ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье дан краткий обзор результатов исследования, проведенного на пересечении прикладной педагогики, социально-культурной деятельности, досуговой активности и дизайна. Рассмотрена структура досуговой активности личности, взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности. Конкретизированы потенциальные возможности дизайна, как воздействие на личность и регуляция созидательной креативности.

Ключевые слова. Социально-культурная деятельность, креативные технологии, комбинаторный метод дизайна, активный досуг, регулятивный механизм консолидации.

Abstract. The article gives a brief overview of the results of a study conducted at the intersection of applied pedagogy, social and cultural activities, leisure activities and design. The structure of leisure activity of the person, the relationship leisure activity and leisure activities. Fleshed out the potential of design as the impact on the individual and regulation of constructive creativity.

Keywords. Socio-cultural activities, creative technologies, combinatorial methods of design and active recreation, the regulatory mechanism of consolidation.

Социально-культурная деятельность была важнейшей составляющей государственной политики нашей страны в прошлом столетии. В последней четверти ХХ века феномен социально-культурной деятельности трансформировался в мозаичную структуру, извещая о хаотическом брожении внутри советского общества.

Сегодня начинается своеобразный ренессанс-XXI социально-культурной деятельности. Общество/социум выходит из фрагментарных мозаичных ниш, облюбованных до перестройки и рухнувших в период перестроечных процессов. Сегодня востребованы новые навигационные карты и маршруты социально-культурной деятельности, где основным призывом должна быть консолидация.

Для понимания важности проблемы, которая связана неисчислимым количеством нитей с судьбами людей, семей, поселков и городов нашей страны, мы сформулировали 3 вопроса:

Вопрос № 1: можно ли формировать новые навигационные карты на старом базисе знаний о социально-культурной деятельности?

Вопрос № 2: можно ли назвать сектор жизнедеятельности в современной России, который должен быть внедрен в систему социально-культурной деятельности для консолидации.

Вопрос № 3: можно ли назвать образовательный регулятивный механизм, результативность которого можно связать с консолидацией общества в многонациональной России?

Мы предлагаем свои ответы на поставленные вопросы, подчеркивая при этом, что существует множество мнений ученых, специалистов-практиков. Но все единодушны в одном: на современном этапе для многонациональной страны нужны механизмы консолидации на основе созидательно-творческой деятельности.

Ответ на первый вопрос: на старом базисе знаний о социально-культурной деятельности новая модель сформированных навигационных карт будет несовершенной, так как проблема консолидации в творческих коллективах не возникала.

Ответ на второй вопрос: таким сектором жизнедеятельности в современной России, который должен быть внедрен в систему социально-культурной деятельности для консолидации, можно назвать дизайн и его направления профессиональной и любительской деятельности.

Ответ на третий вопрос: образовательным регулятивным механизмом, результативность которого можно связать с консолидацией общества в многонациональной России, мы выдвигаем дизайн и его основной метод комбинаторики [5; 6].

Несомненно, что субъектом активной деятельности выдвигается человек, личность, индивидуум, его мотивация к деятельности. Гипотетически мы предположили, что эффективность формирования досуговой активности личности в условиях социокультурной практики средствами дизайна может быть существенно повышена, если:

– социальная активность личности будет напрямую зависеть от активности в сфере досуга и формироваться под влиянием педагогической организации досуговой деятельности;

– досуг выступает в качестве части свободного времени, направленного на развитие духовных и физических сил личности в условиях удовлетворения потребностей личности в самосовершенствовании;

– будет обеспечено усвоение духовных ценностей в условиях реализации творческого потенциала личности, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам при условии трансляция духовно-культурных ценностей.

Системный и сравнительный анализ научной литературы, формирующей методологическую основу исследования, составили работы ученых, дифференцированные по понятийному концепту исследований. В результате мы определили, что есть группа ученых, рассматривающих психологические концепции о сущности категории «активность» (Ф.Н. Гоноболин, Н.А. Канаева, Ю.А. Миславский, Т.С. Медведская, Н.А. Погорелова, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе). Другая группа ученых посвятила свои исследования досуговой активности личности (Г.А. Аванесова, Е.С. Орлик, О.В.Понукалина, Н.Н.Седова, Ю.А. Стрельцов, Д.В. Шамсутдинова). Следующая группа ученых изучила социальную деятельность личности (М.Г. Арсланов, Г.М. Бирженюк, В.Д. Булгаков, Ю.Н.Дрешер, В.З.Дуликов, А.Д. Жарков). Интерес представляют работы, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, С.Н. Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Е. Новаторов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Мосалев).

В педагогической практике взаимодействие дизайна и социально-культурной деятельности, дизайна и культурно-досуговой деятельности рассматривается сравнительно недавно лишь в единичных работах специалистов-практиков [2; 3; 4]. Причиной тому сравнительная молодость дизайна в нашей стране и отсутствие сайтов, где бы проводился «виртуальный подиум» научно-экспериментальных проектов в области социально-культурной деятельности для всех регионов России. Молодежь надо увлекать новыми идеями с социально-ценностным вектором деятельности.

Сегодня дизайн воспринимается учёными как универсальный механизм модернизации в индустрии культуры, туризма, образования. Новый формат активизации социальной деятельности на основе креативных технологий не может реализоваться без понятийных концептов и методик дизайна.

