КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РФ

Саидова Н.С. 1
1Российский Государственный Социальный Университет филиал в г. Азове
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обращение к Конституции Российской Федерации является исходным моментом изучаемой темы.

Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты.1

Сущность и значение правового феномена «социальная защита».

Следует отметить, что социальная сущность свойственна большинству демократических стран, тем более что с развитием рыночных механизмов у государства появляются большие возможности для обеспечения своим гражданам достойного уровня жизни. Если социальная политика советского государства сводилась к социальной защите, то в настоящее время система взглядов на социальную деятельность значительно изменилась. Теперь государство выступает в качестве одного из основного, но не единственного субъекта социальной деятельности. Немаловажную роль играют профессиональные союзы, социально-ответственный бизнес, отношения которых с государством строятся не на принципе подчинения, а на принципе партнёрства. Идея социального государства закреплена в Российской Федерации на конституционном уровне, что должно способствовать развитию отраслевого законодательства в этой сфере.

Первостепенное значение для решения поставленных нами задач, имеют исследования, непосредственно направленные на раскрытие понятия «социальная защита».

Социальная защита - это система гарантированных государством экономических, социальных, правовых и организационных мер, реализуемая путем деятельности соответствующих органов, уполномоченных государством на создание надлежащих условий, обеспечивающих соблюдение базовых социальных прав в целях достижения социально приемлемого уровня жизни и свободного развития граждан и семей2.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса, были изучены работы многих ученных, в том числе исследование С.В. Солосина, который считает, что социальная защита - это организационно-правовой метод соблюдения социальных прав человека и достижения целей социального государства в РФ, опирается на нормативные источники, регулирующие правоотношения социальной защиты в таких важнейших сферах общественной жизни, как образование, здравоохранение, труд и занятость, социальное обеспечение; социальная политика – неотъемлемая часть внутренней политики социального государства, выражающаяся в целенаправленной стратегии на создание благоприятных (достойных) условий жизни и развития человека, имеет теоретически обоснованную постоянную концепцию, распространяется на всё население, представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.

А.В. Феоктистов считает, что социальная защита - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная политика-это совокупность видов деятельности государства в сфере реализации социальных прав личности по созданию достойных человека условий индивидуальной жизни и семьи.1 В.М. Корякин считает, что социальная защита граждан - это ключевая функция социального государства.

Социальное государство – конституционный термин, обозначающий государство, осуществляющее целостную внутреннюю социальную политику, на основе которой посредством нормативных правовых актов оказывается воздействие на основные сферы жизни общества, формируется модель общественного сознания в целях создания благоприятных (достойных) условий жизни и развития человека.3

Важными для рассмотрения данной работы являются такие понятия, как:

Конституционное право — является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Происходит от названия особого политико-правового документа - Конституция. Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

1)наука конституционного права - это совокупность, система взглядов, идей, точек зрения о Конституционном праве как отрасли права и регулируемых этой отраслью общественных отношений; 2)конституционное право как отрасль - это основополагающая отрасль права; совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, взаимоотношения между государством и личностью, государственно-территориальное устройство, порядок образования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Это фундаментальная отрасль Российского права; 3)Конституционное право как учебная дисциплина - это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.4

Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что социальную защиту следует рассматривать как относительно самостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конституции РФ. Этот институт охватывает, в частности, сферы труда и занятости, семейной и молодежной политики, социального обеспечения, здравоохранения, поощрения мероприятий социального характера.5

С точки зрения конституционного права, перспективы становления и развития социального государства в России связаны с обеспечением действенности и эффективности демократических институтов, позволяющих в полной мере отражать интересы и потребности разных слоев общества в государственно-властной деятельности; законодательным закреплением основных составляющих социального рыночного хозяйства как экономического базиса социального государства; законодательным закреплением основных направлений социальной политики и созданием единого массива социального законодательства; созданием системы эффективных гарантий экономических и социальных прав. 6Формы демократии наводят проявление в ее институтах (референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.) Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление « признание общественностью»; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение.7

Следует обратить внимание на то, что большую роль при проведении конституционного закрепления и дальнейшей реализации социальной политики играют международно-правовые акты. Международно-правовые акты - документы, принятые мировым сообществом, ориентирующие все государства на последовательное упорядочение общественных отношений на принципах гуманизма, выполнения комплекса социально-защитных функций, создании условий для всестороннего развития и самореализации личности.8

