Проблема формирования у младших школьников культуры отношения к своему здоровью является актуальной педагогической проблемой на современном этапе.
Современная социально-экономическая ситуация, экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, особенно на здоровье детей и подростков. Основными причинами ухудшения состояния здоровья является низкая культура здорового образа жизни, безответственное отношение к своему здоровью, иногда и низкое материальное обеспечение учреждений здравоохранения, спортивных и учебных заведений, несформированность культуры отношения к своему здоровью у детей и подростков.
Остановимся на содержании понятия «культура отношения к своему здоровью».
В философии под культурой понимают социально-прогрессивную творческую деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутренне богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека.
В психологии «культура» рассматривается как все то, что произведено, сделано человеком, на что он наложил свой отпечаток, то есть культура – это мерило развития и достижения человека.
С точки зрения педагогики «культура» – это исторически определённый уровень развития общества, творческой самостоятельности и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Исторически сложилось несколько подходов к классификации содержания культуры. Согласно одному из подходов, в культуре принято выделять материальную и духовную составляющую. В этом смысле иногда говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как о материальной культуре, противопоставляя им феномены духовной культуры (произведения искусства, философские, эстетические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и др. ). Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены культуры являются семиотическими образованиями и имеют сложную иерархическую организацию.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, предметы быта и тому подобное). Духовная культура охватывает сферу сознания и, соответственно, сферу духовного производства (нравственность, просвещение, науку, религию, искусство, философию, право, этику, эстетику, мифологию, литературу).
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к труду, между собой и к самим себе.
Приведенные рассуждения дают нам основания сформулировать ряд важных методологических положений. Согласно первому, культура – это результат творческой активности личности. Согласно второму, человек, а также программы его поведения, деятельности и общения, составляющие индивидуальный опыт его жизнедеятельности, представляют собой с одной стороны, процессуальный, а с другой стороны, результативный аспект его жизнедеятельности. Согласно третьему положению, ребенок овладевает культурой в процессе обучения и воспитания, в результате объединения, «состыковки» природного (биологических программ) и социально- приобретенного (надбиологических программ общения, поведения и деятельности). Данные положения дают нам основание говорить о возможности формирования у ребенка культуры отношения к своему здоровью, признавая при этом, что здоровье – это все-таки в первую очередь «биологическая программа».
То, что касается понятия «отношение» следует отметить, что данное понятие достаточно многозначно. Категория отношений – одна из фундаментальных в философии и определяется как «отражение способа бытия и познания».
Категория отношений в качестве базисного механизма воспитания рассматривается в концепции Б. Н. Боденко, И. А. Зимней, Н. А. Морозовой. В данном подходе воспитание к миру, опираясь на понимание данной категории в отечественной педагогике.
Проблема отношений исследуется в философии, психологии, педагогике, (Б. Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).
С позиции общенаучного подхода отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить пространственные, временные, причинно-следственные, внешние внутренние, логические, математические отношения; отношения формы и содержания; отношения части и целого, единичного и всеобщего и пр. Особый тип отношений составляют отношения общественныекак взаимисвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе совместной деятельности. Эти отношения, согласно сфере их рассмотрения, можно классифицировать следующим образом: на уровне социальных общностей; на уровне занятых некой деятельностью групп; на уровне взаимосвязей между людьми в группе; на уровне отдельного индивида.
По мнению В. Н. Мясищева отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь отношения образуются и формируются в процессе деятельности. Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности.
Все многообразие отношений В. Н. Мясищев объединяет в три группы: 1) отношения к явлениям природы или миру вещей; 2) отношения к людям и общественным явлениям; 3) отношения индивида к самому себе как субъекту-личности. При этом «восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему». На основе сопоставления личностью своих действий и поступков с образцами, с нормативной оценкой образуются оценочные отношения,которые неразрывно связаны с сознательным мышлением и разумной волей человека.
И, наконец, необходимо остановиться на рассмотрении понятия «здоровье человека».
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
И.И. Брехман определяет здоровье, как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
В.П. Петленко предопределяет понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.
Известно, что младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Особенности младшего школьного возраста рассматривали многие ученые (Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский и др.). При этом исследованию подверглись разные стороны развития формирования личности младшего школьника: его сенсорное, интеллектуальное, физическое развитие, духовное становление и взаимодействие с различными сторонами окружающего мира, формирование навыков и умений учебной деятельности, проблемы его нравственного становления и др.
