ВЕЛИКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЕЛИКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

Казачек И.Ю. 1, Баландина Е.В. 1, Демченко О.П. 1
1Краснодарский Краевой Базовый Медицинский Колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Николай Михайлович Карамзин— российский историк, писатель, прозаик, почетный член Российской АН. Основоположник русского сентиментализма. Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».

Карамзин открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых "строителей” государства русского. Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть "Бедная Лиза” явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания.

Карамзин сам постарался сделать свою жизнь нравственной и достойной уважения. Он именно "делал" свою биографию, сознательно создавал ее, как создают-творят художественное произведение.

Проза и поэзия Николая Михайловича оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Основная часть

1. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина

1.1 Детство (1766 – 1775)

На дворе вьюжило. Зима 1766 наступила задолго до календарного срока. В доме отставного полковника Михаила Егоровича Карамзина царила тревожная атмосфера, печи жарили что есть мочи, горели свечи, детям запрещено было всякое озорство и беготня по притихшим залам. Сновали с какими-то тазами и простынями нянечки и мамочки. В центральной зале у камина расположился хозяин дома нижегородский и сибирский помещик, силясь читать газету, что выходило у него прескверно. Томительное ожидание было вознаграждено рождением сына к утру 1 декабря. Тогда молодая и очень красивая Екатерина Петровна Карамзина в девичестве Пазухина осчастливила мужа, так появился на свет Николенька Карамзин, которому было суждено спасти Россию от исторического забвения.

Старинный, но не особенно богатый дворянский род, как по линии матери, оставившей Николеньку сиротой в возрасте трех лет после рождения второго сына, так и по линии отца - насчитывал много поколений достойных слуг государевых, отмеченных доблестью служения Родине. В такой атмосфере и формировалось мировоззрение мальчика, окрашенное одиночеством после потери матери. Мальчиком, выбрав для себя уединение, он с неохотою участвовал в детских играх, его манила мамина библиотека. Так в атмосфере тишины и мечтательности, что несёт деревенское уединение, отмеченное красотой поволжской природы, будучи ещё совершенным ребенком, он начал читать французские романы, очерки по истории Рима сочинения Ф. Эмина, «Дон Кихот», и особенно история о Сципионе Африканском увлекала его тем, что позволяла видеть и чувствовать себя героем. Он проглатывал книги одну за другой. Возможно, это и сформировало мировоззрение одного из самых ценных наследий, завещанных русской культуре творчеством Карамзина.

1.2 Образование (1775 – 1788)

Первой духовной пищей 8 - 9-летнего мальчика были старинные романы, развившие в нем природную чувствительность. Уже тогда, подобно герою одной из своих повестей, "он любил грустить, не зная о чем", и "мог часа по два играть воображением и строить замки на воздухе".

Получив немудрёное домашнее образование, Карамзин закончил частный дворянский пансион Фовеля в Симбирске.

Записав сына в армейский полк, отец отдал в 1778 году четырнадцатилетнего Николая в лучший на тот момент времени пансион профессора Московского университета И. И. Шадена, где Карамзин подробно и с интересом изучал литературу, философию, иностранные языки, историю, поэтику; он посещал также параллельно лекции в Московском университете. Шадену он обязан был практическим знакомством с немецким и французским языками. После окончания занятий у Шадена, Карамзин несколько времени колебался в выборе деятельности.

В 1783 г. он пробует поступить на военную службу, куда записан был еще малолетним, но тогда же выходит в отставку и в 1784 г. увлекается светскими успехами в обществе города Симбирска. В конце того же года Карамзин возвращается в Москву и через посредство земляка, И. П. Тургенева, сближается с кружком Новикова. Здесь началось, по словам Дмитриева, "образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное". Влияние кружка продолжалось 4 года (1785 - 88). Серьезной работы над собой, которой требовало масонство, и которой так поглощен был ближайший друг Карамзина, Петров, в Карамзине, однако, не заметно.

