УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УДИВИТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ( ПО МАТЕРИАЛАМ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА ИВАНОВИЧА ЛИХОНОСОВА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УДИВИТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ( ПО МАТЕРИАЛАМ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА ИВАНОВИЧА ЛИХОНОСОВА)

Мартиросян А.А. 1, Бекова Е.А. 1, Баландина Е.В. 1, Чмиль С.Н. 1
1Краснодарский краевой базовый медицинский колледж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современное общество обеспокоено отсутствием интереса к чтению, к литературе, в целом. Вследствие многочисленных источников информации литературное чтение, к сожалению, перестало представлять интерес для молодежи. Проблема становится все более актуальной и злободневной, и требует безотлагательного решения.

Россия – читающая страна, в которой имя каждого писателя очень значимо. Поэтому, можно с уверенностью говорить об актуальности данной темы для молодого поколения.

Для решения этой проблемы мы обратились к материалам жизни и творчества Виктора Ивановича Лихоносова. Возможно, они способны будут вызвать у читателя живой интерес к чтению и побудят к изучению литературных произведений начиная с биографии писателя.

Область данной работы довольно обширна. Она охватывает основные этапы жизни В. И. Лихоносова, конечно же, литературную деятельность.

Объектом данной работы является непосредственно сама жизнь и творчество писателя.

В данной работе, основной целью является освещение творческого пути такого интереснейшего, разностороннего человека, как Виктор Иванович Лихоносов в разные периоды его не простой жизни.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

  • донести до читателя всю важность роли литературы в формировании культуры человека;

  • рассмотреть основные этапы жизни и творчества писателя;

  • пробудить в читателе интерес к изучению творчества Виктора Ивановича Лихоносова и глубокого понимания художественной литературы.

Использован метод:

  • обзор литературы в теме изучения жизни и творчества писателя.

Основная часть

30 апреля 1936 года на станции Топки (ныне Кемеровской области) родился В. И. Лихоносов. Голодное - холодное детство:1943 год - на фронте погибает отец. Мать – малограмотная крестьянка. Ранняя безотцовщина, непосильный труд матери – драматичная и обыденная для поколения тех суровых лет судьба.

Жизнь складывается так, что Судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, работает по специальности учителем истории в Анапской и Варениковской спецшколах. Годы учебы и работы в сельской глубинке были временем творческого созревания.

В. И. Лихоносов начал свою писательскую судьбу с рассказа "Брянские", отправленный в журнал «Новый мир» А.Т. Твардовскому, опубликованный в 1963 году и сделавший молодого писателя известным на всю страну. «Проза у него светится, как у Бунина», - писал Александр Твардовский. Это был литературный дебют Лихоносова. Вхождение в большую литературу было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков. Вслед за «Брянскими» в «Новом мире» опубликуются «Смена», рассказы «Домохозяйки», «И хорошо и грустно», «Когда-нибудь», «Родные», «Тоска-кручина», «Осень в Тамани», «Элегия». Затем выходят в свет повести «Чалдонки», «Люблю тебя светло», «Вечера», «Что-то будет», «На долгую память», «Чистые глаза», роман «Когда же мы встретимся». Названные выше произведения и особенно "Люблю тебя светло", "Осень в Тамани", "Элегия" критики назвали поэмами в прозе, имея в виду их высокое лирико-философское начало. Но поистине всенародная известность пришла к В. И. Лихоносову во второй половине восьмидесятых, когда был опубликован роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», в 1988 году удостоенный Государственной Премии РСФСР. Его произведения переводят в Венгрии, Германии, Румынии, Болгарии, перекладывают на словацкий язык, французский, английский.

Он становится лауреатом литературной премии имени Шолохова, Государственной премии РСФСР, премии Союза писателей СССР; состоит в правлении Союза писателей Российской Федерации, является членом высшего творческого совета.

Очень рано о Викторе Лихоносове заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, жгучую современность и не актуальный исторический материал.

