ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Гудкова А.В. 1, Солощенко М.Ю. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Одним из эффективных путей развития интереса к математике является использование математических игр и развлечений, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Игровой мотив является действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

В связи с выше сказанным целью нашего исследования является: подбор методического материала по организации и проведению математических игр и развлечений на уроках и во внеклассной работе.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно боятся, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными [Ситников, 2003].

Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

В качестве целей применения математических игр выделяются следующие: – развитие мышления; углубление теоретических знаний; самоопределение в мире увлечений и профессий; организация свободного времени; общение со сверстниками; воспитание сотрудничества и коллективизма; приобретение новых знаний, умений и навыков; формирование адекватной самооценки; развитие волевых качеств; контроль знаний; мотивация учебной деятельности.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

1) образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; способствовать расширению кругозора учащихся и др.

2) развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях; способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

3) воспитательные: способствовать воспитанию развивающейся и реализующейся личности; воспитать нравственные взгляды и убеждения; способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Ученые [Дышинский, 1972; Коваленко, 1990; Фарков, 2009] выделяют следующие функции математических игр:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

В ходе выполнения курсового исследования нами были подобраны математические игры и развлечения, которые можно проводить как на уроках математики, так и во внеклассной работе. Чаще всего подвижные математические игры проводят во внеурочное время, поэтому, нами были разработаны внеклассные мероприятия, включающие в себя такие игры и развлечения.

В ходе исследования нами были подобраны математические игры для учащихся 5-6 классов. Кроме того, на основе существующих телепередач нами были разработаны нами были разработаны математические развлечения, такие как: «Кто хочет стать миллионером?», «Сто к одному», «Умники и умницы», «Кто умнее пятиклассника?».

Педагогический эксперимент проводился на базе девятилетней школы с. Новый Краснояр Стерлитамакского района республики Башкортостан. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что использование математических игр и развлечений в обучении математике способствует развитию у школьников мышления, смекалки, находчивости, сообразительности, чувства юмора. Участие в игреоказывает сильное эмоциональное воздействие на учеников, которое положительно влияет на их отношение к математике, учебе, одноклассникам.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, чтоигрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

Список использованной литературы

  1. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972. – 200 с.

  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

  3. Ситников Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах // Математика в школе. – 2003. – № 2. – С. 24.

  4. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 288 с.

Просмотров работы: 1245