1.3 Путешествие в Европу (1789 – 1790)

С мая 1789 Карамзин отправляется в путешествие по Европе, которое стало достаточно интересным и богатым на события. Он проехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, как Берлин, Лейпциг, Женева, Париж, Лондон. И не просто проехал. Знакомился с выдающимися людьми этих стран, вовсе не чувствуя себя провинциалом и достойно представляя Россию. Ему посчастливилось беседовать с Иммануилом Кантом и увидеть на улицах Парижа ужасы великой французской революции. Николай Михайлович собственными глазами видел, как рухнула Бастилия.

Карамзин смотрел, слушал, наблюдал. Исторические памятники, жилища людей, университетские аудитории, фабрики, трактиры, уличные гуляния, деревенские свадьбы. Он сравнивал нравы людей разных национальностей, вдумывался в особенности их речи, заполнял страницы записной книжки набросками уличных сцен, записями бесед. И размышлениями, в которых сквозили живые чувства.

В Россию Карамзин вернулся осенью 1790 года. Во всеоружии не только последней парижской моды, предписывающей ленты на узких башмаках и взбитый кок на голове, но тщательно продуманной программы дальнейшей жизни. Он приступает к изданию "Московского журнала", заполняя его номера своими повестями, статьями, стихотворениями. Именно здесь были напечатаны и "Письма русского путешественника".

1.4 Карьера и творчество (1790 – 1813)

Возвратившись из путешествия, Карамзин начал активную издательскую и литературную деятельность. Он выпускает "Московский журнал", на страницах которого один за другим выходят шедевры сентиментальной литературы, среди которых самой яркой становится "Бедная Лиза". После этих публикаций Карамзин становится признанным лидером русского сентиментализма.

Большую часть 1793 - 1795 годов Карамзин провел в деревне и приготовил здесь два сборника под названием "Аглая", изданные осенью 1793 и 1794 годов. В 1795 г. Карамзин ограничивался составлением "смеси" в "Московских Ведомостях". "Потеряв охоту ходить под черными облаками", он пустился в свет и вел довольно рассеянную жизнь. В 1796 г. он издал сборник стихотворений русских поэтов, под названием "Аониды". Через год появилась вторая книжка "Аонид"; затем Карамзин задумал издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе ("Пантеон иностранной словесности").

В "Московском Журнале" Карамзин завоевал сочувствие публики в качестве литератора; теперь в "Вестнике Европы" (1802 - 03) он является в роли публициста. Преимущественно публицистический характер носит и составленное Карамзиным в первые месяцы царствования императора Александра I "Историческое похвальное слово императрице Екатерине II". Во время издания журнала Карамзин все более входит во вкус исторических статей. Он получает, при посредстве товарища министра народного просвещения М. Н. Муравьева, титул историографа и 2000 рублей ежегодной пенсии, с тем, чтобы написать полную историю России (31 октября 1803 г.).

В 1810 году Карамзин был награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России», в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. Это произведение играло также роль набросков к последующему огромному труду по русской истории.

Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении.

Но работу над "Историей государства Российского" Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..." В 1816 году он удостаивается чина статского советника и ордена Святой Анны I степени.

Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание.

1.5 Последние годы жизни (1816 – 1826)

В 1816 голу вышли первые восемь книг, в 1821 году выходит девятый, а в 1824 - десятый и одиннадцатый. Заключительный том двенадцатый выпускали друзья.

В мае 1826 года великий литератор и историк скончался. В Остафьеве буйно цвела сирень, и звон погребальных колоколов заглушал разухабистые переливы соловьиных трелей. «Орешек» не сдавался и после смерти. Критика на все лады упражнялась в соревновательном порыве друг с другом. «Историю» ругали талантливо и жестоко. Называли подлою, ненаучною, и попросту неинтересною. Но «История» выдержала времена и годы, и суровый потомков суд. История такова, каков историк. Что вкладывает автор в ткань исторических событий - таким и выходит труд из-под его пера.

Льстивые дифирамбы украшателей хода событий или беспристрастная оценка подлости и восхищение подвигом. А.С. Пушкин назвал труды Карамзина «подвигом частного человека». Первые восемь томов были раскуплены в обществе по свидетельству Пушкина за месяц. «Пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».