Лихоносов пользуется постоянной и верной доброжелательностью читателей, устойчивым авторитетом. Несмотря на настойчивые попытки отдельных критиков обвинить писателя и в «поэтизации быта», и в стремлении к «авторскому диктату».

Будучи талантливым художником, В. Лихоносов стремится многое понять. Отсюда его интерес к национальным корням, к его истокам. Писатель не раз отмечал, что во многих произведениях современников «нет намека на национальное чувство». Между тем оно – самое покоряющее чувство.

В одном из интервью В. Лихоносов рассказывает о том, как он решительно советовал своему читателю из Загорска, начинающему литератору, покидать родной город: «Национальные корни, матерей, предания - основа творчества. Завидую Василию Белову, он живет на своей родине. Носов, Распутин - тоже. Я хотя и сказал, что юг сберег мою душу, но понимаю и другое: я немало и потерял, вырвав себя из родного гнезда».

Итак, В. Лихоносов начал пробовать силы в литературе, «вырвав себя из родного гнезда». В немалой степени его жизнь наложила отпечаток на структуру его первых произведений: все они представляются в исповедях странника. Странника, хотя и очарованного многообразием жизни, но всегда ищущего какого-то особенного, надежного жилища, откуда можно было бы видеть и ощущать не только «счастливые мгновения».

Об историческом прошлом и настоящем Отечества делится писатель и в лирико-философской повести «Осень в Тамани». «Осень в Тамани» - это обращение к современнику с проникновенным и задушевным призывом. Повесть о познании Родины в органичном единстве ее прошлого и настоящего. И рассказчик, и его друг Степка - собиратель фольклора - люди, для которых история Родины - это и вещий Олег, и Мономах, и гениальный поэт Лермонтов, на три дня останавливающийся в Тамани и увековечивший станицу в своем бессмертном творении. И современный доморощенный "летописец" из казаков, мечтающий открыть в станице музей. Поездка в Тамань, посещение рассказчиком имения Осиповых Тригорское становится поводом, для широких размышлений о России. Юхим Коростынь - в жизнелюбии, которого много общего с Никитой Ивановичем из повести "На долгую память".

21 сентября 1969 г. в газете «Новое русское слово» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память». Лихоносова не опалила война, как его старших товарищей по литературе. Но именно военное детство, память о погибшем отце, любовь и ласка, идущие от материнской души, стали вдохновением для написания повесть-поэму «На долгую память». В мягком, рассеянном свете возникает в ней «улица Широкая». Проходит целый ряд схваченных национальных характеров связанных с главным образом Физы Антоновны. В образе главной героини повести Лихоносов оттенил главную черту ее характера — совестливость: «Сроду надо было кого-то жалеть. Люди шли к Физе Антоновне по всякой надобности... Поражало бабушкино сострадание и тайна милосердия».

В повестях «Люблю тебя светло» (1969), «Осень в Тамани» (1971), «Элегия» (1973) Лихоносов вышел к широким обобщениям историко-философского характера, где особо проявилось своеобразие поэта. На первый план в этих произведениях выдвигаются мысли и чувства о родине, духовном опыте. Возникает живое единство прошлого и настоящего. В повести «Люблю тебя светло», где рассказывается о поездке по есенинским местам, Лихоносов отмечает, что «у каждого должно быть свое Михайловское» — уголок земли родной, который является источником чувства родины.

Писательский стаж Лихоносова был коротким. Но за неизбежными утратами его поисков вдруг видишь внутренний смысл. Он много ездил по России, проникаясь радостью встреч. Исчерпав запас впечатлений, он пошел вглубь своей биографии и написал произведения «Родные», «Тоску-кручину», «Чалдонки». Поэт рос вместе со своим лирическим героем.

«Люблю тебя светло» была первой попыткой писателя в новом для него жанре, повести – размышлении. В повести говорится не только о «старине», но и о времени, каждое мгновение, уносящем кого-то в небытие. О том великом, что, неоцененное, живёт рядом с нами. Мысль о Родине становится главным «героем» этого произведения.

