ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Писарева Е.Ю. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный стандарт общего основного образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г, предполагает «активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков.

...Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания общего образования, имеющего необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются у обучающихся ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.»

Но при реализации требований ФГОСа на практике школа сталкивается с такими проблемами, как, например, неподготовленность педагогических кадров, о чем мы узнали изучая педагогические сайты и форумы. Так, на форума Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования коллектив учителей 3 классов МБНОУ «Гимназия 44» пишет: «Для того, чтобы перейти на новые стандарты, педагогу необходимо не только глубоко знать свой предмет, иметь основательную психолого - педагогическую подготовку и владеть разнообразными методическими средствами, но и каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам. Сложнее всего приходится учителям с большим опытом работы. Традиционный учитель привычен больше говорить сам, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту нелучшую учительскую привычку. Сейчас учитель должен выступать в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей. Поэтому, на наш взгляд, необходимо помочь учителям перестроиться путем организации мастер-классов, курсовой подготовки, семинаров» [1]

Кроме того, педагоги отмечают, что материально-техническое оснащение школьных аудиторий не позволяет полноценно применять современные технологии. Такое мнение мы встречаем на сайте педагогического сообщества г.Серпухова «Пеликан» (Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №7 г.Чехова ): «Следующей из проблем является материально-техническое оснащение наших школ - оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя. В помощь педагогу здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предметам, и конечно новые УМК, их адаптация к новым условия их реализации, курсы и консультации» [4]

Несмотря на модернизацию системы образования, в школе преобладает традиционное обучение с элементами инноваций. Подтверждение высказывают и практикующие педагоги, например, Сачинская И.В., учитель английского языка МБОУ ООШ №3 г.Л-Кузнецкий: «В условиях перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования современный учитель просто обязан отказаться от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков» [1]

Здесь представлены далеко не все трудности, с которыми сталкиваются педагоги. Все это осложняет получение положительных результатов внедрения ФГОС. Что поможет выйти из традиционного обучения и соответствовать новым стандартам?

Ряд учителей, таких, как Гришина Оксана Александровна, Сорока Любовь Николаевна (МОУ «Березорядская ООШ» Бологовский район, Тверская область), Будникова Людмила Константиновна (МБОУ «Лицей 2», г. Нижневартовск), считают наиболее эффективным средством внедрения ФГОС проектно-исследовательскую деятельность. Обратимся непосредственно к методу проектов.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 – 1952).

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачейобучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, спедагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само­стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов предметные, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

• монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

• межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов;

• надпредметным - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Именно эта характеристика метода проектов определяет его актуальность в ходе практической реализации ФГОС, ведь Стандарт требует наличие у ребенка личностных результатов, предметных, а также межпредметных, которые являются наиболее сложными в достижении. Этот метод способен совместить в себе все требования. Подтверждение этому мы находим в отзывах педагогов-практиков, успешно применяющих метод проектов в ходе обучения истории и обществознания и охотно распространяющих свой опыт. К таким учителям относится Сорока Любовь Николаевна (МОУ «Березорядская ООШ», Бологовский район, Тверская область): «В 2005 году мы впервые использовали метод проектов в своей работе. На три месяца было дано задание каждому классу под общей темой «Березка – символ родины моей»... Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области краеведения и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности : опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, систематизировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде, учиться публично выступать. Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика». [3]

На одном из педагогических форумов мы находим такое мнение Гришиной Оксаны Александровны: «Идеи системно-деятельностного обучения, которые являются концептуальной основой нового стандарта образования зародились еще в начале прошлого столетия.

В этой связи наибольшую актуальность при изучении истории получает проектная технология, тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения». [2]

Таким образом, анализируя мнение практикующих педагогов на различных педагогических сайтах и порталах, можно сделать вывод о том, что состояние современной школы как в техническом, так и в кадровом отношениях, затрудняет внедрение ФГОС. Ряд педагогов в поиске наиболее оптимального метода реализации нового стандарта обратился к методу проектов, который начал осваиваться в конце 20 века в России. Практики отмечают, что проектная (исследовательская) деятельность позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных достижений у каждого ученика. Тем не менее, определение методологических рекомендаций по применению исследовательско-проектной деятельности школьников, как одного из главных методов реализации ФГОС, нуждается в дополнительной разработке. Именно это и становится перспективой дальнейшего исследования.

Список используемых источников:

  1.  
    1. Интернет ресурс. http://ipk.kuz-edu.ru/forum2/viewtopic.php?f=38&t=347&sid=ab3529da05245c7212494fd7c85e86f8&start=10)

    2. Интернет ресурс. http://nsportal.ru/metodicheskoe-obedinenie-istorikov/vopros-dlya-razmyshleniya-i-diskussii-aktualnost-tehnologii

    3. Интернет ресурс. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/effektivnost-ispolzovaniya-metoda-proektov-v-izuchenii-istorii-ma

    4. Интернет ресурс. http://pelikan.3nx.ru/viewtopic.php?t=418

Просмотров работы: 1339