НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная мода быстротечна, одни тенденции сменяют другие. Каждый сезон дизайнеры должны придумать что-то новое, чтобы удивить своего потребителя и удержать его. Где же черпать вдохновение так необходимое для генерации новых идей? Одним из богатейших источников является народный костюм.

Идея использования этнического костюма при создании современной одежды не нова. Уже начиная со второй половины ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко использовался модельерами при проектировании одежды. Появился фольклорный, этнический стили. Народный костюм стал объектом пристального изучения. Безусловно, стиль костюма в первую очередь рассматривают как систему художественно-выразительных средств.

В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности.

Со временем использование элементов народного костюма в современной одежде сложилось в стиль этно. Пионером этого стиля принято считать Ив Сен-Лорана (Франция), который, начиная с 1976 года активно, использовал элементы народного костюма при создании модных коллекций. Дефиле Ив Сен-Лорана изобиловали то роскошью шелкового Китая, то сочностью Марокко, то простотой и сердечностью крестьянской России.

Признанными виртуозами по использованию народных мотивов стали дизайнеры модного дома Kenzo. На протяжении нескольких лет этнический стиль является визитной карточкой бренда. Коллекции от Kenzo – это презентация стильной эклектики, когда этнические элементы прекрасно уживаются с классической, деловой и спортивной одеждой.

Национальная мода с подиумов проникает и в массы, примером может служить скандинавский орнамент, так полюбившийся массовому потребителю. Национальный скандинавский орнамент, использовавшийся для декорации рубах, и тот же орнамент, но уже стилизованный используется в коллекции D&G 2011 года, как основной рисунок ткани. Еще одним примером могут служить угги, которые изначально являлись обувью австралийских пастухов.

Народный костюм является богатейшей кладовой идеей для художника. Костюмы разных народов отличаются друг от друга особенностями кроя, композиционно-пластическим решением, фактурой и колоритом ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор, осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народных песнен и танцах.

Традиционный народный костюм – уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Как яркий информационный источник, он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов и их контакты с соседями, семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Этот вопрос заинтересовал и нас, студентов – будущих дизайнеров костюма, который оказывает сильное влияние на современный костюм ХХI века. Необходимо возрождать семейные и народные традиции через воссоздание форм народного костюма, использование его элементов в современной одежде; проведение традиционных ярмарок, выставок, праздников; приобщение к научно-исследовательской работе подростков в образовательных учреждениях.

Современный специалист в области дизайна одежды не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.

Проблема изучения влияния народного костюма на современный продолжает сохранять актуальность и в наши дни.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится к созданию костюма – бытового и сценического.

Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки.

Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей – это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании или противоположности другое.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это – своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов-дизайнеров современного костюма.

Принципы композиционного построения народного костюма – четкость форм, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции – для специалиста сегодня является примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов модели.

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как нам кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм и сейчас. В России действуют музеи с экспозициями народного костюма. Открыты специальные этнографические музеи, где ярко представлены костюмы отдельных регионов.

Русскую национальную одежду используют как сценический костюм в фольклорных ансамблях. Русский народный костюм популярен в сувенирной продукции. Иностранные туристы с интересом приобретают рубахи, кокошники.

В России в настоящее время ведется всесторонняя популяризация лучших образцов одежды, разработанной по народным мотивам. Этому способствуют публикации в журналах мод, широкие показы моделей, как в России, так и за рубежом. Сегодня становится все более очевидным, что старая восточная культура одежды не только представляет традицию, национальное наследие, но и становится модой международной. С культурой России и его эстетическим наследием связана одежда в российском стиле крупнейших брендов и Домов моды, таких как П. Карден, К. Диор, Гуччи, Кензо, М. Прада, М. Арора и др.

В российской исторической и культурологической литературе проблема изучения национального костюма привлекает к себе достаточное внимание, например, интерес, представляют научные труды JI.П. Сычева, B.JI. Сычева, В.С. Старикова, М.Н. Мерцаловой, М.А. Неглинской, М.В. Крюкова, В.В. Малявина, А.М. Решетова, А.М. Упине, отдельные публикации М.Д. Гусаровой, Т.В. Сахаровой, И.В. Сусловой и др.

Итак, национальный костюм – особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма в этностиле, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Влияние национального костюма на моду неоспоримо, год за годом мы встречаем его на подиумах по всему миру. В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном... Используемые элементы становятся все более стилизованы, но от этого они не теряют притягательности, потому что в народном искусстве спрятано то глубокое единство человека и природы, которое помогает людям творить поистине вечное, всегда нужное всем искусство.

Литература:

  1. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Академия, 2000.

  2. Толкачева С.Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX века. Воронеж, 2007.

  3. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002. – 374с.

Просмотров работы: 8212