ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Потеряева Т.А. 1, Соколова А.Е. 1, Агапова Е.Н. 1
1РГПУ им.Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Программа проекта

Общие сведения о проекте

Проанализировав студенческое самоуправление в институте экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, был выявлен ряд проблем, которые требовали изменений в его организации.

Наиболее важной явилась проблема создания целостной системы студенческого самоуправления в условиях реализации ФГОС ВПО, которая бы охватывала все курсы факультета и была включена в процесс управления учебно-воспитательной деятельностью в институте / факультете.

Институт экономики и управления сертифицирован по системе менеджмента качества с 2002 года и управление осуществляется на основе процессного подхода. Учитывая, что студенческое самоуправление - это часть управления институтом, считаем, что оно также должно проектироваться и реализовываться на основе процессного подхода.

Цель проекта:

  • разработать модель организации студенческого самоуправления на основе процессного подхода;

  • разработать методическое обеспечение ее реализации и апробировать на практике.

Задачи проекта:

  1. Идентифицировать основные и вспомогательные процессы студенческого самоуправления в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

  2. Разработать матрицы ответственности (O.И.У.) процессных шагов основных и вспомогательных процессов, включая разработку функциональных задач исполнителей.

  3. Разработать рабочие инструкции и другие документы, требуемые для работы студенческого самоуправления, соответствующие стандартам IWA-2.

  4. Разработать критерии качества (индикаторы качества).

  5. Внедрить модель студенческого самоуправления на основе процессного подхода.

  6. Проанализировать и обобщить опыт.

  7. Внести коррективы для улучшения процесса студенческого самоуправления.

Таблица 1.

Цели, содержание деятельности проекта

Этапы

Цели, направления, методы результаты

Содержание деятельности

1 этап – подготовительно-поисковый

Главная цель

Создать условия для разработки модели организации студенческого самоуправления на основе процессного подхода и методического обеспечения реализации.

Основные задачи и направления

Создать рабочую группу, в которую войдут: заместитель декана по воспитательной работе; кураторы ОП; активные представители ППС;

студенты групп «Управление качеством» с 1 по 5 курс – члены лаборатории «От качества образования к качеству жизни».

Изучить потребности студентов в вопросах самоуправления и ожидания преподавателей от реализации студенческого самоуправления на основе процессного подхода.

Разработать, обсудить и утвердить календарный план мероприятий по развитию студенческого самоуправления.

Изучить нормативную базу.

Проанализировать сложившуюся систему студенческого самоуправления.

Проанализировать административные, педагогические и материально-технические условия реализации проекта.

Создать проект новой структуры студенческого самоуправления.

Создать локальные акты, регламентирующие процессы студенческого самоуправления.

Ведущие методы

Анализ, прогнозирование, моделирование, проектирование.

Основной ожидаемый результат

Создание проектной группы.

Разработка процессов и процессных шагов самоуправления.

Создание локальных актов.

Построение модели студенческого самоуправления на основе процессного подхода.

II этап

Внедренческий

Главная цель

Внедрить модель студенческого самоуправления на основе процессного подхода

Основные задачи и направления

Обучить студентов основам организации деятельности на основе процессного подхода.

Преодолеть сопротивление со стороны студентов, путем вовлечения во внеучебную деятельность по разработке процессных шагов, положений конкретных мероприятий

Ведущие методы

Анкетирование, «мозговой штурм», игровое моделирование

Основной ожидаемый результат

Внедренная модель системы менеджмента качества

Свободное владение студентами теорией процессного подхода к организации деятельности.

III этап

Заключительный

Главная цель

Обобщение опыта

Внесение корректив для улучшения процесса студенческого самоуправления

Основные задачи и направления

Описать опыт

Создать пошаговые инструкции для студентов и преподавателей, не знакомых с организацией управления на основе системы менеджмента качества

Научиться создавать инструкции по улучшению

Ведущие методы

«Разбор полетов», анализ, обобщение, систематизация.

Основной ожидаемый результат

Рабочая модель студенческого самоуправления на основе процессного подхода с предложениями по улучшению.