Сейчас в нашей стране работает около 5 тыс. социальных учреждений, они относятся к региональному ведению. Важно, что в последнее время помимо традиционных домов-интернатов создаются геронтологические центры, комплексные центры социального обслуживания, кризисные центры для семей с детьми и другие учреждения, которые для этого предназначены. В 2011 году построено в общей сложности 35 социальных учреждений, в том числе в рамках тех программ, которые софинансируются Пенсионным фондом. При этом используются и стандартные, типовые проекты, и новые проекты создаются. Внедряются и современные методики и технологии социального ухода за пожилыми людьми на дому. Безусловно, тот позитивный опыт, который был накоплен после передачи социального обслуживания в ведение регионов, надо изучать и пропагандировать, потому что во многих регионах он есть и он весьма неплох. Система социального обслуживания должна быть гораздо более современной, она в большей степени должна ориентироваться на запросы людей.9

Таким образом, социальная защита является конституционно-правовой составляющей социального государства. Необходимо отметить неразрывную связь и взаимное дополнение таких терминов: социальное государство, социальная политика и социальная защита.

Конституционно-правовые проблемы могут быть вызваны вопросами соотношения социальных прав человека и социальных обязанностей государства, которые мы и рассмотрим.

Механизм соотношения социальных прав человека и социальных обязанностей государства.

Под механизмом осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей следует понимать законодательно санкционированный порядок организации фактических и/или юридически значимых действий участников гражданских правоотношений, обеспечивающий действительное достижение субъектами правовой цели (получение/предоставление блага).

Механизм осуществления гражданских прав и исполнения, обязанностей — это системное явление, которое непосредственно, либо-опосредованно связано с иными видами правовых механизмов: механизмом правового регулирования, механизмами правотворчества, правоприменения, правотолкования: механизм осуществления прав, с одной стороны, в некоторых своих стадиях совпадает с действием механизма правового регулирования, а с другой, — в силу особенностей складывающихся гражданских отношений (преобладания диспозитивного метода регулирования), рассмотренный с позиции носителя прав и обязанностей, включает в себя определенные, свойственные только данной правовой модели, элементы и стадии действия.10

Существует и такая точка зрения: механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина - это государственно-правовой механизм, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, структуру государственных органов, разнообразные факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления норм, устанавливающих личные права и свободы человека и гражданина в соответствии с установленными процедурами и принципами.11

Как уже говорилось выше, социальное государство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Рис.1. Условия наличия социального государства по А.П. Александровой

Рассмотрение социального государства невозможно без защиты социально-экономических прав, что вызывает необходимость выделения их в отдельную группу прав и требует подробного разъяснения их защиты.

Социально-экономические права - это права, касающиеся положения человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности и имеющие своей целью создание условий, при которых люди должны быть защищены, оказавшись в трудной жизненной ситуации, как со стороны государства, так и со стороны общества.12

Рис.2. Этапы защиты социально-экономических прав

Особое внимание А.П. Александрова уделяет таким элементам правовой защиты, как меры защиты и меры ответственности. К мерам защиты отнесены меры предупредительного воздействия, меры пресечения и правовосстановительные меры. Также к мерам защиты автор относит и Постановления Конституционного Суда РФ. Мерами ответственности могут быть признаны взыскание убытков и неустойки, возмещение морального вреда и др. Безусловно, данная работа не исчерпывает всех проблем защиты социально-экономических прав, но автор постаралась обратить внимание на наиболее важные моменты, которые являются сегодня актуальными.

Первичным субъектом социальной защиты выступает общество, которое через институты государства и права определяет состав опосредованных и непосредственных субъектов социальной защиты. Таким образом, общество, используя механизмы государства, является одновременно субъектом и объектом социальной защиты. При этом необходимо отметить, что данная схема является идеальной и может работать лишь в условиях правового государства, взаимодействующего с гражданским обществом. Считаем, что реальное существование и действие данной системы присущи исключительно социальным правовым государствам. По качественному признаку субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму - организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот. Таким образом, существующий комплекс субъектов социальной защиты не представляет единой системы в масштабе Российской Федерации.

