ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ АРИСТОТЕЛЯ К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ АРИСТОТЕЛЯ К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ

Щербаков М.И. 1, Пеньков В.Е. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной, довольно сложной, общемировой политической обстановке уместно будет вспомнить представление древних о политике, в частности Аристотеля, и ответить на вопросы в чем собственно должен заключается её «дух»? Какие этические доминанты аристотелевской политики мы можем использовать в современном мире где уже нет ни официального рабовладельчества, ни демократии, где государства из себя представляют не маленькие городки, а огромные территории, с большим количеством населения?

Итак, приступая к ответу на поставленные вопросы, для начала, отметим что согласно Аристотелевскому учению благо есть некоторая цель, ради которой предпринимается некоторая деятельность. Например, несомненно победа является благом, как цель стратегии. Но чтобы достичь победы нужно сделать огромное количество меньших благ, как, например, вооружить воинов, построить их и т. д. Любое мелкое дело является малым благом, даже застёжки на «ременах» гоплитов (к слову именно запонка спасла Париса во время брани с Менелаем). В самом начале Никомаховой Этике Аристотель говорит, ссылаясь на древних, правда, не указывая на кого именно, что благо есть то, к чему всё стремится. То есть всё делаемое людьми есть либо благо, либо в виду их искаженных представлений только предполагаемое благо.

Далее Аристотель задаётся вопросом ради чего всё совершается человеком? И если благо является целью некоторой деятельности, есть ли конечная цель ради которой предпринимается всё вообще? Отвечая на этот вопрос, философ говорит, что этой целью является блаженство (εὐδαιμονία).

Блаженство, или счастье (εὐδαιμονία – труднопереводимый термин) является высшим благом, чем-то совершенным и самодостаточным. Самодостаточность видится не по отношению «к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями и детьми, и женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек — по природе [существо] общественное» (т.е. политическое, разнообразное πολιτικόν) (EN 1097b 9-12), кстати Аристотель повторяет эту мысль в Политике «человек по природе есть существо политическое… а если он не в силу случайных обстоятельств, а по своей природе живет вне государства, то он либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек» (Pol. 1253a 3-5) он или «животное, или божество» (Pol. 1253a 29).

А поскольку человек по природе существо политическое, не терпит одиночества и ему нравится жить в обществе, то для совместного совершения благ люди объединяются в организации. Аристотэлис (так его называют греки) в начале своей Политики говорит, что всякое общение в государстве организовывается ради какого-либо блага. Здесь под государством имеется в виду πόλις, кстати интересно отметить что это слово у древних греков ассоциировалось с чем-то множественным, многим; как например, πολλάκις – часто, πολλαχῇ - многими способами, всячески.

Итак, как мы сказали выше, если всякое общение организовывается ради какого-либо блага, то существует и такое общение которое имеет своей целью высшее благо человечества, то есть блаженство всех людей в государстве. Это общение называется общением полисным (государственным) или политикой (αὕτη δ᾽ ἐστὶν ἡ καλουμένη πόλις καὶ ἡ κοινωνία ἡ πολιτική (EN 1252a 5).

Философ говорит, что политика является высшей и архитектонической наукой, которая пронизывает все другие науки и регулирует их. Цель науки о государстве есть наивысшее благо, потому что это наука больше всего уделяет внимания тому что бы сделать граждан добродетельными и совершающими прекрасные поступки (EN 1099b 30-35). Соответственно политик сам должен быть человеком нравственным, чтобы писать нравственные законы и вести граждан к добродетели. Если политик будет безнравственным, то и государственное устройство не будет благоприятным. При безнравственности политика вся выше описываемая цепочка будет рушится, целью политики уже не будет высшее благо народа, её цели смещаются, как например у порочных государственных устройствах (тирания, олигархия).

Из всего вышесказанного мы видим большую ответственность политика перед государством, ибо в его руках строительство прекраснейшего и божественнейшего блага, блага народа и государства (EN 1094b 10).

Литература:

Аристотель. Сочинения. /Аристотель. Сочинения.- М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – 830с

ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΗΣ. Ἠθικὰ Νικομάχεια Α-Δ //ΑΠΑΝΤΑ. – Αθήνα: ΚΑΚΤΟΣ, 1993. – Τ. 7. -300

Аристотель. Этика. Эстетика. Поэтика. – Минск: Харвест, 2011. – 1280 с.

Славятинская М. Н. Учебник древнегреческого языка: Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва: Филоматис, 2003. – 620с.: ил.

Просмотров работы: 895