Методические рекомендации студентам и преподавателям по преодолению сопротивления

Внедрение новых форм педагогической поддержки студенческого самоуправления.

Прогнозируемые результаты внедрения данного проекта следующие:

  • будет построена рабочая модель студенческого самоуправления, охватывающая все академические группы ОП, всех студентов дневного отделения;

  • увеличится общая численность участников – студентов разных курсов, вовлеченных в деятельность студенческого самоуправления;

  • будут усовершенствованы формы студенческого самоуправления;

  • будут внедрены новые формы педагогической поддержки студенческого самоуправления;

  • будут разработаны методические рекомендации для студентов и преподавателей.

Схема 1. Модель студенческого самоуправления (группы с 1 по 5 курс ОП «Управление качеством»)

Направленность проекта на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа.

В Концепции модернизации российского образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.

В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России», одобренными решением коллегии Министерства образования РФ развитие самоуправления в вузе рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Следовательно, реализация проекта развития самоуправления актуальна и соответствует социальному заказу.

Ориентация проекта на решение проблем образовательного учреждения.

Основная проблема воспитательной системы факультета управления в условиях ФГОС ВПО – несоответствие системы студенческого самоуправления принципам преемственности, слабая взаимосвязь студенческих сообществ, недостаточная мотивация к организации и участию в студенческих сообществах.

При условии реализации предлагаемого проекта на факультете должна сложиться воспитательная система, в которой основной движущей силой будет являться единое студенческое сообщество, управляемое на основе процессного подхода.

Ресурсные возможности факультета:

  • вещные резервы – наличие оборудованных кабинетов для работы организаций ученического самоуправления, хорошая материально-техническая база;

  • финансовые резервы – возможность внебюджетных надбавок;

  • личностные резервы – высококвалифицированный ППС; активное студенческое сообщество; заинтересованный и грамотный руководитель факультета;

  • инновационность среды – большинство студентов и ППС креативны и инновационны.

оценка инновационной обстановки на факультете, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста.

В коллективе не все инновации воспринимаются положительно, наблюдается скрытое сопротивление, которое в редких случаях переходит в открытый отказ от нововведений. В то же время, в течение последних лет, коллектив достаточно сильно изменился, пришло много молодых инициативных преподавателей, которые готовы к инновациям и способны помочь в реализации данного проекта.

первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе факультета.

В данном случае проект больше рассчитан на активность студенческого сообщества, поэтому от студентов, расположенных к инновационным процессам, можно ожидать высоких и быстрых результатов.

В то же время, так как проект затрагивает вопросы управления, частично может входить в конфликт с образовательными задачами, полная реализация его практически невозможна без участия в инновационных изменениях всего педагогического сообщества.

Следовательно, необходимо провести тщательную подготовительную и разъяснительную работу, дополнительно продумать мотивацию студентов и сотрудников, особенно не склонных к инновациям.

Итоги

Методические: определен понятийный аппарат, определена взаимосвязь основного и вспомогательного процессов, схема процесса самоуправления, матрица ответственности реализации процесса, схема процесса формирования студенческого самоуправления, структура студенческого самоуправления, примерный вариант технологической карты, планируемые результаты проекта, разработаны положения по самоуправлению; разработаны требования к регулярной оценке (внутреннему аудиту) результатов самоуправления на кафедре управления образованием, содержащие программу аудита, критерии аудита, участников аудита; разработана мотивационная программа студенческого сообщества.

Педагогические: проведен конкурс «Моделирование студенческого самоуправления в академической группе», с защитой моделей самоуправления на основе процессного подхода; вовлеченность студентов в самоуправление как условие для формирования общекультурных компетенций, развития стратегического мышления, решения проблем самореализации, самоопределения, расширения возможностей личностного роста.

