ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Будаев А.Х. 1, Тхамадоков А.А. 1
1Институт Делового Администрирования, Маркетинга и Туризма, Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития маркетинга связан с использованием информационных технологий, давших развитие традиционным методам ведения бизнеса и способствовавших появлению интернет-маркетинга. Интернет-маркетинг увеличивает инновационный потенциал и расширяет экономические возможности компании.

Интернет-технологии, как и экономическая среда, находятся в постоянном развитии [3]. Темпы развития таковы, что согласно закону Э.Г. Мура каждые 18 месяцев происходит удвоение мощности вычислительной техники, что имеет прямое отношение к интернет-технологиям. По мере распространения в экономической среде интернет-технологии в технологическом смысле перестают давать конкурентное преимущество [2]. Поэтому становится важным создание конкурентного преимущества путем формирования уникальной стратегии развития компании в условиях постоянно меняющейся информационной среды бизнеса. Особую важность приобретает изучение влияния интернет-технологий на экономическую среду для формирования маркетинговой стратегии предприятия.

При изучении влияния интернет-технологий на внутреннее и внешнее окружение компаний необходимо исходить из изменений, которые происходят при применении предприятиями на практике медиаканалов интернет-маркетинга. Тогда компании являются инициаторами изменения своего окружения - технологии выполняют вспомогательную роль. При этом интернет-технологии представляют собой силу, оказывающую самостоятельное влияние на развитие экономической среды. В этой связи существуют две предпосылки изменений в экономической деятельности компаний под влиянием информационных технологий и Интернет:

  1. изменение информационного обмена среди компаний.

  2. широкое распространение интернет-технологий.

Широкое распространение интернет-технологий в экономической среде характеризуется высоким уровнем проникновения информационных технологий в экономическую среду государства.

В Российской Федерации в сфере Интернет-маркетинга, электронной торговли и смежных услуг появляются интересные решения для повышения эффективности бизнеса с использованием электронного маркетинга. Они включают в себя технологии ретаргетинга и аналитики в медийной рекламе, внутрисайтовую многоканальную веб-аналитику, эффективные методики поискового маркетинга, более или менее полноценный маркетинг в социальных медиа, инновации в электронной торговле, базовые мобильные технологии, несложные интеграции электронного маркетинга с CRM-системами [7].

По данным Федеральной службы государственной статистики уровень распространения информационных технологий и Интернет среди организаций в период с 2008 года по 2013 год вырос по всем показателям (табл. 1). Из существующих данных можно сделать вывод, что к 2014 году в Российской Федерации интернет-технологии представляют собой силу, оказывающую влияние на развитие экономических отношений.

Таблица 1 - Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии в 2008-2013 годах (в процентах от общего числа обследованных организаций) [4][5]

Удельный вес организаций, использовавших:

2008

2009

2010

2011

2012

2013

персональные компьютеры

93,7

93,7

93,8

94,1

94,0

94,0

ЭВМ других типов

14,5

16,0

18,2

19,7

18,9

19,7

локальные вычислительные сети

59,3

60,5

68,4

71,3

71,7

73,4

электронная почта

74,4

78,5

81,9

83,1

85,2

86,5

глобальные информационные сети

74,7

79,3

83,4

85,6

87,5

88,7

из них сеть:

           

Интернет

73,7

78,3

82,4

84,8

86,9

88,1

в том числе широкополосный доступ

39,2

47,3

56,7

63,4

76,6

79,4

Интранет

10,8

11,8

13,1

16,1

14,7

16,7

Экстранет

3,8

4,5

5,3

6,1

6,4

7,7

Имевших веб-сайты в сети Интернет

22,8

24,1

28,5

33,0

37,8

41,3

Возникновение изменений в экономической деятельности компаний заключается в развитии способов информационного обмена под влиянием интернет-технологий. Одной из основных задач маркетинга является изучение положения предприятия на рынке и его рыночного окружения. Ведение маркетинговой деятельности компании тесно связано с информационным пространством. Это пространство, на котором компания осуществляет обмен информацией с окружающей средой: собирает информацию для регулирования деятельности, предоставляет информацию о себе окружению.