Нам представляется необходимым выделить те специфические стороны личности младших школьников, которые могут стать необходимой базой для формирования у них культуры отношения к своему здоровью.
Сформулировать культуру отношения к своему здоровью у младших школьников невозможно без усвоения привычных норм поведения, направленных на сохранение и укрепления своего здоровья. Однако формирование качеств происходит в процессе упражнения ребенка в соответствующих формах поведения, осуществляющегося при наличии определенной мотивации. Устойчивость качества возникает у младшего школьника, во-первых, когда ребенок испытывает потребность в том поведении, котрое составляет основу данного качества; во-вторых, когда это поведение выступает для него как образец, как идеал, к которому он стремится. Младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования культуры отношения ребенка к миру в целом, к себе как части этого мира и к своему здоровью как важному условию своего бытия.
Большое внимание взаимосвязи отношений и здоровья уделил в своих исследованиях В. Н. Мясищев, по его мнению, отношение человека к своему здоровью не сводится только к заботе о здоровье или пренебрежению к нему. Здесь одновременно речь идет и о более высоких уровнях идейных отношений личности. Бережное отношение к своему здоровью, как и к здоровью других, является выражением общественной сознательности.
Понятие «культура отношения человека к своему здоровью», которое по мнению В. Ф. Неретина определяется как динамичное, системное психологическое новообразование личности, содержательной основой которого является связь между индивидом как носителем отношения к окружающему миру во всем его многообразии (в том числе и к себе), и его здоровьем как составляющей его организма и объектом культурной самодеятельности личности. Культура отношения к своему здоровью возникает в процессе культурного становления и развития индивида как результат его собственных усилий, первоначально направляемых извне, а по мере развития сознательности личности управляемых изнутри. При этом формирование культуры отношения человека к своему здоровью базируется на развитии соответствующих потребностей и интересов личности на основе ее эмоционально-волевой активности. Признаками сформированности культуры отношения человека к своему здоровью являются:
смысловая наполненность отношения, которая определяется положительной мотивацией индивида к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, выражающей его личный опыт в этой области, внутренне определяющей его действия и переживания и базирующейся на интересе к себе и своему здоровью;
содержательная сложностьотношения, которая определяется содержательной сложностью здоровья человека как объекта психологической связи, составляющей основу отношения, и проявляется в объеме знаний индивида о своем здоровье и способах его сохранения и укрепления, доступными ему для самостоятельного применения;
сознательность отношения, которая проявляется в степени осознанности индивидом своих действий в направлении своего здоровья, своих переживаний, возникающих в процессе деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, и базируется на сознании долга и необходимости действий, направленных на сохранение и укрепления своего здоровья как личностной и общественной ценности;
выраженная избирательностьпсихологической связи, составляющей основу отношения, направленного на процесс, цель или обстановку деятельности индивида по сохранению и укреплению своего здоровья. При этом избирательность отражается в его умении выбрать такие оздоровительные средства и приемы, которыве более всего подходят именно для его организма;
устойчивость отношения, которое проявляется как выраженное переживание тяготения к объекту, активная устремленность к овладению им и характеризуется продолжительностью и силой этого тяготения, устремленности. Применительно к здоровью индивида показателем устойчивого положительного отношения к здоровью можно считать его упорство, настойчивость в достижении результата деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, а также время, котрое он отводит на эту деятельность;
активность психологической связи, составляющей основу отношения, проявляющейся в степени интереса индивида к сохранению и укреплению своего здоровья, в степени напряжения желания или потребностибыть здоровым, характеризующейся эмоционально-положительным настроем на здоровье как феномен в целом и на свое здоровье как условие полноценной жизни.
Таким образом, понятие «культура отношения к своему здоровью» базируется на трех содержательных основах, в качестве которых выступает понятие «культура», «человек», и «здоровье». При этом связующим звеном предстают отношения человека, являющиеся основой содержания личности, результатом ее культурной деятельности и фактором, влияющим на здоровье, изменение которого в определяющей степени зависит от изменения отношения человека к причине, вызвавшей отклонения в здоровье.