Управленческие: рост качества образовательной услуги и формирование ее ценности; интеграция управления и самоуправления, повышение управляемости, четкое распределение ролей и зоны ответственности; обеспечение наглядности и прозрачности процессных шагов и их последовательности; отлаженная система обмена информацией; четкое взаимодействие структурных единиц факультета; разработка регламентов и документов по самоуправлению

Практические материалы

Понятийный аппарат:

  • процессный подход

  • процесс

  • основной процесс

  • вспомогательный процесс

  • процессный шаг

Процессный подход рассматривает функции студенческого самоуправления как взаимосвязанные. Процесс студенческого самоуправления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по изучению потребностей студентов, планированию и проектированию мероприятий, реализации, учету и контролю удовлетворения требований потребителей, мотивации студентов к организации студенческого самоуправления.

Процессный подход был разработан и описан в рамках развития системы менеджмента качества. Международные стандарты серии ISO 9000 сделали процессный подход общепринятой нормой управления деятельностью любой организации. Практика использования данного подхода в образовательных учреждениях (в основном в практике управления вузом, внедривших СМК), показала применимость данного подхода и в сфере высшего образования. Стандарт ISO 9001:2000 требует, чтобы процессы были идентифицированы, внедрены, управлялись и улучшались. Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание студенческого самоуправления концентрируется не на отдельных функциях, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты. При этом, главное внимание обращается не на вертикальные связи в организационной модели студенческого самоуправления, а на горизонтальные, являющиеся наиболее слабыми и потому представляющими реальную опасность для эффективной организации студенческого самоуправления.

Общие правила выделения процессов

Процесс включает:

  1. Владельца процесса – должностного лица, имеющего в своем распоряжении ресурсы процесса, с определенными правами, зоной ответственности и полномочиями.

  2. Технологии процесса – порядок выполнения деятельности по преобразованию входов в выходы.

  3. Системы показателей процесса – показателей продукта (того, что получилось в результате реализации процесса), показателей эффективности процесса, показателей удовлетворенности потребителей (студентов, преподавателей, работодателей).

  4. Управление процессом – деятельность владельца процесса по анализу данных о процессе и принятию управленческих решений.

  5. Ресурсы процесса – информация и материальные средства, которые владелец распределяет в ходе планирования работ по процессу.

Основной процесс. Основным процессом студенческого самоуправления является проектирование и реализация студенческого самоуправления (схема 2).

Схема 2. Взаимосвязь основного и вспомогательных процессов

Управление основным процессом самоуправления, осуществляется студентами, решения принимаются на студенческом совете. Позиция руководителей направлений и председателя выборная. При этом координацию процессных шагов осуществляет ответственный за реализацию студенческого самоуправления на факультете – заместитель декана по воспитательной работе.

Вспомогательные процессы:

  • управление человеческими ресурсами;

  • управление материально-техническими ресурсами;

  • управление корпоративной культурой;

  • управление сетевым взаимодействием;

  • управление коммуникациями и информационными потоками.

Вспомогательные процессы обеспечивают реализацию основного процесса, ответственность за качество вспомогательных процессов возлагается на руководство факультета и ППС. (Схема 2.). На схеме наглядно видно, что вспомогательные процессы, пронизывают основной, «питают» его, создают условия для реализации студенческого самоуправления. Вспомогательные процессы могут обеспечить только администрация и ППС ОП/факультета.

Сочетание основного и вспомогательных процессов представляет собой комплексную систему студенческого самоуправления на факультете, которая осуществляется при активной поддержке со стороны педагогического коллектива ОП/факультета.

На схеме 3 показано как ресурсы, регламенты и индикаторы качества поддерживают основной процесс – реализацию студенческого самоуправления.

Схема 3. Процесс самоуправления

Схема 4. Управление процессным шагом

Исходя из требований ФГОС ВПО, студенческое самоуправление должно стать одним из механизмов формирования общекультурных и профессиональных компетенций, поэтому выход из процесса студенческого самоуправления – это формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Компетенции управленца в общем виде можно сформулировать как:

  • способность осознавать социальную значимость профессии менеджер, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  • способность идти на оправданный риск при принятии решений и нести за это ответственность;

  • способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • способность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе, способность управлять коллективом;

  • способность к саморазвитию.

Таблица 2.

Матрица ответственности реализации процесса

Процессный шаг

Декан

Зам. декана по восп. деят.

Совет факультета

Председатель студ. самоуправ.

Руководители направлений

Студенты факультета и ППС

Метод.