2. Произведения Н.М. Карамзина

2.1 «Письма русского путешественника»

"Письма русского путешественника" представали как исповедальный дневник русского человека, попавшего в огромный, незнаемый им мир духовной и общественной жизни европейских стран, в круговорот европейских событий.

В действительности "Письма русского путешественника" писались в Москве на протяжении многих лет. Писатель пользовался при этом не только своими путевыми записками, но широко использовал хорошо известные ему книги, посвященные тем странам, которые он посещал...

«Письма русского путешественника» были преподнесены читателю автором как собрание реальных писем. Карамзин старался внушить мысль, что «Письма русского путешественника» – не литературное произведение, обдуманное и построенное по законам художественного текста, а «жизненный документ». Изучение текста убеждает, однако, в противоположном: «Письма русского путешественника» (в дальнейшем: «Письма») никогда не были реальными письмами, создавались они не в дороге, а после возвращения в Москву, что прежде всего вытекает из анализа дат, проставленных автором в «Письмах».

Однако не только сопоставление дат подводит нас к этому выводу. Выявляется ряд существенных различий между Карамзиным и его Путешественником: Путешественник хотел встретиться за границей с «любезным своим другом А**» (А. М. Кутузовым), но встреча эта не состоялась, а Карамзин с ним встречался. Путешественник относительно равномерно распределил свое время между Германией, Швейцарией, Францией и Англией, а Карамзин значительную часть своего «вояжа» провел в Париже, побывав там, вероятно, не один, а два раза, въехав в столицу мятежной Франции раз по страсбургской, а в другой – по лионской дороге.

Создавая «Письма» как литературное произведение, Карамзин, конечно, опирался на свои впечатления от европейской поездки. Однако опубликованный им текст – сложное художественное целое, а не непосредственные записи наивного наблюдателя, маску которого надевает автор.

2.2 «Бедная Лиза»

Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной сентиментализма в русской литературе. Впервые в литературе главной целью не становится прославление каких-либо героев, как в классицизме, а изображаются чувства людей.

В произведениях классицизма были достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине. По мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, «ибо и крестьянки любить умеют».

У писателя-сентименталиста не было цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать всё реалистично. Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.

Повесть «Бедная Лиза» кажется нам несколько нереалистичной. Диалоги героев – слишком напыщенны. Они изобилуют восклицаниями, эпитетами, ахами и вздохами. («Ах, Лиза! — говорила она. — Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!»; ««Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». — «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!»). Однако именно такое построение речи героев позволяет нам глубже ощутить сентиментализм повести, глубже понять чувства главных героев: Лизы и Эраста. Н. Карамзин не ставит своей целью изобразить реалистично картину из жизни крестьянской девушке. Главное для него – это возбудить в читателе ощущение причастности к этой картине, возбудить в нем искренние чувства по отношению к героям романа и, прежде всего к Лизе.

Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.

«Бедная Лиза» начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Натура», то есть природа, вслед за рассказчиком пристально «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остаётся глуха и слепа к переживаниям героини.

Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Даже напротив – «мрак вечера питал желания». Непонятное происходит с душой Лизы: «Мне показалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!». Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдаёт душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – «казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Лиза пугается грома, «как преступница». Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее. В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании». «Молчание» натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчёркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает её от разочарования.

Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Заключение

Автор "Истории Государства Российского" - человек астрономически далекой эпохи, чей язык и убеждения считались глубокой стариной уже в 1840-х годах.

Карамзин - виднейший деятель своей эпохи, реформатор языка, один из отцов русского сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, на которых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобы изучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе, в себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии и творчества Карамзина делают его одним из наших собеседников.

В.Г. Белинский:

"Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Были и до Карамзина опыты написать историю, но тем не менее для русских история их отечества оставалась тайною, о которой так или сяк толковали одни ученые и литераторы. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий!"

Список используемой литературы:

1) http://lib.ru/LITRA/KARAMZIN/liza.txt

2) http://www.briefly.ru/karamzin/pisma_russkogo_puteshestvennika/

3) http://www.twirpx.com/file/1406969/

4) http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0320.shtml

5) http://www.litmir.me/br/?b=157092

6) http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/03article/article.htm

Просмотров работы: 3125