Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем [2, с. 31]. Усвоение социальных норм – основа социализации личности. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение принято называть отклоняющимся или девиантным. Таким образом, поддевиантным поведением принято понимать поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям [1, c. 112].
Л.Б.Шнейдер девиантное поведение подразделяет на две группы: первая группа – это отклонение от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (чрезмерная тревожность, слабый волевой контроль); вторая группа – это асоциальное поведение, нарушающее какие-то моральные, социальные, культурные, правовые нормы [3, c. 10].
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, число суицидов и суицидальных попыток, агрессии, насилия и вовлечение в секты. Ведущее место среди девиантных проявлений в среде подростков занимают рост подросткового суицида и высокий уровень правонарушений. Показатель подросткового суицида в России превышает средний мировой показатель в 2,7 раза. Только за прошедшие годы число несовершеннолетних, погибших в результате самоубийств, достигло почти полутора тысяч (2011 г. – 711, 2012 г. – 730), а количество попыток суицидов составило 5312 фактов (в 2011 г. – 2639, 2012 г. – 2673). Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность "молодеет". По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2010 г. число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения, превысило 1 млн. 140 тыс. Среди них: 301 тыс. – подростки едва достигшие 13 лет, 295 тыс. – нигде не учились и не работали. При этом 45 тыс. оказались неграмотными, что является серьёзным препятствием на пути их дальнейшей нормативной социализации. Только по официальной статистики в стране числится 1 млн. детей, сбежавших из дома. [5]. Стремительное распространение таких видов девиантного поведения среди молодежи связано с существованием различных факторов. Их воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной девиации. К таким факторам П.Д.Павленок относит:
1. социальное неравенство, которое выражается в низком уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
2. морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности.
3. окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования [4, с.127 ].
В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий и внедрение инновационных технологий в работу с детьми. К числу таких инновационных технологий и относят медиативные технологии. Сегодня институт медиации, заработавший солидную репутацию в ходе применения в западных странах, вызывает всё больший интерес в России, в частности и в социальной работе. Процедура медиация в РФ закреплена в Федеральном законе "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" от 27.07.2010г. N193-ФЗ. Государственная политика ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий и в работе с несовершеннолетними и их семьями. По сути, медиация – это переговоры, так как она подразумевает участие "третьей стороны", которая хорошо владеет эффективными процедурами переговоров и может помочь людям в процессе конфликта координировать действия, чтобы они были более эффективными в процессе переговоров. Так как, девиантное поведение – это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей, целью медиации в данном случае, является сохранение позитивных тенденций в развитии личности, уменьшении дисфункций конфликта для его участников и (или) окружения, содействие в решении проблемных ситуаций. Конечный результат медиации – улучшения отношений между конфликтующими сторонами. Из комплекса причин эффективности медиации главным фактором будет желание сторон совместно решить конфликт.
Взаимодействие социального работника, выступающего в качестве медиатора, с клиентом строится на основе диалога, предполагающего следующие особенности общения: равенство сущностных позиций общающихся (субъект-субъектные отношения); доверительность, взаимная открытость обеих сторон; отсутствие оценочного, измеряющего отношения к каким бы то ни было сторонам индивидуальности партнера; принятие другого как неповторимого и ценного человек. Социальный работник, помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. Он следит, чтобы каждый участник не только выразил свое мнение, но и выслушал другого. Затем помогает обеим сторонам найти взаимовыгодное решение. Целью медиатора является превратить оппонентов в партнеров по решению проблемы.
Из анализа литературы для решения этой цели социальным работником могут применятся следующие технологические подходы медиационной деятельности:
1. Создание обстановки для совместного решения конфликта
2. Творческих подход - вывод клиента из тяжелого состояния, помощь ему направить энергию на поиск новых решений, нахождение положительных аспектов собственной жизни или жизненной ситуации.
3 Эмпатия - необходимость обратить внимание на отсутствие эмпатии у участников, поощрения участников к активному восприятию.
4. Оптимальные самоутверждения применения высказываний, поощрения оптимального самоутверждения в других.
5. Направление участников в сторону совместного применения власти или влияния - активный нейтралитет, который уравновешивает влияние обеих сторон, чтобы у них были равные возможности; личное влияние, который требует сосредоточения своей физической и умственной энергии.
6. Контроль над эмоциями - создать возможность для клиентов для того, чтобы они высказали собственные эмоции и одновременно не обвиняли другую сторону. Для социального работника являются очень важно сохранять спокойствие.
7. Готовность к разрешению конфликта - социальный работник осознает свою готовность к разрешению конфликтной ситуации и заверяет в этом клиента.
8. Направление участников на выявление их потребностей - социальный работник направляет процесс, но не его содержание, ведет записи.
9. Введение участников в фазу выработки альтернативных решений - проведения "мозгового штурма" с целью накопления альтернативных решений, записи полезных сведений при работе с клиентом.
10. Владение искусством переговоров - собственная позиция и направленность социального работника.
Таким образом, социальный работник, выступая в качестве медиатора, активизирует способности людей решать проблемы и выходить из затруднительных ситуаций; налаживает связи между конфликтующими сторонами. И тем самым способствует снижению склонности подростков к девиантным формам поведения.
Литература:
1. Большой психологический словарь/под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: Прайм – Еврознак, 2004. – 456 с.
2.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие/Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. – СПб.: Питер,2012. – 352 с.
3. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/Л.Б.Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.
4. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие/П.Д.Павленок, М.Я.Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
5. Официальный сайт следственного комитета РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sledcom.ru/actual/300239/?print=1