персонал.

Назначение владельца процесса

О.И.

У

О

У

У

У

 

Анализ требований к результатам

О

И

У

У

У

   

Схема 5. Процесс формирования студенческого самоуправления

Студенческое самоуправление представляет собой студенческий Совет и студенческие команды по направлениям деятельности.

Схема 6. Структура студенческого самоуправления

Особенность данной модели студенческого самоуправления состоит в том, что она может реализовываться:

  • внутри академической группы,

  • на уровне образовательной программы,

  • на уровне факультета.

Это позволяет вовлечь большее количество студентов в студенческое самоуправление, организовать внутри- и межгрупповое взаимодействие студентов.

На 1 курсе, после традиционного выезда в Вырицу, студенты распределяются в группы по интересам, выбирают направление деятельности и составляют маршрутную карту на 1 год. В дополнение к маршрутной карте составляется технологическая карта (аналог трудовой книжки) в которой конкретизируются виды деятельности, баллы, которые выставляют руководители команды, баллы взаимооценки, баллы самооценки и оценки преподавателя.

На 1 курсе, на этапе ознакомления с будущей профессиональной деятельностью, студенты могут занимать позицию участника, начиная со второго курса, студенты могут выполнять роли исполнителя процессного шага и начиная с 3-го курса – ответственного за процессный шаг. Чем больше ответственность, тем больше гарантий полноценного формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Технологическая карта должна быть составлена таким образом, чтобы отражалось динамика движения студента по сфере ответственности.

Таблица 3

Примерный вариант технологической карты

Роль

Позиции

Баллы

 

ВО

СО

СТО

1 курс

       

Команда инициаторов

РН

       

О

       

У

       

И

       

ИТОГО

       

20

Команда аналитиков

РН

       

О

       

У

       

И

       

ИТОГО

       

20

Команда организаторов

РН

       

О

       

У

       

И

       

ИТОГО

       

20

Команда тьюторов

РН

       

О

       

У

       

И

       

ИТОГО

       

20

Команда менеджеров проектов

РН

       

О

       

У

       

И

       

ИТОГО

       

20

Итого

       

100

Условные обозначения:

РН - руководитель направления;

ВО – взаимооценка;

СО - самооценка;

СТО - стандартизированная оценка;

О – ответственный;

У – участник;

И – исполнитель.

Примечание: технологическая карта составляется на каждый курс.Баллы включаются в рейтинг студента и имеют значение для распределения стимулирующих бонусов, которыми могут быть:

  • оплата оргвзноса участия во всероссийских конкурсах, олимпиадах, форумах;

  • привлечение к выполнению работ по грантам;

  • участие в программах международного сотрудничества, включая содействие в академической мобильности студентов (пример – программа сотрудничества с русско-голландским центром);

  • направление на летний оздоровительный отдых;

  • отправление «Письма декана» родителям.

Рекомендации по разработке документации

Цель документации заключается в создании нормативно-организационной и информационно-методической основы для построения, обеспечения устойчивого функционирования и постоянного улучшения процесса студенческого самоуправления.

Документация позволяет факультету заявить о том, что:

  • установлены требования потребителей к качеству студенческого самоуправления, которые отражены в политике управления воспитательной деятельностью на факультете;

  • согласно им были установлены требования к проектированию и реализации студенческого самоуправления;

  • разработана совокупность процессов, приводящих к выполнению этих требований;

  • процессы планируются, управляются, улучшаются, обеспечивается их воспроизводимость;

  • обеспечивается прослеживаемость выполнения процессов, на регулярной основе осуществляется их измерение и анализ;

  • осуществляется оценка результативности и эффективности студенческого самоуправления в соответствии с требованиями к качеству управления воспитательной деятельностью.

Согласно стандарту ISO 9000, «документация дает возможность передать смысл и последовательность действий». Ее применение способствует:

  • достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;

  • обеспечению соответствующей подготовки кадров;

  • повторяемости и прослеживаемости;

  • обеспечению объективных свидетельств;

  • оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.

