Дидактическая игра является эффективным средством, с помощью которого можно вызвать интерес ребенка к уроку русского языка, а так же помогает улучшить качество обучения. Она включается в начальных классах и активно используется в последующих. Дидактические игры в обучении умственно отсталых школьников применяются для привлечения внимания каждого школьника, вызывание у него интереса к процессу обучения. Учитывая то, что умственно отсталые дети неэмоциональны, пассивны и не проявляют активное желание действовать с предметами, игрушками, педагогу необходимо создать такое отношение к игре, которое способствует положительному эмоциональному фону к предлагаемой деятельности.
Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. При выборе дидактической игры необходимо основываться на тему урока, ее цели и содержание. Для того, чтобы игра не стала утомительной или даже недоступной, необходимо правильно распределить мыслительные операции, которые выполняют умственно отсталые школьники. В начале занятия можно провести такие игры, которые смогут повысить активность детей, заинтересуют их. Такие игры, как «Отгадайте, кто к нам пришел?», «Что в мешочке?» и так далее. В середине урока следует проводить игры, которые соответствуют теме урока. При проведении игры, следует точно знать, какие знания закрепляются, умения и навыки развиваются с помощью игры. Немало важным является подбор дидактического материала. По возможности нужно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре. Важно, чтобы школьники чувствовали свою равноценность их участия, а также, чтобы у них появилось желание играть и выигрывать.
Роль педагога является значительной на все время игры. Только в том случае, если учитель заинтересован в результатах игры, она будет эффективной. Педагог объясняет правила игры, показывает образец выполнения. Если игровые правила не понятны детям, учитель может помочь им, упростить материал игры, а также сократить количество заданий. Ошибки, которые допускались учениками, во время игры следует проанализировать после завершения игры. Поощрения и подбадривания - необходимый эмоциональный момент. После завершения дидактической игры выявляют победителей, подводят итоги и поощряют. Учителю следует объяснить, почему выиграла данная команда или ученик.
Игра помогает повысить эмоциональный фон школьников, вносит разрядку, если для выполнения какого-то задания необходимо большое интеллектуальное напряжение. Помогает игра и в закреплении и повторении темы.
Примеры дидактических игр.
1.Название игры: «Оркестр»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция к выполнению: У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там ;тоже с маленьким. Затем произвольно учитель показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки
2. Название игры: «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.
Инструкция к выполнению: закончить стихотворение рифмой
а) Не будильник, а разбудит,Запоет, проснутся люди.На головке гребешок,Это Петя – … (петушок).
б) Я сегодня утром рано Умывался из-под…(крана).
в) Солнце светит очень ярко,Бегемоту стало…(жарко).
г) Вдруг небо тучей затянуло,Из тучи молния…(сверкнула).
3. Название игры: «Поймай звук»
Цель: развитие слухового внимания
Инструкция к выполнению: Учитель произносит слоги со звуков [Р] и без него, дети внимательно слушают. Если они услышат слог с заданным звуком - хлопают в ладоши, если слог без заданного звука- руки на парте.
4.Название игры: «Какой звук мы слышим чаще?
Цель: выделять определенный звук из общего речевого потока
Инструкция к выполнению: Педагог читает стихотворения, а ученики хором отвечают, какой звук слышали чаще всего.
***
Жик – жи, жик – жи,
Режут острые ножи!
Жик – жи, жик – жи,
Осторожно их держи
***
Камышом шуршала мышь:
Ветер там нарушил тишь
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши.
5.Название игры: «На рынке».
Цель: развитие умения выделять наличие звук в слова
Инструкция к выполнению: Учитель вывешивает на доске овощи, в названиях которых есть звук [Р]. Например, помидор, морковь, свекла, баклажан, кабачок, картофель.
- Вы пришли на рынок за овощами, вам нужно купить те овощи, в названиях которых есть звук [Р]. Будьте внимательны! Можно также предложить детям купить сначала овощи, в названиях которых есть звук [Р], а затем в которых данный звук отсутствует.
6.Название игры: «Третий лишний»
Цель: нахождение заданных звуков в словах и выделение их
Инструкция к выполнению: Учитель дает задание: обвести те предметы в названиях, которых нет звуков, например [м], [т], [б]. Дети должны обосновать свой выбор, ответив на вопрос: «Почему ты выбрал именно этот предмет?»
1)Пирамидка, матрешка, мишка
2) Туфли, танк, зонт
3) Барабан, банка, шляпа
7.Название игры: «Посели животных»
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки
Инструкция к выполнению: Каждому ученику раздаются предметные картинки, в названиях которых есть звук [Р],[Л], а также домики на крышах которых написаны буквы Р, Л. Ученики должны правильно «поселить» животных под ту крышу, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше .Примеры слов: лошадь, слон, белка; жираф, тигр, кенгуру.
8.Название игры: «Где спрятался звук?»
Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове
Инструкция к выполнению: Детям предлагается определить место звука в слове
9. Название игры: «Кто летит»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Инструкция к выполнению: Педагог сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры учитель медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
10. Название игры: «Назови звук» (в кругу с мячом).
Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.
Инструкция к выполнению: Учитель называет слова и произносить в них одни звук дольше или громче. Дети должны назвать только тот звук, который выделил учитель. Например: Учитель говорит молллоко, дети должны сказать; самолеТ- т. Если дети затрудняются с ответом, педагог сам называет звук ,а дети повторяют.
Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью дидактических игр происходит усвоение учебных знаний, закрепляются умения и навыки, а так же развиваются все психические процессы детей .Дидактическая игра делает процесс обучения более увлекательным, создает радостное рабочее настроение. При умелом использовании игры облегчается учебный процесс, так как игровая деятельность привычна ребенку. От игры дети получают положительные эмоции, что облегчает процесс познания
Список литературы:
1.Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
2. Босс А.А. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/647918/
3.Блинова Е.Г. Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://hoope.ru/dlya-shkolnika/didakticheskaya-igra-ee-mesto-i-rol-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov/
4.Курбангалиева Г.Ф. Звук и буква Ш [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/585769/