ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ: ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ НАВЫКОВ В ЕДИНОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ: ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ НАВЫКОВ В ЕДИНОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Уменьшение лекций и увеличение объемов практических заданий в определенной степени дробит целостность образовательного процесса. Предлагаемая форма бинарной методики будет вовлекать студентов-бакалавров в реализацию информационного проекта о коллективных достижениях в едином сетевом контенте.

Ключевые слова. Комбинированная методика, сбалансированное обучение бакалавров, квалификационный навык бакалавра, креативный компонент.

Государственная стратегия импорт-замещения в нашей стране обращает свой призыв, прежде всего, к образовательным учреждениям, где готовятся профессиональные кадры, востребованные в разных уголках России. В педагогической практике это означает, что необходимо оперативно реагировать и организовать массированный поиск обучающих методик нового формата.

Вопрос: что означает новый формат? Ответ: новый формат обучающих методик должен быть нацелен на квалификационную подготовку бакалавров, компетентных в вопросах импорт-замещения на конкретном участке профессиональной деятельности.

В гуманитарном образовательном учреждении важным вектором разработки обучающих методик нового формата является, прежде всего, принцип сбалансированного обучения. Это означает, что на творческих факультетах не должен доминировать только художественный подход к обучению бакалавров. В ближней и дальней перспективах социально-экономического развития страны каждый работоспособный человек с гуманитарным, техническим, художественным образованием будет связан с компьютерными программами. Выявляется роль интеграции дисциплин и областей практических знаний для разработки новых методик в условиях активного информационного обновления образовательного и культурного пространства РФ.

Вопрос: в чем проблема? Ответ: слабо используется возможность межпредметных связей для разработки курсовых проектов. Модернизация образования повлекла ротацию педагогического состава. Своеобразная контрактная система «на конкретный срок работы» не формирует у педагогов мотивацию к созданию коллективных проектов.

Уменьшение лекций и увеличение объемов практических заданий, на первый взгляд, дробит целостность образовательного процесса. Эта проблема уже рассматривалась учеными 10 лет назад в связи с открытием кафедр дизайна с разными специализациями: дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн мультимедиа и другие. Сложности в организации учебного процесса рассматривались с позиции дифференцированного подхода. Опытные практики отмечали особенности модернизации и предлагали модели преодоления сложных барьеров. В педагогической науке есть статьи и предложения ученых-практиков по выравниванию рельефов учебного процесса.

Например, при реализации процессного метода управления учебным процессом на творческой кафедре, факультете все единичные программы и курсы должны стать «нотами», звучащими в полифоническом курсовом, затем и дипломном проектах [1; 2; 3]. Рассматривались и другие модели подготовки компетентных кадров, как например, комбинированная образовательная методика на основе «императива триадичной интеграции» [4]. В этой связи наша парадигма исследования является развитием вышеназванных подходов к модернизации обучения и своеобразным прорывом в новое образовательное пространство с креативным компонентом прикладной педагогики.

Сегодня мы должны дифференцировать обучение бакалавров и повышение квалификационной подготовки магистров в соответствии с новыми требованиями науки, практики, социально-экономической стратегии страны в целом. В этом направлении прикладная педагогика, на наш взгляд, должна стать своеобразным «инкубатором» разработки, адаптации новых квалификационных технологических модулей.

Наше исследование опирается на достижения ученых. Фундаментальный базис. Проблема исследования обусловила обращение к научным работам в области философии культуры, культурологии, этнологии, этнографии, этнопедагогики, дизайн-образования, в том числе, научного дизайна, педагогики искусства, искусствоведения.

Педагогический базис. Лучшие традиции русской педагогической мысли и способы совершенствования процесса обучения представлены работами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.П. Пирогова, В.А. Сухомлинского и др.

Инновационный вектор исследования. Важным направлением современной науки определены достижения в области информационной эстетики и визуальной культуры образовательного учреждения, что и определило стержень нашего поиска и конкретизации инновационных предложений.

Педагогика. Новые достижения в области прикладной педагогики с креативным компонентом.

Дополнительная компетенция бакалавров будет результативной, если конкретизировать навык креативной интеграции художественно-графических средств и компьютерных возможностей обработки для специализированного контента на основе понятия о требованиях информационной эстетики. Например, таковым контентом может быть презентация авторской методической рекомендации для обучения детей младших классов. Несомненно, что такие пособия уже есть и пользуются популярностью в нашей стране (Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова). Но сегодня на информационной шкале социальной коммуникации область прикладной педагогики еще имеет много белых пятен, слабо освоенного активно-творческого пространства. Именно это объясняет появление креативных подходов к обучению через созидательный процесс и формирование информационных сообщений о результатах.

Новая модель комбинированной двух-модульной методики будет вовлекать всех студентов в реализацию информационного проекта о коллективных достижениях в едином сетевом контенте. Для этого необходимо разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность нового подхода к обучению бакалавров на творческих специализациях с художественно-графическим компонентом.

Требование современной практики обучения показывает, что бакалавры, кроме инструментальных навыков, также должны владеть компьютерной грамотой применительно к квалификационной подготовке. Опыт работы с информационной продукцией сайта, обязательной сегодня для творческого факультета, убеждает в том, что для бакалавров важно внедрить «показателем успешности» навык интеграции художественно-графических средств с компьютерными правилами стилизации информационного сообщения, который форматируется для презентации персональных и коллективных достижений.

Сегодня уже заметна потеря внимания к знаковым символам, которыми пестрят информационные порталы. Их много, они стилизованы, они обездушены. Несомненно, что это необходимо для официальных мероприятий, фестивалей, конференций. Но вот для авторской презентации вряд ли прагматично использовать безликий «графический симулякр», не имеющий культурной основы «шедевр» творчества.

Дополнительная компетенция бакалавров будет результативной, если конкретизировать навык креативной интеграции художественно-графических средств и компьютерных возможностей обработки для специализированного контента на основе понятия о требованиях информационной эстетики. Например, таковым контентом может быть презентация авторской методической рекомендации для обучения детей младших классов.

Внедрение в учебный процесс комбинированной обучающей методики сформирует у бакалавров чувство ответственности за представленный информационный продукт.

Литература

  1. Ткалич С.К. Принцип «спецификационной интеграции» в профессиональной подготовке дизайнеров вуза культуры и искусств//Вестник МГУКИ. 2007. № 1. С. 113-117. ISSN: 1997-0803.

  2. Ткалич С.К. Статья: «Управление педагогической системой: процессный метод и формы его практической реализации».// Консалтинг в образовании и управлении: Коллективная монография. – М.:ИИТ МГУС, Т.2. 2008. – С. 139-144. ISBN 978-594857-046-4.

  3. Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. //Успехи современного естествознания. № 10. 2013. С. 95-97. ISSN 1681-7494. Импакт-фактор РИНЦ (2011) - 0,186.

  4. Фазылзянова Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

  5. Фазылзянова Г.И. Понимание как форма и условие социальной коммуникации // Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы. Материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск. 2009. – С. 42-46.

  6. Ушкова Н.В. Составляющие компоненты визуальной эстетики учебного заведения как отражение креативного подхода. //Международная студенческая конференция Форум РАЕ. Декабрь 2014. Педагогические науки.

  7. Ушкова Н.В. Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе. Молодой ученый. 2013. №10. – С. 544-545.

  8. Ушкова Н.В. Графический дизайн и мультимедиа: особенности синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия. //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. № 4. 2014.

Просмотров работы: 783