Методические рекомендации по составлению технологической карты

Представляется целесообразным отметить следующие позиции в разработке технологических карт сопровождения процесса студенческого самоуправления:

  • ценность технологической карты (схемы процесса, матрицы ответственности и сопроводительной инструкции) и степень доверия к ней определяется значимостью заключенной в ней информации;

  • ценность технологической карты проявляется лишь тогда, когда она оказывается в нужное время в нужном месте;

  • полезность технологической карты определяется практической потребностью в этих документах, а также знаниями, опытом и восприятием их пользователей;

  • эффективность использования технологической карты зависит не столько от ее ценности, сколько от того, как она применяется пользователями;

  • внедренная технологическая карта является источником информации и регламентом к действию при возникновении спорной ситуации в сфере действия документа и при вовлечении новых студентов в деятельность органов студенческого самоуправления;

  • каждый документ технологической карты (схемы процесса, матрицы ответственности и сопроводительной инструкции) имеет своего разработчика, который несет ответственность за его содержание и своевременное обновление. Любой пользователь документа вправе подвергнуть его аргументированной критике и довести эту критику до сведения автора документа в установленном порядке.

Этапы разработки технологической карты

Процесс разработки технологических карт содержит следующие этапы:

  1. Идентификация процесса/подпроцесса, который подлежит разработке и описанию.

  2. Определение и выработка требований «на входе» в разрабатываемый процесс.

  3. Определение и выработка требований к «выходу» из процесса.

  4. Выделение основных процессных шагов разрабатываемого процесса, установление их взаимосвязи, порядка включения в процесс, обеспечивающих продуктивное достижение требований.

  5. Установление возможных «зон риска» в разрабатываемом процессе и включение процессных шагов, позволяющих их идентифицировать (например, «согласование», «экспертиза», «утверждение», «оценка», «аудит» и т.д.).

  6. Выбор метода описания порядка выполнения процесса (вербального, графического) и описание порядка выполнения реального процесса, составление «идеального» процесса.

  7. Разработка схемы процесса (подпроцесса, процессного шага), наглядно представляющей его течение и возможные зоны возникновения риска.

  8. Установление задействованных в реализации процесса подразделений и должностных лиц, исполнителей процессных шагов.

  9. Распределение ответственности меду исполнителями процессных шагов на основе согласованного делегирования полномочий и власти в целях продуктивного достижения задач процессного шага.

  10. Утверждение на основе согласования с исполнителями процесса и педагогическим коллективом «Матрицы ответственности», отражающей всех участников процесса и конкретных исполнителей процессных шагов, их ответственности.

  11. Выработка рекомендаций и общих требований по разработке сопроводительных инструкций процесса, подпроцесса, процессного шага.

  12. Информирование разработчиков сопроводительных инструкций (ответственных за процесс, подпроцесс, процессный шаг) о требованиях и рекомендациях к разработке инструкций.

  13. Разработка сопроводительных инструкций исполнителями и ответственными за процесс, подпроцесс, процессный шаг.

  14. Согласование с педагогическим коллективом и утверждение сопроводительных инструкций, отражающих требования к процессу (подпроцессу, процессному шагу).

  15. Оценка технологической карты процесса с точки зрения соответствия требованиям к процессу, заявленных «на входе» и внесение изменений по улучшению.

Алгоритм реализации процессного подхода в организации студенческого самоуправления.

В ходе разработки методики процессного менеджмента студенческого самоуправления на факультете целесообразно придерживаться следующих управленческих действий:

1) Идентифицируйте миссию, видение, цели студенческого самоуправления, с точки зрения удовлетворенности потребителей общекультурными компетенциями современного студента.

2) Представьте студенческое самоуправление на факультете как совокупность процессов, на входе которых присутствуют требования и ожидания потребителей, как внешних, так и внутренних, а выходы процессов оцениваются по степени удовлетворения этих требований и ожиданий.

3) Идентифицируйте процессы на основе их соответствия миссии, видению, политике и целям воспитательной деятельности (с учетом анализа необходимости каждого из процессов).

4) Идентифицируйте основные, вспомогательные и управленческие процессы в студенческом самоуправлении, определите последовательность и взаимодействие этих процессов.

