Художники слова всегда четко реагировали на злободневные проблемы современности. В последние годы в отечественной литературе одной из актуальных проблем стало освещение мира детей. В данной статье мы остановимся на такой теме в русской и зарубежной литературе, как отражение образа «детей-инвалидов» в литературе.
Инвалидность – это страшный диагноз. Она калечит жизнь. Люди, столкнувшиеся с этой бедой, нуждаются в огромной заботе и в чутком внимании. Но страшнее всего, если инвалидом является ребенок. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они «не больные», а «особенные дети». Они любят играть, веселиться, общаться, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска, затем одиночество - вот их мир. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, начинает страдать его психическое состояние. Детская душа начинает болеть еще сильнее. Как верно заметила поэтесса Н.Попова:
«Мир «особого» ребенка –Он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребенкаДопускает лишь своих!»
Многие дети-инвалиды учатся в общеобразовательных школах. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе и стараются избегать от общения с такими детьми. Но есть дети, которые относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества. Ярко была освещена эта тема в книге Джин Литтла «Неуклюжая Анна» и в книге Екатерины Мурашовой «Класс Коррекции».
В книге Джин Литтла «Неуклюжая Анна» автор показывает нам образ милой, целеустремленной девушки - Анны. Анна –инвалид по зрению, поэтому её часто называли «неуклюжим ребенком», в школе и дома над ней смеялись. Никто из родителей, братьев и сестер и не догадывался о ее детских глубоких переживаниях, о чистоте ее душевных помыслов, о стремлении ближе, сердечно сблизить между собой членов семьи. Только отец по- настоящему ее любил и лелеял. Он называл дочку особенной, в ней было столько любви, доброты, но остальные члены семьи были заняты только своими делами, были просто «слепы». Как слепа была ее мать, не внимательна по отношению к ее здоровью. Подобранные очки подарили ей другой мир, она стала видеть то, чего раньше не видела. Мир для нее стал еще прекраснее, а любовь к ближним еще сильнее. В один прекрасный рождественский день все узнают, что неуклюжий ребенок своими неловкими, как все привыкли считать, пальцами Анна сплела красивую корзину в подарок родителям. Сблизила всех членов своей семьи своим старанием. Разве это не чудо, ведь совершилось просто чудо в маленькой семье! Побольше бы, таких чудес в нашей стране!
В повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции", поднимается тема «особенных» детей. В ней повествуется о разных детях: умственно неполноценных, инвалидов, душевно больных. Читать это произведение тяжело. Наши герои учатся в классе коррекции. Все эти «особенные» дети понимают, что когда-то их разбросают по разным местам, чувствуют себя не нужными в обществе, но не унывают, а просто продолжают жить.
Также очень сложна работа людей, связанная с инвалидами. Для этого требуется много терпения, выдержки, силы воли, ведь с ребенком-инвалидом намного сложнее работать, чем со здоровым ребенком. Ведь от внимательного, чуткого отношения учителя к «особенным детям» зависит многое! Дети-инвалиды очень способные, талантливые во всех отношениях, с огромной силой духа и воли. Добиваясь огромных успехов в самых разнообразных областях деятельности, показывают нам, здоровым людям пример. Разве не сделали чуда наши российские инвалиды, выступившие на Параолимпиаде? Они добились невозможного! Эти ребята сильнее многих из нас духом!!!
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что тема «детей-инвалидов» в русской и зарубежной литературе актуальны и по сей день. Многие современные и зарубежные писатели уделяют внимание этой проблеме современности. И это не случайно, потому что эта тема в нашей стране и зарубежом всегда стоит на повестке дня.
Список используемой литературы:
Джин Литтл «Неуклюжая Анна»
Екатерина Мурашова «Класс коррекции»