Представления человека о счастье лежат в его смысложизненной системе ценностей и выражают отношение к миру. Изучению представления о счастье посвящены работы М. Аргайла, М. Селигман, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Динер, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьева, А.Е. Сазонтова, А.З. Шапиро и др.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Психологические исследования показывают, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого», особым представлением о смысле жизни, о счастье.
В данной работе предпринята попытка изучить особенности представления о счастье у детей из полных и неполных семей. Объектом исследования выступили 60 детей из полных и неполных семей в возрасте от 14 до 16 лет. В работе использовали разработанный авторами опросник «Что такое счастье?», состоящий из десяти вопросов открытого типа, и Оксфордский опросник счастья Аргайла-Хиллса [1]. Методом контент-анализа были выделены категории отражающие содержание понятия «счастье» у подростков. На вопрос что такое счастье, подростки в первую очередь пишут, что это, когда имеешь близких людей, семью, друзей. На втором месте, отмечают, что для счастья не должно быть никаких проблем. Подростки из полних семей включают в категорию счастья и материальное положение (19%), что характерно лишь 9,7% подросткам из не полных семей. На третьем же месте для подростков из неполных семей в категорию счастья включено понятие «исполнение всех желаний» (19,4%). Затем подростки из полных семей включают в категорию счастья здоровье (11,9%), а из неполных семей – любовь (12,9%).
На вопрос, что необходимо, для того, чтобы чувствовать себя счастливым, подростки из полных семей отметили следующее: быть богатым (30,3%), радоваться жизни (27,3%), иметь семью, друзей (21,2%), достигать целей (12,2%), хорошо учиться (9,1%). А для подростков из неполных семей для счастья необходимо: богатсво (39,9%), семья, друзья (24,2%) и умение достигать поставленные цели (24,1%). По мнению подростков, для того чтобы стать счастливым, необходимо обладать такими личностными качествами, как доброта, отзывчивость. А для детей из неполных семей, также значимыми качествами являются целустремленность и упертость (46,9%). Подростки из полных семей отмечают, что среди их знакомых много счастливых людей (93,3%), также и своих родителей считают вполне счастливыми людьми (90%). Однако, ответы подростков из неполных семей немного отличаются, всего лишь 56,6% видят среди своих знакомых счастливых людей и 46,7% считают своих родителей счастливыми людьми. Для выявления уровня субъективного ощущения счастья нами был использован Оксфордский опросник счастья. Уровень счастья у подростков значимо отличается (φэ= 2,093; р ≤ 0,05), выше у детей из полных семей. Таким образом, семья играет важную роль в представлениях и ощущениях счастья. Исследование показало, что у подростков из полных и неполных семей уровень ощущения и представления о счастья различается. Возможно, это связано с тем, что детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки со стороны обоих родителей, понимания родителями своеобразия формирования их характера и т.д.
Литература
Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003
Джидарьян И.А. Счастье в обыденном сознании // Психологический журнал. №2. 2000. С. 40.
2