  1.  
    1. Определите основные характеристики процессов (входы/выходы; границы; владельцы; показатели результативности и эффективности процессов, сопряженные с целями воспитательной деятельности; методы мониторинга и критерии достижения установленных показателей).

5.1. Обозначьте основные критерии для выбора владельца процесса.

5.2. Определите перечень документированных процедур (методик, инструкций, технологии) выполнения процесса студенческого самоуправления.

5.3. Разработайте систему постоянного контроля и улучшения каждого процесса.

5.4. Постройте систему сбора объективной информации о ходе процесса, о параметрах услуги и удовлетворенности потребителя.

5.5. Определите критерии результативности студенческого самоуправления, как при осуществлении, так и управлении этими процессами.

6) Обозначьте меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

  1. Определите взаимосвязи и взаимодействие процессов, построение сети (системы) процессов.

  2. Разработайте документацию, регламентирующую процессы студенческого самоуправления.

  3. Проведите обучающие сессии для ППС и сотрудников факультета в целях достижения понимания процессов каждым сотрудником.

  4. Установите управление процессами (на основе цикла PDCA);

  5. Запустите в действие систему организации студенческого самоуправления на основе процессного подхода.

  6. Создайте механизм (включая методологию, методику и инструменты) и управление непрерывным улучшением процессов с учетом мотивационной составляющей.

Примерорганизации студенческого самоуправления на основе процессного подхода на примере корпоративного праздника «Посвящение в студенты».

Определение основных и вспомогательных процессов, назначение ответственных за них, документирование процедур, создание методических рекомендаций, памяток и др. позволит в дальнейшем повышать уровень его проведения, минимизировать затраты и риски, связанные с неэффективным планированием деятельности.

Таблица 4.

Основные потребители проекта и заинтересованные стороны

Заинтересованные стороны

Выгоды

  1. «Совет дела» - организаторы мероприятия - студенты старших курсов

Снижение временных затрат на создание плана мероприятия, планирование выездов и расписания и другой документации.

  1. Руководство факультета

Снижение рисков проведения мероприятия

  1. Студенты - первокурсники

Заблаговременная информированность о ходе проведения праздника, времени проведения, необходимости выполнения заданий Качественно проведенный праздник.

Основные формы реализации

Фокус-группа, анкетирование – анализ итогов проведения праздника прошлых лет

«Мозговой штурм» - написание сценария, положения

Технология «переговоры» - согласование документации праздника с руководством факультета

«Разбор полетов» - анализ проведения праздника текущего года

Составление программы улучшения и методических рекомендаций студентам-организаторам.

Таблица 5.

Основные результаты

Для организаторов

Для участников

Общие

организации праздника на основе процессного подхода.

Командообразование по вертикали и по горизонтали

Укрепление студенческих традиций на факультете

Проявление аналитических способностей организаторов при «Разборе полетов».

Выявление студенческих талантов

Своевременное внесение корректив в процесс организации

 

Знакомство с территорией университета, и организацией работы служб, понимание иерархической системы вуза

Оптимизация процессов и постоянное улучшение организации Праздника

Приложение 1.

Положение о корпоративном празднике «Посвящение в студенты»

Введение

«Посвящение в студенты» — это традиционный праздник факультета управления Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, который необходим для проведения командообразования, адаптации и социализации первокурсников.

1. Область применения и сфера действия

1.1. Настоящее положение определяет порядок подготовки и проведения традиционного праздника факультета управления РГПУ им. А.И. Герцена «Посвящение в студенты».

1.2. Положение входит в состав документации системы менеджмента качества факультета управления.

1.3. Настоящее положение определяет цель, задачи, последовательность основных этапов и требования к организации и проведению праздника «Посвящение в студенты».

1.4. Положение регламентирует взаимоотношения студенческого оргкомитета, студентов-участников, преподавателей, участвующих в организации и проведении праздника, а также определяет порядок взаимодействия со структурными подразделениями и должностными лицами университета, сторонними организациями.

1.5. Положение является обязательным для студентов факультета управления.

2. Нормативные ссылки

2.1. Устав РГПУ им. А.И. Герцена.

