ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Тятюшкина Я.А. 1, Исаева И.Ю. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование у старших дошкольников культуры поведения является одной из актуальных задач в педагогике.

Анализируя литературу по данной проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что проблемой воспитания занимались многие ученые, такие как Н.М. Болдырев, М.И. Рожков, Е.О. Смирнова, В.Т.Чепиков, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская и др.

Формирование культуры поведения детей и подростков рассматривали Т. Г. Анкудинова, В. В. Кобзева, Д. Орлова и др.

В науке термин «культура» используется, прежде всего, в качестве общетеоретической категории анализа, по масштабу охвата сходной с категорией «общество». Культура означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного). Говорят также о культуре определенной эпохи в ее типологической сущности, а также о масштабной составной части этнической или общенациональной культуры.

Немало устойчивых представлений формируется на основе понимания культуры как высокого уровня владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре общения, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или корпоративной культуре и др.

Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия, включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.

В. А. Караковский считает культуру великим богатством, накопленным человечеством как в материальной, так и в особенности духовной жизни людей. Мерой культуры и воспитанности человека является его интеллигентность. Культура, по мнению О. С. Газмана, есть решение противоречий между крайностями, то есть «культура» – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Далее рассмотрим понятия «поведение», «культура поведения».

В педагогике поведение – это совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ. Формирование навыков поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Поведение выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей идеалов.

Культура поведения в психологии рассматривается как соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

В педагогике «культура поведения» – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступках человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.

Мы считаем, что «культура поведения» – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, которая тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.

В. А. Сластенин в содержании культуры поведения условно выделил следующие компоненты: культура общения, культура внешности и речи, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура деятельности. Культура поведения включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.

Культура поведения, как и другие качества личности, не относится к категории врожденных или биологически унаследованных свойств, а формируется в процессе индивидуального развития как результат обучения и воспитания. И действительно, вряд ли кому-нибудь придет в голову мысль требовать от новорожденного ребенка скромности, исполнительности, правдивости и т.д. Возникновению этих качеств предшествует период накопления необходимого минимума знаний об окружающей предметной и социальной среде, формирование относительно устойчивого эмоционального отношения к материальным и моральным ценностям, осознание себя как субъекта деятельности и объекта воздействия. Только на этой основе возможно формирование определенных убеждений и жизненных позиций человека, направленности личности, ее внутренних нравственных качеств и внешнего проявления, то есть культуры поведения.

Воспитание навыков культуры поведения начинается с самого раннего детства, где большую роль играет семья. Под руководством родителей дети усваивают основные правила, учатся самостоятельно следить за собой, выполнять правила гигиены, быть опрятными и аккуратными, вежливыми и приветливыми. И если в вопросах культуры поведения семья и детское дошкольное учреждение соблюдают единство требований, к мо­менту поступления в школу ребенок успевает овладеть достаточным объемом информации. Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу и окружающим, приветливы, вежливы, предупредительны, то и дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.

Старший дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения.

Старший дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и др.

Е.И. Тихеева отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными».

Главное в управлении своим поведением – уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, то есть способности владеть и управлять собой.

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для старшего дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, приучение старших дошкольников к нравственному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.

Известно, что формирование личности ребенка является целостным процессом. Организация жизни и деятельности детей, пример взрослых, его требования и педагогическая оценка конкретной воспитательной ситуации все воздействует на ребенка, его внутренний мир. Начиная работу по формированию культуры поведения, воспитатели, должны знать, какие правила, старшие дошкольники уже знают и умеют выполнять и в чем имеют пробелы.

В формировании культуры поведения старших дошкольников значительное место занимают навыки и привычки. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребёнка каждодневно. Без приобретения навыков немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Навыки и привычки – это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания. Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что у многих из них заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с детьми надо обращать особое внимание на их выработку. Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. Содержанию поступков всегда должна соответствовать и внешняя форма их проявления.

Таким образом, культура поведения старших дошкольников – это некая совокупность всех форм проявления поведения ребенка в повседневной жизни и окружающем его мире, которые граничат со всеми духовно-нравственными и этическими нормами. В содержании культуры поведения вводят такие компоненты как культура деятельности, культура общения, речи и вежливости, культура внешнего вида и культурно-гигиенические навыки.

Просмотров работы: 3027