Рисуночные методики на сегодняшний день очень популярны. Они дают возможность человеку проецировать реальность и по-своему интегрировать ее. Также рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, состояния чувств, переживаний, отношений и т.д. Психологи-практики нередко используют рисуночные тесты. Наибольшей интерес у нас вызвали 2 методики «Человек под дождем» и «Практик, логик», которые были разработаны двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня их широко используют для того, что бы определить эмоциональный фон и стрессоустойчивость, а также выявить тип мышления, у человека.
Нами было принято решение провести исследование, целью которого являлось выявление взаимосвязи типа мышления и способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Реализации этой цели осуществлялась c помощью проективных методик «Человек под дождем» и « Практик, логик».
Далее рассмотрим краткое описание и интерпретацию используемых методик.
Методика «Человек под дождем»
Данная методика ориентирована на выявление силы «эго» человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также изучить личностные резервы и особенности защитных механизмов человека. Целью данной методики является изучение особенностей совладения со сложными ситуациями, готовность индивида справляться с трудностями.
На чистом листе бумаги формата А4, который горизонтально ориентирован, испытуемым предлагалось нарисовать человека, а потом—человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволило увидеть нам, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
Интерпретация данной проективной методики достаточно объемная и трудоемкая работа, так как имеет большое количество положений в руководстве. Поэтому мы решили ее структурировать, предоставить более удобное описание для легкости восприятия и обработки результатов (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии анализа рисунков по методике «Человек под дождем»
Признаки |
Описание |
Эстетика рисунка |
Эстетика рисунка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Если эстетика рисунка меняется в лучшую сторону, возможно под действием неблагоприятных факторов человек мобилизуется, если в худшую – наоборот, «дичает», перестает следить за собой. |
Размер рисунка |
Капли дождя нередко заходят за невидимые границы. Бывает, что рисунок сильно уменьшается – человек бессознательно стремится минимизировать «энергозатраты», спрятаться, укрыться. |
Размер фигуры |
Резкое уменьшение фигуры свидетельствует об ощущении собственного бессилия, потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается, до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это тоже признак бессилия, потери опоры, «почвы под ногами». |
Расположение относительно центра |
В рисунке может теряться центр. Это свидетельства внутреннего дискомфорта, потери ощущения стержня, «центра» вследствие действия неблагоприятных факторов. |
Цвет |
Цвет позволит определить бессознательное отношение к дождю, к себе, ситуации. |
Характер действий человека, стиль поведения под дождем |
Человек в рисунке бежит, идет, двигается. Изображение двигающегося человека – свидетельство о склонности к активным действиям. Важно, какого они характера. Человек может спасаться бегством, спокойно идти, прыгать от радости, лежать или сидеть в луже, — все это покажет характер действий человека в условиях неблагоприятных факторов. |
Пол |
Часто под дождем «меняется пол». Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по «мужскому» или «женскому» типу. Когда автор меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения. |
Возраст |
Нередко меняется возраст человека. Он становится либо старше, либо младше своего биологического возраста. Увеличение возраста может говорить о стремлении проявлять мудрость, зрелость, а может свидетельствовать и о потребности в поддержке, добром совете. Рисование ребенка в зависимости от того, какой носит характер – можно предположить наличие инфантилизма и бессилия в сложных ситуациях. А может отражать ресурсы противостояния стрессу, потребность в личностном росте (ребенок танцует, бежит по радуге и т.п.). |
Средства защиты от дождя |
Традиционно зонт, плащ, накидка. Если они есть, но капли проникают повсюду и человек сильно промок – это сигнал к тому, что прежние способы реагирования, защиты, противостояния стрессу исчерпали себя и требуется выработка нового стиля сопротивления. |
Лужи, тучи |
Символизируют конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни человека. Лужи рисуют люди чувствительные, долгое время переживающие последствия стресса. |
Дополнительные образы: солнце, радуга, растения, предметы, объекты окружающего мира |
Дополнительные образы, которые обычно рисуют либо имеют позитивное символическое значение и указывают на проявление ресурсов психологической адаптации; либо имеют негативное символическое значение и усугубляют, конкретизируют неблагоприятное воздействие. |
Методика «Практик и логик»
Испытуемым предлагалась цепочка овалов. На основе этой детали нужно было воссоздать всю картину, из одного фрагмента сотворить целое. Что нарисовать и чем дополнить данный рисунок, зависело только от испытуемых. Им предлагался стимульный материал (рисунок 1).
Рисунок 1. Стимульный материал к методике «Практик и логик»
Результаты по данной методике легче интерпретировать, по сравнению с предыдущей, что бы ни нарисовали испытуемые. Принцип такой: если испытуемые сделали цепочку овалов основой своего рисунка, то это говорит о том, что они обладают практическим мышлением. Таким людям ближе все конкретное. Если же цепочка овалов является не основной деталью рисунка, а дополнительной, то это говорит о наличии логического мышления. Люди любят мыслить абстрактно.
Признаком практического мышления являются рисунки типа «колос», «гроздь винограда», «ягод» и т. п. – основное внимание уделяется такой форме как овал.
Признаком абстрактного мышления являются изображения типа: идущий человек, за которым тянется цепочка следов; хвост птицы или зверя; коса девушки и все в том же духе. Иначе говоря, цепочка овалов в данном случае являются не более чем дополнением к основной теме рисунка.
Люди с практическим мышлением хорошо работают в коллективе, они ответственны и аккуратны. Они прекрасно справляются с огромным количеством работы, благодаря тому, что умеют четко организовать свой рабочий день и распределить все дела по мере их важности и срочности. У этих людей практически не бывает безвыходных ситуаций, так как они просчитывают заранее каждый свой шаг, чтобы застраховать себя от возможных сюрпризов. Им больше по душе планомерная работа, нежели неожиданно свалившаяся им на голову задание, даже если та сулит им немалые прибыли.