На наш взгляд, можно рассматривать интеграцию с обучающими методиками дизайна при условии, если обоснована структура досуговой активности личности. Структурными компонентами мы выделяем:

социально-ориентированный компонент: удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей личности, творческое и интеллектуальное развитие, где основной сферой реализации досуговой активности является процесс социальной ориентации личности, с учетом осуществления социально-культурной интеграции и преемственности для углубления и расширения образованности личности;

социокультурный компонент: усвоение духовных ценностей в условиях социокультурной практики, где формируется объективная необходимость в проектировании системы досуга, отвечающей современным потребностям общества в формировании личности нового социокультурного типа, органично сочетающей стремление к саморазвитию и творческую инициативность;

деятельностно-ориентированный компонент: развитие социокультурных инициатив, где появление новых общественных потребностей и социальных ценностей объективно ведет к обновлению и обогащению досугового процесса, возрастанию его сложности. Происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания в условиях досуга на само-формирование и саморазвитие личности. Этот инновационный процесс свидетельствует об овладении личностью новыми социальными навыками, умениями в области информационных технологий, экономики, политики, культуры. В этих условиях важно внедрение в систему досуга воспитание личностного ориентира, восприятие новых идей, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам.

Важным понятийным концептом мы выделяем взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности. Специфические черты досуговой деятельности формируют соответствующую систему досуга, характерную развитию потребностей личности. Уровни досуговой деятельности отличаются друг от друга степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее.

Несомненно, что формирование досуговой активности личности происходит в условиях социокультурной практики. Это сложный процесс, он представлен регуляцией процессов социализации человека, умения рационально и содержательно организовать свое свободное время.

Необходимо помнить о том, что формирование досуговой активности личности средствами дизайна в условиях социокультурной практики происходит поэтапно.

Первый этап: досуговая активность проявляется в том, что она оказывается способной выбирать именно те виды деятельности, которые помогают личности изменить имеющиеся обстоятельства в целях превращения своих возможностей в действительность. Поэтому для эффективной реализации досуговой активности необходимо максимальное стимулирование субъектных функций, создание условий для самореализации.

Второй этап: появление противоречий, которые возникают между личностью и ее досуговыми возможностями, которые воплощаются в высокий мобилизационный потенциал и создают новые, более перспективные траектории для развития личности в условиях досуга.

Третий этап: происходит творческая реализация досуговой активности в результате проявления собственного выбора личности, ее личностной активности и самостоятельности. Синтетическое качество досуговой активности характеризует меру возможностей личности в осуществляемой культурно-досуговой деятельности.

Четвертый этап: формируются ценностные ориентации в условиях досуговой активности, они способствуют избирательному отношению к различным видам досуга.

Как видим, структура социально-культурной деятельности являет собой сложный комплекс специальных знаний и компетенций. В этой связи выявляется роль педагогического ресурса развития досуговой активности личности средствами дизайна. Мы попытались выделить векторы взаимодействия социально-культурной деятельности с дизайном.

1. Привлечение средств дизайна, направленных на формирование у личности устойчивого стремления к улучшению окружающей среды.

2. Использование дизайна для формирования творческого стиля жизнедеятельности, также привлечение методов дизайна, направленных на развитие художественных способностей личности, навыков комбинаторики различными техниками и материалами.

3. Реализация воспитательного потенциала дизайна в формировании индивидуальности личности, умений выражать личное отношение к происходящему, искать новые пути художественно-нравственного познания мира, развивать эстетическое отношение к действительности.

4. Привлечение технологий дизайнерской деятельности с целью формирования постоянной потребности в творческой деятельности, импровизации, помогающих формированию эстетики предметного мира.

Таким образом, в статье мы рассмотрели понятийные концепты социально-культурной деятельности и потенциальные возможности дизайна, как регулятивного механизма в следующих процессах:

– реализации вектора консолидации российского общества,

– реализации креативных технологий, актуальных в современном образовательном, воспитательном, социально-формирующем пространстве,

– реализации созидательного метода комбинаторики в различных формах социально-культурной деятельности.

В целом, можно утверждать о востребованности социально-педагогических условий формирования досуговой активности личности средствами дизайна.

Литература

  1. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи. Дис.. к-та п.н. – Тамбов, 2004. – 214 с.

  2. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодёжи в процессе художественно-творческой деятельности. Дисс. д-ра п.н. – М., 2008. – 240 с.

  3. Командышко Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности.//Вестник Военного университета. № 2(26) 211. – С. 49-54.

  4. Ткалич С.К. Инновационная методика освоения проектно-культурного жанра в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера //Вестник МГУКИ. 2007. № 2. – С.141-144. ISSN: 1997-0803.

  5. Ткалич С.К. Консолидирующая роль дизайн-образования в современной России: Доклад с презентацией //2-я Всероссийская конференция «Дизайн XXI века – среда, традиции, новации». Сочи: СГУТиКД, 2009. - С. 178-185. ISBN 978-5-88702-297-0.

  6. Ткалич С.К. Консолидирующий потенциал дизайн-образования в многонациональной России. //Международный научно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве». Петрозаводск, РФ: Карелия. 2009. – С. 213-218.

  7. Фазылзянова Г.И. Художественно-педагогические технологии творческого саморазвития личности в условиях свободного времени // Проблемы и тенденции развития СКД: Сборник научных материалов. – Казань: КГУКИ, 2007. – С. 166-181.

  8. Фазылзянова Г.И. Культурологический подход к процессу воспитания студентов вуза культуры и искусства: ценностный аспект // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические. – Чебоксары: ЧГПУ, 2007. – С. 97-100.

  9. Фазылзянова Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

  10. Файзрахманова Г. К. Моделирование как средство формирования креативной личности в современном образовательном процессе. Статья в сборнике. // НОУ ДПО «Санкт-петербургский институт проектного менеджмента» Международная научно-практическая конференция. – СПб, 2014.

  11. Файзрахманова Г. К. Реализация культуротворческого потенциала личности в культурно-образовательном пространстве. Статья. // Вестник КазГУКИ. – Казань, 2011. – С. 6-8.

9

Просмотров работы: 898