2.2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

2.3. Положение о факультете управления РГПУ им. А.И. Герцена

2.4. Положения о структурных подразделениях факультета

2.5. Положение об управлении развитием воспитательной деятельности.

3. Термины, определения, сокращения

«Посвящение в студенты» – традиционный корпоративный праздник факультета управления РГПУ им. А.И. Герцена, в рамках которого происходит: во-первых, знакомство студентов первого курса всех направлений друг с другом, а во-вторых, выявление творческих способностей первокурсников.

ССУ – студенческое самоуправление

4. Общие положения

4.1. Проведение праздника «Посвящение в студенты» осуществляется в соответствии с данным Положением и на основании решения студенческого совета и Ученого совета факультета.

4.2. Проведение «Посвящения в студенты» осуществляется в форме праздника.

4.3. «Посвящение в студенты» проводится ежегодно в первую или вторую субботу сентября.

4.4. «Посвящение в студенты» проводится на территории университета.

5. Цель и задачи

5.1. Основной целью праздника «Посвящение в студенты» является, знакомство студентов первого курса друг с другом, выявление творческих способностей первокурсников, формирование творческого актива факультета.

5.2. Традиционный праздник способствует решению следующих задач:

  • знакомству студентов первого курса со студентами старших курсов;

  • содействию командообразования в конкретной академической группе 1 курса;

  • установлению связи между группами студентов первокурсников с разных направлений;

  • стимулированию творческой активности студентов первокурсников;

  • содействию проявления организаторских способностей студентов;

  • формированию у студентов-первокурсников чувства личной сопричастности к кафедре, факультету и университету;

  • содействию формирования корпоративной культуры;

  • содействию становления студенческих обществ и отрядов;

  • содействию проявления управленческих способностей у старшекурсников.

6. Содержание праздника

6.1. Официальная часть:

- поздравление декана факультета управления и других должностных лиц.

6.2. Конкурсная часть:

- презентация команд, подготовленная студентами-первокурсниками,

- игра по станциям.

6.3. Подведение итогов:

- награждение победителей и участников праздника,

- коллективная фотография.

7. Ответственность и полномочия

7.1. Для организации и проведения «Посвящения в студенты» студенческим советом факультета назначается студенческий оргкомитет.

7.1.2. В оргкомитет включаются студенты-старшекурсники всех кафедр факультета.

7.1.3. Председателем оргкомитета является председатель студенческого совета.

7.1.4. Оргкомитет осуществляет свою деятельность путем проведения совещаний, коммуникаций, создания рабочих групп и выдачи поручений. Решения оргкомитета, оформленные протоколом, обязательны для выполнения всеми студентами факультета.

7.1.5. Оргкомитет дает необходимые поручения и формирует состав рабочих групп, распределяет ответственность по организации и проведению праздника.

7.1.6. Оргкомитет назначает ответственного от студентов за организацию и проведение праздника, который:

- распределяет ответственность, полномочия и ресурсы;

- планирует мероприятия по подготовке и проведению праздника;

- руководит рабочей группой организаторов;

- координирует деятельность и контролирует выполнение основных этапов работы и поручений;

- запрашивает необходимые ресурсы у администрации факультета;

- привлекает внешние ресурсы;

- готовит отчёт о проведении и результатах праздника для представления студенческому совету и Ученому совету факультета.

Рабочая группа - ответственная за организацию:

  • Пишет (адаптирует, редактирует) сценарий праздника «Посвящение в студенты» в зависимости от погодных условий, количества студентов и т.п.;

  • проводит согласование с руководством факультета и университета о месте проведения праздника (стадион, пос. Вырица, аренда клуба, если потребуется);

  • готовит служебные записки, распоряжения по факультету;

  • распределяет роли участников праздника (ответственные за станции, тьюторы, ведущие);

  • проводит заключительный «разбор полетов»;

  • выдвигает предложения по внесению корректив в организацию праздника следующего года.

Ведущие праздника:

  • осуществляют предварительное знакомство со сценарием проводимого мероприятия;

  • четко следуют сценарию;

  • быстро реагируют на незапланированно возникающие ситуации (форсмажор);

  • позитивно настроены;

  • воодушевляют и вдохновляют студентов - участников мероприятия;

  • организуют командное взаимодействие.

