Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»? Мухамадеева.В.С., Багаутдинова С.Ф. ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. Магнитогорск,Россия. Professional standard of teacher - "our everything"? Mukhamadeeva.V.S.,Bagautdinova S.F. Nosov Magnitogorsk State Technical University. Magnitogorsk, Russia.
Обсуждая проблемы российского образования, нельзя обойти вниманием очередные инициативы министерства образования и науки РФ, касающиеся подготовки педагогических кадров. В конце декабря глава ведомства Дмитрий Ливанов сообщил о том, что специалистами министерства разработан стандарт профессиональной деятельности педагога. «Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года, - отметил Ливанов. - Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя». Министр уточнил, что стандарт уже прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции.
По словам авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.
Каковы же судьбоносные требования к педагогу? В проекте стандарта они неоднократно повторяются:
работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
работать с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам воспитателя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таким как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей».
Требования к педагогу, предусмотренные проектом стандарта, думается, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны. Универсальных воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.
Немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Выполнение этого требования означало бы превращение образовательных учреждений в казармы, где действует принцип «не умеешь или не хочешь – заставим». Невозможно, как того требуют от педагогов, вовлекать воспитанников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность независимо от их способностей и характера. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от их природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья.
Между тем, Минобрнауки 14 января 2014 года представило проект Концепции поддержки развития педагогического образования, предусматривающую реформу системы педагогических вузов, которая предполагает сокращение срока базового обучения учителя с нынешних пяти лет до четырех, а также уменьшение теоретических курсов в пользу практики в школах. Как можно в таких условиях подготовить настоящих профессионалов, вопрос риторический. А ведь высшее образование в соответствии с новым стандартом становится обязательным для воспитателя ДОО.
И, наконец, о главном – зачем нужен стандарт и как он будет реализовываться на практике. Профстандарт педагога применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Именно так кратко звучит ответ на вопрос, «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога», сформулированный в документе.
Если профессия педагога творческая, нестандартная (всегда была таковой и останется таковой во веки веков), то стандарт педагога так же невозможен, как и профстандарт писателя, живописца, пианиста. Настоящий «стандарт педагога» может служить ещё одним элементом административного контроля, надзора и «чисток» во вред обучающимся и обучающим их людям.
Список использованной литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации". - Информационно-справочная система «Консультант - плюс» www.consultant.ru.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10. 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - Информационно-справочная система «Консультант - плюс» www.consultant.ru.
Бим-Бад, Б.М. Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»? / Б.М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. - №6. – 2013. – С. 23-28.
Режим доступа:_ http://www.akvobr.ru/profstandart_pedagoga.html