Название команды: Первый ВУЗ Алтая
Результат: сформированный образ жизненной цели.
Форма работы: социально-психологический тренинг по формированию умения вы-страивать образ жизненной цели.
Цели:
– сформировать понятие образа жизненной цели; обучить участников объективным технологиям постановки целей.
– формирование уверенности и собственной ответственности в достижении целей; актуализация представлений о своих сильных сторонах через построение жизнен-ных целей
– развитие способности выстраивать собственные жизненные цели для самореализа-ции, развитие самосознания и формирование своей внутренней жизненной страте-гии.
Составляющие человеческого развития:
– Общие составляющие человеческого развития: развитие познавательных мысли-тельных процессов, таких как: анализ, синтез, систематизация, а также качества мыслительной деятельности и процессов (самостоятельности и креативности). Раз-витие элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, её планирова-ние, рефлексия).
– Предметная составляющая: представление о жизненных целях, умение самостоя-тельно выстраивать образ жизненной цели.
– Надпредметная составляющая: представление о системе потребностей человека, определяющих его жизненные цели, через концепцию А. Маслоу.
Целевой группой проекта являются участники:
– юношеского и молодого возраста (18 - 30 лет), с различной направленностью в об-разовании;
– проявляющие интерес и имеющие потребности в определении жизненных целей.
Средства отбора:
– беседа с участниками с целью выявления у них интереса и потребности в выстраи-вании образа жизненной цели;
– включенное наблюдение с целью восприятия поведенческих реакций участников группы и выявление их активности и заинтересованности в предложенной теме.
Схема действий:
Мотивационный этап:
– вызов мотивации и интереса к предложенной теме с использованием метафориче-ских методов;
Содержательно-целевой этап:
– Постановка учебной задачи перед обучающимися и выяснение её принятия через сообщение о назначении цели в жизни и её функциях;
Организационно-деятельностный этап:
– Обозначение ориентировочной основы организации процесса построения жизнен-ной цели;
– Самостоятельное построение образа персональной жизненной цели с использова-нием ориентировочной основы;
– Рефлексия результатов самостоятельного построения образа жизненной цели;
Контрольно-оценочный этап:
– Контроль и проверка сформированности умения выстраивать образ жизненной це-ли с использованием кейс-метода.
Концептуальные позиции:
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев и др.)
Согласно этому подходу, субъект в своих деяниях не только обнаруживается и прояв-ляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его са-мого.
Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и др.)
Организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних действий ум-ственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий прохо-дит по ряду этапов от внешних действий к внутренним с использованием ориентиро-вочной основы.
Концепция педагогической поддержки (О.С. Газмана и др.)
Процесс определения собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоле-ния препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоя-тельно достигать желаемых результатов в обучении, саморазвитии, общении с помо-щью педагогической поддержки.
Средства фиксации достигнутого результата
Когнитивные показатели:
– Знания об уровнях потребностей человека, как системно-образующих для форми-рования образа жизненной цели;
– Представление о роли жизненной цели в становлении человека;
– Знания о том, как самостоятельно и целостно выстраивать образ жизненной цели.
Поведенческо-деятельностные показатели:
– Выполнение действий по построению жизненной цели, используя ориентировоч-ную основу;
– Проявление умений по построению образа жизненной цели и умений применять их в нестандартных ситуациях;
– Наличие активности в выполнении деятельности;
Эмоционально-волевые показатели:
– Проявление интереса к построению образа жизненной цели;
– Проявление умений преодолевать препятствия, в процессе построения образа жиз-ненной цели.
Уровни достигнутого результата
Высокий уровень: Обучающийся выделяет образ жизненной цели, выстраивает ее из всех структурных компонентов потребностей человека, понимает роль жизненной цели. Само-стоятельно создает полную ориентировочную основу.
Средний уровень: Обучающийся выделяет образ жизненной цели, выстраивает ориенти-ровочную основу самостоятельно, но не полно.
Низкий уровень: Обучающийся принимает ориентировочную основу в готовом виде, с по-мощью неё выстраивает образ жизненной цели.
Распределение функций в команде:
I. Проектная составляющая:
Капитан (организатор, мотиватор): лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое, контролирует деятельность команды, выполняет руководительские функции. (Го-ловеев Иван)
Генератор идей: выполняет функцию источника идей, создаёт новые предложения и предлагает способы их реализации, участвует в обсуждении проектов других команд (Са-бада Татьяна)
Исследователь ресурсов: предлагает новые идеи, является связующим звеном команды с внешней средой, участвует в обсуждении проектов других команд (Мананникова Полина)
Оцениватель-аналитик: анализирует деятельность команды, даёт её оценку, делает логи-ческие выводы и заключения, участвует в обсуждении проектов других команд (Лобчико-ва Кристина)
Завершитель: концентрирует усилия на выполнении заданий должным образом и в дета-лях, участвует в обсуждении проектов других команд (Дивнич Софья)
II. Исполнительная составляющая:
Капитан команды: наблюдает за работой команды, дает обратную связь, готовит фото и видео отчет, помогает в оформлении саморецензии и рецензии проектов других команд (Головеев Иван)
Реализаторы (ведущие): формируют образ жизненной цели у обучающихся, исполняют основные этапы проекта, следят за сроками и качеством выполнения работы, проводят са-морефлексию выполненной деятельности. (Мананникова Полина, Сабада Татьяна)
Ассистенты: помогают воплотить идеи в реальность, несут ответственность за техниче-скую реализацию проекта, участвуют в рецензировании проектов других команд. (Лобчи-кова Кристина, Дивнич Софья)