Объединение рыночного и информационного пространств предприятия представлено схемой (рис. 1). На схеме видно, что информационное пространство «захватывает» большее количество участников, чем участники формальных рыночных отношений.

Рисунок 1- Связь информационного и рыночного пространства предприятия

Источник: [6]

При развитии интернет-технологий происходят изменения с окружением и деятельностью предприятия. С появлением интернет-технологий расширяется информационная среда предприятий и расширяется их рыночное пространство (рис. 2). Оно начинает слагаться из двух составляющих – реального и виртуального пространства.

Рисунок 2 - Расширение информационного пространства предприятия

Источник: [6]

Реальное образуется при применении традиционных инструментов маркетингах, а виртуальное - при использовании интернет-технологий.

Информационное пространство разделяется на воспринимаемое и фактическое, где воспринимаемое - это результат видения предприятия, а фактическое - это пространство, достижимое при данных экономических условиях и уровне развития информационных технологий. В пределах фактического информационного пространства могут находиться участники рыночного окружения, которые влияют на деятельность предприятия. Для предприятий, не применяющих интернет-технологии в маркетинговой деятельности, граница прежнего информационного пространства является границей их воспринимаемого пространства.

Исходя из конкурентной теории М. Портера [1] можно заметить, что изменение границ рыночного пространства компаний ведет к изменению состава поставщиков товара, конкурентов, потребителей и пороговых критериев выхода на рынок. Компаниям приходится учитывать особенности и характер развития интернет-технологий в экономическом контексте для сохранения и укрепления позиций на экономическом рынке.

Применяя интернет-технологии компании получают следующие возможности:

  1. постоянное взаимодействие с окружением без участия сотрудников;

  2. использование новых способов взаимодействия с участниками рынка при помощи доступа к глобальной сети;

  3. повышение оперативности управления информацией;

  4. уменьшение стоимости обмена информацией за счет новых средств и способов передачи данных;

  5. эффективное продвижение компании на рынке за счет грамотного совместного использования экономических инструментов и современных информационных технологий.

В деятельности компаний интернет-маркетинг играет следующие роли:

  1. информативная;

  2. развивающая;

  3. персонализирующая.

Информативная роль заключается в сборе и предоставлении информации. Интернет-маркетинг является средством многостороннего информационного обмена с высокой оперативностью и низкой стоимостью. Интернет-технологии позволяют предотвратить увеличение издержек при увеличении потребительской аудитории. Основная задача интернет-маркетинга - сбор для компании подробной информации об ее окружении и предоставление информацию о себе. Благодаря этому развиваются направления интернет-брендинга, интерактивной рекламы, информационные страницы, социальные сети.

Развивающая роль заключается в усилении маркетингового комплекса за счет автоматизации его процессов средствами интернет-технологий. Это позволяет достичь технической и процессной оптимизации. Под комплексом маркетинга понимается совокупность маркетинговой деятельности предприятия, направленной на максимизацию прибыли через изучение и развитие отношений компании и рыночного окружения.

Персонализирующая роль связана с созданием непосредственного взаимодействия с потребителями средствами интернет-технологий. Значение роли среди других определено изменениями в характере взаимодействия с потребителями, что позволяет компаниям повысить точность оценки потребностей рынка, и повлиять на развитие представлений о маркетинге. Интернет-маркетинг позиционируется как подвид персонального маркетинга.

Интернет-маркетинг в современных экономических условиях становится специфическим средством развития маркетинга и комплекса маркетинговых коммуникаций. Маркетинговая деятельность приобретает новые свойства. Они заключаются в том, что интернет-технологии через маркетинг становятся способными влиять на него самого, изменяя и приспосабливая маркетинговую деятельность к новым условиям рыночной среды.

Несмотря на описанные выше положительные изменения в сфере интернет-маркетинга в России, они носят незначительный и практически незаметный для большинства компаний характер. Если бизнес компании успешен, и она стремится занимать ведущие места в своем секторе, ей придётся приложить значительные усилия для поиска подрядчиков, способных в полном объёме выполнить весь комплекс интернет-маркетинговых мероприятий. Или организовать собственное подразделение интернет-маркетинга.

