Для успешного осуществления процесса модернизации всей системы образования Россия нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическими коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Внедрение инноваций трудный и болезненный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.
Говоря о таком важном феномене, как «инновация», необходимо дать его определение. В научно-методической литературе и современных педагогических исследованиях инновация толкуется следующим образом: Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А. А. Адамский). [4]
Понятие «инновация» трактуется авторами О. Г. Хомерики, М. М. Поташником, А. В. Лоренсовым как нововведение. [3] В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
И. О. Котлярова дает следующее его определение: «Инновация – закономерно возникающее и проектируемое явление в сфере образования, характеризующееся созиданием, освоением, апробацией, внедрением образовательной новации, способствующей повышению качества образования в широком смысле (благоприятным для образующегося человека изменениям в его интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической сферах); проявляющееся в появлении принципиальных (расцениваемых как прогрессивные) изменений с содержании образования, в протекании образовательных процессов, в образовательных отношениях, в образовательных средствах и в образовательном пространстве». [1]
Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и др.).
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. Инновационный менеджмент современном дошкольном образовательном учреждении предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
проведение единой инновационной политики – координация деятельности всех структурных подразделений;
финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;
управление персоналом, осуществляющим инновации;
создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем. [5] Примерами управления инновациями в ДОУ могут быть:
Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.
Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг. [2]
Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования – заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях инновационного менеджмента.
Список использованной литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. – 2009 – № 4.
3. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ. – 2006 – № 3.
4. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.
5. Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ. – 2008 – № 2.