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).13

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплотить в жизнь данный конституционный принцип невозможно без обеспечения социальной защиты, как отдельно взятой личности, так и всего населения в целом.

В целом в Российской Федерации создана правовая основа для осуществления основных конституционных гарантий социальной защиты. Однако существуют и проблемы. Регламентация мер социальной защиты в виде выплат социальных пособий посредством не законов, а подзаконных актов противоречит норме части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации. Указанный факт свидетельствует о недостаточном уровне развития правового регулирования социальной защиты. Полагаем, что необходимо привести такие нормативные акты в соответствие с требованиями нормы Конституции России.14 Критический взгляд на современное российское законодательство, с точки зрения практического применения, приводит к мысли, что его пробельность, является одной из основных причин ущемления прав и свобод граждан, а также интересов всего общества. В связи с этим возникает убеждение о необходимости пристального внимания к этой проблеме со стороны российской науки.

Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод, что социальная защита это совокупность экономических, социальных и правовых мер направленных на создание приемлемых, в рамках современного развития общества, условий жизни для лиц, попавших в трудную жизненную ситуация и на обеспечение материальной и иной поддержки в установленных законом случаях, с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан.15

Особенности организационно-правового механизма социальной защиты в субъектах Российской Федерации.

На сегодняшний день традиционным для отечественного законодателя стало «фрагментарное» регулирование общественных отношений по социальной защите населения. Известно, что законы в этой сфере нередко принимаются для решения безотлагательных задач, для снятия социальной напряженности, для привлечения голосов избирателей в период предвыборных компаний.

Несмотря на постоянное усовершенствование нормативно-правовой базы, существует довольно широкий ряд неурегулированных вопросов (см. рис. 3).

Рис.3. Пробелы в нормативно-правовой базе социальной защиты по С.В. Солосину

В целом организационно-правовой механизм социальной защиты в РФ развит в недостаточной степени, хотя в настоящее время предпринимаются действенные меры по его реформированию и совершенствованию.

Список литературы:

  1. Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод:Общетеоретический анализ :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Самара, 2002. - С. 18-24.

  2. Босхомджиева Г.Г. Конституционно-правовой механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2007. С. 8-16.

  3. Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей : автореф. дис. ... д-р.юрид. наук: 12.00.03. - Москва, 2009. - С. 8-16.

  4. Конституция Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) г. Ст.7

  5. Лазарева Е.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов , 2010. - С. 8-16.

  6. Лукашева Е.А. Права человека и социальное государство // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 109.

  7. Макаров В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2004. С. 8-16.

  8. Проблемы социальной защиты населения // http://www.vevivi.ru URL: Курсовая работа (дата обращения: 03.01.2015).

  9. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.

  10. Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2002. - С.8-16.

  11. Феоктистов А.В. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правовой анализ :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 2008. - С. 3-8.

  12. Худойкина Т.В.,Толкунова Н.А. Пробелы в законодательной сфере социальной защиты населения // Пробелы в Российском законодательстве. - 2010. - №Выпуск№ 4 . - С. 67-75.

  13. Правительство России/URL:http://government.ru

1 Конституция Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) г. Ст.7

22Лазарева Е.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов , 2010. - С. 8-16.

33 Макаров В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2004. С. 8-16.

4Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2002. - С.3-8.

45 http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.01.2015).

56Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2002. - С. 1-3.

67Феоктистов А.В. Сущность Российской Федерации как социального государства: конституционно-правовой анализ :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 2008. - С. 3-8.

78Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.

89Лукашева Е.А. Права человека и социальное государство // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 109.

910http://government.ru( Правительство России)

1011 Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей : автореф. дис. ... д-р.юрид. наук: 12.00.03. - Москва, 2009. - С. 8-16.

1112Босхомджиева Г.Г. Конституционно-правовой механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2007. С. 8-16.

1213 Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод:Общетеоретический анализ :автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Самара, 2002. - С. 18-24.

1314 Проблемы социальной защиты населения // http://www.vevivi.ru URL: Курсовая работа (дата обращения: 03.01.2015).

1415Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2002. - С.8-16.

1516Худойкина Т.В.,Толкунова Н.А. Пробелы в законодательной сфере социальной защиты населения // Пробелы в Российском законодательстве. - 2010. - №Выпуск№ 4 . - С. 67-75.

Просмотров работы: 4143