ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Ускенбаева С.Т. 1, Алдунгаров Е.С. 1
1Карагандинский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Казахстан пережил сложные исторические события, что привело к изменению социальных структур и институтов общества. Политические, культурные и экономические реформы оказали влияние на социальное самочувствие молодежи, ее жизненные позиции, ценности и ориентиры. Сформировалось поколение молодых людей, выросших в условиях становления суверенитета и независимости государства, глобализации, невиданных темпов развития системы массовых коммуникаций и компьютеризации. Особую актуальность в казахстанском обществе приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодежи страны [1].

Молодежь – «это вечный двигатель» будущего, поэтому с уровнем развития, возможностями, ценностными ориентациями, степенью участия в экономической, политической и общественной жизни казахстанской молодежи связан путь Казахстана в будущее. Основы этого будущего закладываются сейчас. С первых лет Независимости вопросы образования, здоровья доступа к новым информационным технологиям, профессиональной и личностной конкурентоспособности, патриотического воспитания, успешной социализации молодого поколения были и остаются в центре внимания Главы нашего государства Н. А. Назарбаева [2].

В своём выступлении Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев важнейшей задачей молодежной политики определил воспитание самодостаточной и конкурентоспособной личности - «казахстанца будущего». В кризисное время и переходные периоды появляются новые ценностные ориентации, интересы и новые потребности, на этом перестраиваются качества личности. Из этого следует то, что ценностные ориентации - это часть личностнообразующей системы, по степени сформированности ценностных ориентации можно судить об уровне сформированности студентов [3].

“Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека” [4]. Ценностная ориентация - это регулятор поведения и деятельности. Для личностных ценностей характерен высокий уровень осознанности, который отражается в сознании в виде ценностных ориентации и функционирует для регуляции социальных взаимоотношений. Совокупность ценностных ориентаций определяет направленность личности и дает понятие об отношении к другим индивидам, окружающему миру и к себе самому. В университетской среде студент знакомится с новыми условиями личностного развития, среда создает необходимые условия автономного уровня ценностей. А ценность зависит от культурного развития, исторического периода и от специфики вуза (медицинский, экономический, технический и и.т.д.), в котором живут студенты.

В воспитание студента-медика входит приобщение к идеалам, ценностям народа. Из этого следует то, что преподаватель медицинского вуза должен обладать специальным образованием и быть носителем и транслятором гуманистических ценностей.

Наше исследование значимо, так как в период инноваций в медицине и внедрения рыночной медицины, определяется способность медиков стать субъектом динамичных изменений при исполнении стратегии «Казахстан-2050»

Целью нашего исследования является изучение ценностных ориентации студентов Карагандинского государственного медицинского университета (далее КГМУ).

Новизной исследования является целостный анализ ценностных ориентаций студентов КГМУ.

В настоящее время наиболее распространенной методикой изучения ценностных ориентаций является методика М. Рокича, которая основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разделяет на две группы ценностей: 1) терминальные - как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, 2) инструментальные - убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Для изучения ценностных ориентации студентов-медиков мы использовали методику М. Рокича. Анкетирование проводилось среди студентов 1-4 курсов специальности «Общая медицина». Выборка составила 50 студентов: 1 курс – 11, 2 курс – 21, 3 курс – 8, 4 курс – 10 студентов.

В списках ценностей респонденты отмечают их по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для обработки результатов среди терминальных ценностей нами выделены:

  • Конкретные ценности. Студенты в большей степени оказались прагматичными: они обозначили здоровье - 43%, счастливую семейную жизнь - 42% и продуктивную жизнь - 15 %.

  • Абстрактные ценности. Среди абстрактных ценностей выделены развитие (47%), познание (64%), уверенность в себе (38%), любовь (74%).

  • Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Анализируя набор ценностей, отмеченные по порядку занчимости, студентов 1 курса, мы определили, что у них конкретные ценности доминируют над абстрактными ценностями. Личная жизнь для них важнее, чем профессиональная самореализация. Если рассмотреть инструментальные ценности: на первом – этические (57%), на втором – ценности общения (45%) и на третье место ставят – ценности дела (38%).

Результаты выборки терминальных ценностей студентов 2 курса совпадают с 1 курсом, замечается разность в инструментальных ценностях: ценности дела -50 %, ценности общения - 16,6 %, этические ценности - 16,6 %. Конформистские - 66,7%, альтруистические - 33,4 %, индивидуалистические - 16,7 %

У студентов 3 курса абстрактные ценности доминируют над конкретными. Респонденты личную жизнь ставят на первое место. . Среди абстрактных ценностей отмечаются: развитие (42,7%), познание (45,4%), уверенность в себе (23,9%), любовь (58,6%).

Жизненная позиция студентов 4 курса направлена на профессиональную самореализацию, конкретные ценности. Результаты анализа анкет студентов 4 курса отмечаются тем, что жизненные идеалы, иреархия жизненных целей направлена на профессиональную самореализацию, для них важны ценности дела (64,9%), а этические нормы на третьем месте.

Итак, результаты свидетельствуют о том, что система ценностных ориентаций студентов-медиков меняется с каждым курсом. Особое отличие отмечается в инструментальных ценностях. Все студенты (1 – 4 курса) ориентируются на конкретные ценности, то есть фиксируются такие позиции как: активная деятельная жизнь, интересная работа, продуктивная жизнь. Студенты склонны к конформизму, они выбирают позиции, соответствующие принятым нравственным ценностям.

Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые студент рассматривает в качестве эталона.

Для преподавателей важно выяснить ценностные ориентации студентов, определить ведущие ценности. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций. Результаты исследования важны:

  1. При диагностике групповой культуры, которая включает убеждения, установки на определенное поведение в социуме;

  2. При изучении мотивационной сферы студентов;

  3. При изучении и проектировании стандартов поведения в вузе;

  4. В привитии профессиональных качеств будущим медикам.

Список литературы:

  1. Абдирайымова Г., Ценностные ориентации современной казахстанской молодежи (по результатам социологического исследования) // Бюлетень МИСП -2008 - №1-2(21-22)

  2. https://www.enbek.kz/ru/node/163

  3. Сыздыкова Г.Т., Ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник КазНМУ- 2012

  4. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова. М., 1967

Просмотров работы: 2041