Роман «Когда же мы встретимся?» — это произведение, по словам автора, «о дружбе, о любви, об одиночестве». В центре его — «история души» Егора Телепнева — современной интеллигента, молодого человека из провинции. С образами Телепнева, актера Ямщикова, реставратора Свербеева связана тема искусства. Герои размышляют об идеале в искусстве, гражданской позиции художника. Лейтмотивом произведения становится авторский призыв к познанию родной истории, основ русского национального характера.

Непохожесть писателя В. Лихоносова видна не только в ритмической организации речи, в плавной музыкальной интонации, прерываемой иногда взрывчатыми аккордами-размышлениями публицистической окраски, в синтезе поэтического лиризма и философичности. В. Лихоносов выделяется особым миро чувствованием, особой позицией художественного осмысления жизни.

Обзор критической литературы о творчестве В. Лихоносова свидетельствует о том, что требуется их современное прочтение на основе системно-целостного анализа текста. Необходимо отметить, что именно возведение на "общественно значимый уровень" частных ситуаций, в которых писатель всегда находит неподдельное очарование жизнью, делает В. Лихоносова своеобразным, ни на кого не похожим художником, верно передающим ощущение утраты былого. Мы имеем возможность проследить, как объективно спокойное изображение действительности вытесняется в произведениях В. Лихоносова философским раздумьем о жизни, о назначении человека, и о его месте в истории. Поэтому и меняется структура повествования: в ней все больше места занимают лирико-философские медитации, реализованные то в виде прямой авторской речи, то в форме монологов героев. Творчество В. Лихоносова представляет собой своеобразную жанровую эволюцию: за небольшими рассказами, повестями и романом, появляется новое произведение, и не просто роман, а роман-воспоминание, представляющий собой тонкий сплав истории и поэтического быта. Писатель пытается поставить и разрешить одну из центральных проблем в современной русской литературе - проблему человека и истории. Решает эту проблему автор на материале истории Кубани, обращаясь к традициям кубанского казачества, к его столице Екатеринодара.

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым. Стало литературным памятником Екатеринодару.

«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но, сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: „Франция“, „Нью-Йорк“, „Тулон“, „Трапезонд“, „Венеция“, „Константинополь“! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре, как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами, „Двенадцать апостолов“. И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чрево угодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, „красные фонари“ с намазанными желто билетными… Чем не Париж в миниатюре?!»

Место действия — от Парижа до хуторка в степной глуши. Основные события в романе разворачиваются в начале XX века и пореволюционные годы, и уходят глубоко в старину. Поэтому в «Нашем маленьком Париже» есть все – и Петербург с пышными приемами казачьих депутаций императором и членами императорской семьи, и Царское Село, и празднества, связанные с историей казачества, и Гражданская война, и нелегкая жизнь в эмиграции, а также военная и будничная жизнь казаков в солнечном Екатеринодаре. При всей стилистической традиционности «Наш маленький Париж» — необычная по жанру книга. Это роман-воспоминание. В нем нет жесткого сюжетного каркаса, стройной хронологии течения событий: монтируя свободную композицию, Лихоносов все время меняет рассказчиков. Тон воспоминания задает возвращающийся в Краснодар после 40-летнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак. Повествовательная стихия в книге подчинена образу времени-памяти. «Бессомненно, главный герой этого романа — Память,— писал В.Распутин в послесловии.— Память как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества... Мы не истину в готовом виде получаем из этих воспоминаний, а жизнь, оставшуюся вслед за нею картину, из которой можно вывести часть истины. Память здесь становится материальным ощущением времени. Людские судьбы рисуют его общую судьбу»

В романе "Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания" автор предпринял попытку соединить прошлое и настоящее. Неслучайно В. Лихоносов в книге "Волшебные дни", определяя сущность своего творчества, указывал: "Деятельность писателя - отражение времени. Когда пишешь, думай, что ты оставляешь в творчестве следы своей жизни и жизни народа. Недопустимо, чтобы на страницах зияла пустота, по которой невозможно будет определить, как жили добрые люди когда-то. Страстное желание запечатлеть самое дорогое и сущее - основа творчества". Краснодар поистине можно назвать казачьим городом. Именно казаки основали этот город и жили здесь из века в век, передавая свои традиции молодому поколению. Екатеринодар стал неотъемлемой частью их истории. Роман талантливого советского писателя Виктора Лихоносова охватывает огромный пласт жизни Кубани.

