их выполнения.

Рассмотрим сравнительную характеристику финансового аудита и аудита эффективности, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнительная характеристика финансового аудита и аудита эффективности

Основным условием реализации аудита эффективности государственных расходов бюджетных учреждений является создание внутреннего результативно-ориентированного финансового контроля в учреждениях, оказывающих общественные услуги, которая должна быть достаточно четкой, мобильной, предусматривающей обеспечение максимальных возможностей для контроля за формированием и сохранностью государственных и муниципальных ресурсов, за эффективным их использованием в процессе финансово-хозяйственной деятельности [6].

Основными принципами построения системы внутреннего результативно-ориентированного контроля в сфере бюджетных учреждений, оказывающих общественные услуги, являются:

  • Принцип законности – неукоснительное, точное и повсеместное исполнение требований законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации, соблюдение в процессе осуществления деятельности всеми структурными подразделениями и должностными лицами установленных норм и правил;

  • Принцип объективности – проведение контрольных мероприятий с использованием методов, позволяющих получить полную и достоверную информацию посредством исключения субъективных факторов и отражения тех или иных фактов деятельности, основанных только на документальных данных;

  • Принцип ответственности и разделений полномочий – распределение обязанностей между структурными подразделениями и (или) работниками и установление границ их ответственности в рамках функциональных и властных полномочий в процессе осуществления процедур, принятия решений или иных действий;

  • Принцип системности – единство норм и правил, единых методик и процедур при проведении контрольных мероприятий, включая периодичность их проведения, позволяющих проанализировать качество выполнения функций, возложенных на структурные подразделения и работников, и эффективность их деятельности;

  • Принцип действенной обратной связи – использование результатов проведенных контрольных мероприятий и принятых по ним решений для совершенствования функциональной деятельности и, в качестве превентивной меры, для обеспечения соблюдения нормируемой деятельности и правовых положений.

Современные авторы предлагают системообразующую структуру модели внутреннего результативно-ориентированного контроля бюджетных учреждений, представленную структурным подразделением, имеющим организационное построение, участников, выполняющих соответствующие контрольные и иные функции, информационную и документальную базы.

Внутренний результативно-ориентированный финансовый контроль бюджетных учреждений – это, прежде всего, управленческая функция. Для осуществления такого контроля необходимо создание в бюджетных учреждениях специализированных служб внутреннего финансового контроля, которые будут выполнять следующие функции:

  • обеспечение предварительного и текущего контроля исполнения смет доходов и расходов, качество реализации избранной финансовой политики;

  • мониторинга финансового обеспечения потребностей функциональной деятельности учреждений;

  • практическая постановка и осуществление сбора, регистрации, обработки и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений для последующих контрольных процедур, проводимых органами исполнительной власти государственного финансового контроля и передача в электронную информационную базу.

Рассмотрим этапы внутреннего контроля, которые представлены на рисунке 2.

  • Рисунок 2- Алгоритм внутреннего контроля

Предложенный современными авторами алгоритм контрольных процедур внутреннего контроля позволяет сместить акценты от управления затратами бюджетных учреждений на «управление результатами» путем замены доминирующего, на сегодняшний день, подхода к контролю финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, отражающего использование контрольных процедур, направленных лишь на установление фактов нецелевого использования средств, либо выявления наличия материальных ценностей и прочего государственного имущества в структурных подразделениях учреждений, на специализированные методы финансового контроля, целями которого является определение эффективности использования финансовых ресурсов на всех этапах управления от планирования контрольных мероприятий до оценки результативности процедур внутреннего контроля.

Таким образом, внедрение данной системы в деятельность государственных (муниципальных) учреждений резко повысит эффективность использования бюджетных средств, так как позволит своевременно выявлять различного рода отклонения и выявлять причины данных отклонений, что позволит руководству реагировать вовремя, а следовательно, избежать неэффективного расходования бюджетных средств.

Используемые источники:

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Программа информационной поддержки российской науки и образования Кон-сультант Плюс: Высшая школа; Windows/98/МЕ/NT 4/2000/XP.

  2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»/ [Электронный ресурс] / Программа информационной поддержки российской науки и образования Консультант Плюс: Высшая школа; Windows/98/МЕ/NT 4/2000/XP

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 21.11.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013, действующая редакция)

  4. Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств, Принята решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 23 апреля 2004 года, протокол №13 (383);/ [Электронный ресурс] / Программа информационной поддержки российской науки и образования Консультант Плюс: Высшая школа; Windows/98/МЕ/NT 4/2000/XP

  5. Кочинев, Ю.Ю. Аудит организации различных видов деятельности [Текст]: настольная книга аудитора/ Ю.Ю. Кочинев. – СПб: Питер, 2010. – 288 с.- ISBN 978-5-49807-395.

  6. Альбеков З. А. Направления развития результативно-ориентированного государственного финансового контроля в бюджетных учреждениях: автореферат диссертации кандидата экономических наук. – Ростов-на-Дону, 2010. – 27 с.

Просмотров работы: 6415