Люди с абстрактным мышлением не любят рутину, предпочитают работать по вдохновению, им нравится проявлять себя в творческом плане, у них всегда множество разнообразных идей в голове, которыми они с удовольствием делятся со своим окружением. Они не привыкли планировать свои дела так, чтобы они распределялись равномерно; для них главнее активность в периоды, когда их посещает вдохновение.
Исследование проводилось в группе студентов 1 курса СПФ, состоящей из 11 человек в возрасте 17-18 лет. Испытуемым предлагались описанные выше методики.
В результате исследования мы получили следующие первичные данные (таблица 2)
Таблица 2
Первичные эмпирические данные исследования для сравнительного анализа
Практики |
Адаптация |
Логики |
Адаптация |
|
+ |
1) |
- |
|
+ |
2) |
- |
|
+ |
3) |
- |
|
+ |
4) |
- |
|
- |
5) |
+ |
|
+ |
Из таблицы 2 нетрудно видеть, что легче адаптируются, следовательно, справляются с трудными ситуациями «практики».
Далее приведем примеры рисунков испытуемых, которые нетрудно сравнить, выявить эмпирическую взаимосвязь стрессоустойчивости и мышления.
Рисунок 2.1 «Человек» Рисунок 2.2«Человек под дождем»
Рисунок 2.3 «Практик и логик»
По данным рис. 2. можно утверждать, что человек спокоен, уравновешен, так как фигура не поменяла особого размера. Можно сказать, что у человека определенный тип реагирования в стрессовых ситуациях, который заимствован у людей из ближнего окружения (мамы, бабушек). Возраст не изменен. Это говорит об отсутствии жизненных неурядиц в данный промежуток жизни. Одежда на рисунках изображена в норме, следовательно, человек не нуждается в дополнительной защите. Линии плавные - свидетельствуют о спокойствии и гармонии внутреннего мира, отсутствие конфликтности. На рисунке изображено солнце, это говорит о том, что человек стремится к совершенству, без особых усилий справляется с трудными ситуациями. Редкие капли дождя говорят о том, что человек воспринимает проблемы, которые встречаются на пути, как временные и преодолимые. Наличие зонта говорит о том, что человек хорошо адаптируется и не боится принимать помощь извне. Рисунок изображен по-детски, следовательно, испытуемый ждет одобрения. В целом можно сказать, что данный испытуемый стрессоустойчивый человек, легко адаптируется к новым условиям и чувствовал себя спокойно во время проведения методики.
Из рисунка 2.3 понятно, что испытуемый обладает практическим мышлением, так как цепочка овалов является основой рисунка.
3.1 3.2 3.3
Рисунок 3.«Человек под дождем»(3.1), «Человек»(3.2) , «Практик и логик»(3.3).
По данным рис 3. можно сказать, что человек в данный момент спокоен, умеет сдерживать свои эмоции, так как фигура не поменяла размера. Испытуемый имеет собственную модель поведения в стрессовых ситуациях (не изменился пол). Возраст не изменен, значит, отсутствуют жизненные неурядицы. Если посмотреть на рисунок « Человек» то мы можем сказать, что испытуемый жизнерадостный (наличие солнца, цветов и т.д.), но на голове есть кепка, это означает, что человек даже в отсутствие проблем он нуждается в поддержке. На рисунке «Человек под дождем» много изображения дождя, капли тяжелые, это свидетельство того, что человек воспринимает жизненные трудности как тяжелые и постоянные. Если обратить внимание на характер линии, то можно сказать, что он неровный с нажимом, это говорит о том, что человек импульсивный, нестабильный. Много острых углов на рисунке означает, что человек агрессивен, имеет плохую адаптацию. Широко раскрытые глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Молния символизирует наличие страхов по поводу надвигающихся проблем. Наличие зонта говорит о том, что человек ищет поддержку и хочет идти на контакт. В целом можно сказать, что человек жизнерадостный, общительный, идет на контакт, но имеет низкую стрессоустойчивость и чувствует себя не очень комфортно во время проведения методики.
По данным рисунка 3.3 можно сказать, что испытуемый обладает логическим мышлением, так как цепочка овалов является деталью рисунка.
Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования установлено, что группе из 11 человек преобладают люди с практическим мышлением. Как показало исследование уровень адаптации к социальным условиям и стрессоустойчивость у данных людей высокие. Как правило, они хорошо работают в коллективе, они ответственны и аккуратны. Они прекрасно справляются с огромным количеством работы, благодаря тому, что умеют четко организовать свой рабочий день и распределить все дела по мере их важности и срочности. У этих людей практически не бывает безвыходных ситуаций, так как они просчитывают заранее каждый свой шаг, чтобы застраховать себя от возможных сюрпризов. Им больше по душе планомерная работа, нежели неожиданно свалившаяся им на голову задание.
Остальная часть испытуемых относится к людям с логическим мышлением. Уровень их адаптации к социальным условиям и стрессоустойчивость значительно ниже. Они не любят рутину, предпочитают работать по вдохновению, им нравится проявлять себя в творческом плане, у них всегда множество разнообразных идей в голове, которыми они с удовольствием делятся со своим окружением. Они не привыкли планировать свои дела так, чтобы они распределялись равномерно; для них важнее активность в периоды, когда их посещает вдохновение.
На основе данного исследования можно сделать вывод о том, что люди с практическим мышлением обладают большей стрессоустойчивостью и адаптацией к социальным условиям, нежели люди с логическим мышлением.
Литература
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:Владос,1995.2. Романова Е.В., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.М.:Дидакт,1992.3. Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики, часть 1 и 2. СПб «Питер», 1997.