Лихоносов пишет не только о казаках на Кубани, но и о тех, кто покинул Россию после расказачивания. В эмиграцию уехало очень много казаков. Одними из них были Дементий Бурсак с его тетей и Петр Толстопят со своей женой. Очень трудно было жить вдали от дома. Очень сильно хотелось вернуться. И это желание не проходило на протяжении всей эмиграции, которая длилась годами. Каждый молил: «Дай, боже, чтоб под этим флагом мы собрались в родной Кубани».

Что-то мягко волнующее, смутно задевающее душу, одним словом, трогательное испытываешь, читая рассказы, которые один за другим дебютировал молодой учитель с Кубани Виктор Лихоносов.

Трогательна нравственная чистота, определяющая настроенность этих рассказов – «Домохозяйка», «Марея», «Что-то будет». Трогательны их герои, русские женщины, работящие, жители деревни, много пережившие на своем бабьем веку. Трогательна их готовность отозваться, их неспособность причинить боль, обидеть человека. Произведения Лихоносова явились лишь самым предварительным подходом к осмыслению национального характера.

Ему принадлежат также книги воспоминаний «Сожаления» (1992), «Записи перед сном» (1993) и сборник злободневной «антиперестроечной» публицистики «Тоска-кручина» (1996). Писатель — почетный гражданин г. Краснодар, лауреат Международной премии им. М. Шолохова, кавалер ордена «Знак Почета» (1984).

Заключение

В. И. Лихоносов - один из наиболее интересных современных писателей, чье творчество еще не получило, к сожалению, должной оценки. Не рассматриваемый ранее в монографических исследованиях художественный мир писателя интересен, что, безусловно, повлияло на выбор темы работы.

Каждое произведение – это целая жизнь, а герои романов, повестей или рассказов персонажи из той самой жизни, в которой заключена вереница первостепенных проблем и жизненных неурядиц.

Мы попытались лишь прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека. Человека, сумевшего показать жизнь и быт простых людей, их чувства, беды и радости.

Также немаловажной целью для нас было ознакомление читателя с творчеством великого писателя и мыслителя XX века.

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

  2. Васильев В. Сопричастность жизни. Лирическое постижение Родины. М.: Современник, 1981.

  3. Кожинов В.В. Роман-эпос нового времени. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

  4. Леонтьев К. Как надо понимать сближение с народом? М.: Изд-во МПИ "Мир книги", 1991.

  5. Лихоносов В.И. Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания: Краснодар: Кн. изд-во, 1990. 762 с. В дальнейшем цитируется по этому изданию с указанием в скобках номера страницы.

  6. Лихоносов В.И. Необходимо душе!.//Собеседник: Литературно-критический ежегодник. М.: Современник, 1987. - Вып. 8. - 319 с.

  7. Лихоносов В.И. «Голоса в тишине», Москва « Молодая Гвардия» 1990.

  8. Мотылева Т. Иностранная литература и современность. М.: Советский писатель, 1961.

  9. Минакова A.M. Поэтический космос как универсалия в русской литературе XX века: А. Блок, М. Горький // Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Пермь, 1993.

  10. Селезнев Ю.И. В преддверии героя // Память созидающая. - Краснодар. 1987.

  11. П. 84 Писатели Кубани: Библиогр. Сборник/под ред. В.П. Неподобы.- Краснодар: «Северный Кавказ», 2000-280с.

Просмотров работы: 4711