Ответственные за станции:

  • осуществляют предварительное знакомство со сценарием;

  • представляют ответственному за мероприятие подробный сценарий проведения своего конкурса;

  • четко объясняют правила конкурса студентам-первокурсникам;

  • стимулируют активность студентов-первокурсников;

  • наблюдают за ходом выполнения задания и оценивают его качество, вносят данные в контрольный листок;

  • ведут учет активности команд;

  • выявляют активных участников процесса;

  • принимают участие в подведении итогов, предоставив жюри контрольные листки;

  • получают и сдают необходимое для проведения конкурса оборудование, инвентарь.

Тьюторы:

  • изучают сценарий праздника;

  • знакомятся с командой;

  • осуществляют знакомство студентов внутри команды друг с другом;

  • воодушевляют членов команды на активную игру, первым этапом которой является совместное принятие решения относительно названия команды, девиза;

  • сопровождают команду в переходах между станциями;

  • содействуют активизации общения студентов внутри команды;

  • оказывают необходимую помощь команде студентов-первокурсников при участии в конкурсах;

  • получают и сдают экипировку.

7.2. Для организации педагогической поддержки назначается декан (заместитель декана по воспитательной работе) факультета

7.2.1. Декан отвечает за общую концепцию проведения праздника и выделение необходимых ресурсов.

8. Требования к ресурсам

8.1.Информационное обеспечение:

- составление и рассылка объявлений о празднике;

- составление домашнего задания для групп студентов первокурсников;

- устное объявление о празднике;

- информационное собрание для студентов первокурсников;

- формирование списков студентов первокурсников.

8.2.Организационное обеспечение

- организация работы оргкомитета;

- подготовка необходимых документов: заявок и т.д.;

- подбор экспертов на станции и их подготовка;

- подбор тьюторов и их подготовка;

- подбор ведущих праздника и их подготовка;

- обеспечение ресурсов для награждений победителей конкурса и поощрения участников праздника;

- организация обеда;

- организация камеры хранения для вещей.

8.3.Техническое обеспечение

- обеспечение необходимыми техническими средствами (мультимедиа проекторы, компьютеры, видео камера, микрофоны, рупоры, фотоаппараты, диктофоны и т.д.);

- обеспечение необходимых средств связи (телефон, факс, Интернет пр.);

8.4.Финансовое обеспечение

- определение сметы расходов;

- определение источников финансирования.

9. Этапы и последовательность выполнения работ

Этапы работы

Ответственное должностное лицо или подразделение

Подготовительный

Решение о проведении праздника «Посвящение в студенты» и определение сроков его проведения

Студенческий совет

Ученый Совет факультета

Формирование оргкомитета

Студенческий совет

Формирование рабочих групп

Оргкомитет

Составление и рассылка объявлений о празднике

Рабочая группа информационного обеспечения

Составление сценария праздника «Посвящение в студенты»

Рабочая группа организационного обеспечения

Обеспечение необходимых средств связи

Рабочая группа технического обеспечения

Обеспечение необходимыми техническими средствами

Рабочая группа технического обеспечения

Составление сметы расходов

Координатор

Конкурсная часть:

Проведение репетиций презентации команд

Кураторы команд

Разработка заданий для КВН

Рабочая группа организационного обеспечения

Разработка заданий на каждую станцию

Рабочая группа организационного обеспечения

Обеспечение станций необходимыми реквизитами

Рабочая группа организационного обеспечения

Формирование составов жюри

Рабочая группа организационного обеспечения

Подбор и подготовка ведущих, экспертов и тьюторов

Рабочая группа организационного обеспечения

Подведение итогов:

Награждение победителей и участников праздника

Координатор

Анализ работы оргкомитета

Координатор, руководители рабочих групп

Приложение 2.Контекстная диаграмма процесса организации и проведения праздника «Посвящение в студенты».

Приложение 3.Процесс организации и проведения праздника в нотации IDEF 0.

20

Просмотров работы: 2537