В настоящее время имеются несколько причин недостаточного проникновения интернет-услуг в маркетинговую деятельность компаний:

  1. низкая информированность компаний-заказчиков об использовании полного спектра инструментов интернет-маркетинга и системного подхода;

  2. сильное влияние так называемой SEO-инерции, тянущейся с 2001-2004 годов: все задачи электронного маркетинга сводятся к выводу слов в ТОП и контекстной рекламе. Сильная позиция различных "схем оплаты" - позиции, трафик, звонки, коэффициенты, лиды - только усугубляет ситуацию, создавая видимость гарантий и развития;

  3. непонимание всех возможностей электронного маркетинга и аналитики;

  4. слабая связь предлагаемых разрозненных инструментов интернет-маркетинга с экономикой компании, её бизнес-моделью и стратегией развития, а также с CRM/ERP системами;

  5. отсутствие культуры проведения подкрепляющих исследований и аналитических аудитов перед началом каких бы то ни было работ;

  6. "истерия новизны услуг". Компании, появившиеся на волне спада SEO-пресинга, начинают стихийное предложение множества услуг. Например, совершенно безосновательно приводятся аргументы, что улучшение сайта, настройка целей в Google Analytics, просмотр тепловой карты кликов или запуск e-mail рассылок в MailChimp решит все проблемы бизнеса.

Анализ теории и практики маркетинга на основе интернет-технологий во взаимодействии с другими видами экономической деятельности компаний позволил выявить также следующие противоречия:

  1. между практикой использования интернет-маркетинга при формировании стратегии развития компании и его стратегическим значением в условиях изменяющейся экономической среды под влиянием сети Интернет;

  2. между необходимостью развития компаний на основе высокотехнологичного интернет-маркетинга и отсутствием обоснования возможностей подобного развития;

  3. между потребностью в оценке бюджета реализации стратегии интернет-маркетинга и отсутствием обоснованных рекомендаций.

  4. между имеющимися представлениями об изучении изменений окружения компаний под влиянием интернет-технологий при применении ими интернет-маркетинга и происходящими изменениями в экономической среде под влиянием интернет-технологий вне зависимости от деятельности предприятий.

  5. между сложившимся представлением о роли и функциях интернет-маркетинга в экономической деятельности компаний и новыми возможностями маркетинга с использованием современных интернет- технологий.

Для преодоления данных проблем и противоречий необходимо:

  1.  
    1. проведение подробного анализа влияния интернет-маркетинга на деятельность компаний и изучение сложившейся в данной сфере ситуации в компаниях на начало 2015 года;

    2. изучение подходов к развитию маркетинга компаний на основе интернет-технологий;

    3. изучение мирового опыта использования интернет-технологий в маркетинговой деятельности компаний;

    4. обоснование необходимости изменений в видах маркетинговой деятельности на основе интернет-технологий, обеспечивающих развитие маркетинга;

    5. разработка научных рекомендаций по переходу компаний к интернет-маркетингу и его эффективному использованию с учетом обоснованных изменений в маркетинге.

Литература:

  1.  
    1.  
      1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес. Букс, 2005. — 454 с.

      2. Портер М. Стратегия и Интернет / M.E. Porter // Корпоративная стратегия – сборник статей Harvard Business Review- 2001, - Т.79. - С.63-78.

      3. Прохоренко А.И. Торрент-маркетинг [Текст]: на пороге нового бизнес-переворота / А.И. Прохоренко // Маркетолог. - 2009. - N5. - С. 25-29.

      4. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2012. - 786 с.

      5. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2014. – 693 с.

      6. Самойлов И.В. Развитие маркетинга промышленных предприятий на основе интернет-технологий : дисс. на соиск. уч. степ, кан.эк.наук / И.В.Самойлов. - Москва, 2011.

      7. Владимир Давыдов. Почему российский рынок интернет-маркетинга отстает от западного // Энциклопедия маркетинга. Теория и практика. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] :- http://www.marketing.spb.ru/lib-around/essay/im_market.htm

Просмотров работы: 1995