ИНТЕГРАЦИЯ ДИЗАЙНА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕГРАЦИЯ ДИЗАЙНА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена идее создания интернет-проекта, основанного на взаимодействии двух областей гуманитарного знания: литературы и изобразительного искусства. Благодаря созданию такого сетевого ресурса, любой желающий сможет получить обширную информацию по взаимосвязям изобразительного и литературного творчества. Данный проект будет визуальным отражением культуры слова, представленной в виде картин, иллюстраций, а также фотографий и изображений исторических и бытовых реалий. Реализация такого проекта усилит взаимодействие веб-дизайнеров и иллюстраторов, искусствоведов, филологов по систематизации обширного культурного фонда нашей страны и использование его в образовательных целях.

Ключевые слова. Культурный фонд России,русскоязычная литература, изобразительное искусство, межпредметные связи обучения в вузе, иллюстрация, дизайнер.

Актуальность. Современный мир бинарный: с одной стороны, он стремится к информационной целостности, с другой - каждый субъект информационного поля не хочет стать безымянным. Таким должно быть и современное знание студента, будущего компетентного специалиста, способное охватить широкий спектр информации и иметь представление о множестве составляющих компонентов.

Взаимосвязь различных сторон культуры трудно поставить под сомнение, особая связь существует между литературой и изобразительным искусством: они дополняют и проясняют друг друга. Разработано множество учебных программ, основанных на сопоставлении словесного и визуального творчества, но чаще всего они реализуются в школах и вузах. Сейчас мы всё больше и больше используем интернет для поиска нужной информации, к которой можно легко получить доступ. Таким образом, возникла идея создания сайта, в полной мере отражающего взаимосвязь данных областей культуры.

Этот проект состоит из двух частей: собственно литературная часть, где представлены произведения писателей, статьи, научные публикации, комментарии и подобный, чисто текстовой материал, и часть, посвященная изобразительному искусству, искусству иллюстрации, а также содержащая дополнительные визуальные материалы: фотографии, изображения исторических мест и реалий, интерактивные карты, презентации. Связь между двумя частями осуществляется путём создания перекрёстных ссылок.

Такой сайт может стать незаменимым источником информации для школьников, студентов, преподавателей и просто тех, кто желает расширить свой кругозор и повысить культурный уровень. В данной статье основное внимание уделяется второй части проекта, так как она не только посвящена изобразительному искусству, но и требует грамотного визуального оформления, которое будет соответствовать содержанию. И это является непосредственной работой дизайнеров и иллюстраторов.

Анализ научной и художественной литературы. В основе данного проекта лежит идея интеграции, межпредметных связей. Как уже упоминалось выше, такой подход активно разрабатывается в школьной системе образования. Он позволяет овладеть комплексным знанием и служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

«Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих установление глубинной связи, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре» [2].

Данный подход к организации материала может быть использован и в создании сайта: объединение материала в рамках общей идеи путём перекрёстных ссылок, ассоциативных связей, сопоставлений, сравнений. Пользователь должен иметь возможность свободно перемещаться с одной темы на другую, получая максимально полный объём информации.

Художественный текст и изобразительное искусство тесно связаны, как это убедительно доказывает В.А Доманский в своей работе «Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе». Он демонстрирует различные примеры межпредметных взаимосвязей: от буквальной иллюстративной передачи текста произведения до создания символических, ассоциативных образов, которые связаны с глубинным смыслом текста.

«Внутренняя связь литературы с живописью проявляется в том, что писатель, запечатлевая зрительные ощущения, создает иконописные образы, опираясь на ассоциации, контекст, слова-символы, переносное значение слова. Слово, таким образом, в художественном тексте выступает условным знаком предметов и понятий, в то время как в изобразительном искусстве художник передает зримые подобия изображаемых предметов при помощи красок, линий, тонов, цвета. Это опосредованно-визуальное свойство литературы называют пластикой» [1].

Эта взаимосвязь текста и изображения является одним из главных разделов в структуре сайта. Для начала возьмём только русскую литературу XIX-XX вв. и рассмотрим на этом примере, как будет выглядеть данный блок.

Уже существует периодика русской литературы, которая может быть использована для организации информации. В данном случае мы, как уже упоминалось выше, рассматриваем вторую часть проекта, связанную непосредственно с изобразительным искусством. Каждый период оформляется в соответствующем стиле, в определённой цветовой гамме, которые, тем не менее, должны гармонировать с общим видом сайта. Здесь необходима грамотная работа дизайнеров, умение выбрать шрифт, создать лаконичные и выразительные значки в меню, ассоциативное использование цвета. К примеру, литература серебряного века ассоциируется с мягкими, лиловыми цветами, с замутнённостью, мистикой («лиловые туманы» А. Блока). Хотя это всё же условные ассоциации.

В каждом периоде литературы обозначаются имена писателей, краткая информация и список иллюстраций (как самих авторов, так и иллюстраторов), картин, художников, так или иначе взаимосвязанных либо с самим писателем, либо с общим течением в искусстве. Рядом с иллюстрациями могут находиться ссылки на первую часть сайта, где находятся сами тексты произведений.

Кроме иллюстраций необходима другая визуальная информация, связанная с историей, с бытом, который, если не обращаться к нему, можно и забыть. Часто школьников и студентов просят объяснить историзмы в литературных произведениях, которые относятся к материальным предметам или к людям.

Например, слова-историзмы в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: боливар, брегет, охтенка, плошки, кибитка.

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед [3].

Внешний облик героя и его одежду сложно представить с одних лишь слов. И если есть такая возможность, то нужно предоставить изображение. Это могут быть просто зарисовки.

То же самое относится и к облику местности, в которой происходит действие произведения. Это может быть старая Москва, Санкт-Петербург, маленький уездный город, южная природа. Существует множество изображений такого характера, которые помогут погрузиться в атмосферу рассматриваемой эпохи. Так, творчество М. Ю. Лермонтова немыслимо без кавказских пейзажей.

Следующим разделом могут стать интерактивные карты Москвы и Санкт-Петербурга. Это интересная задача для дизайнера – создать яркую, необычную карту города, связанную с тематикой сайта, по которой пользователь сможет в буквальном смысле путешествовать. Это будет своего рода виртуальная экскурсия по творческим местам города – аналог реальных экскурсий по литературной Москве и Санкт-Петербургу.

В качестве обозначений важных культурных мест города дизайнером разрабатываются специальные знаки, которые вызывают ассоциацию с автором или произведением. В качестве примера приведём музей М. А. Булгакова в Москве. Опознавательным знаком для него может служить стилизованное изображение известного чёрного кота Бегемота. В то же время не каждый сегодня знает, кто это – «кот по имени Бегемот». При нажатии на значок пользователь может открыть дополнительную информацию: фотографии, ссылки на произведения, ссылку на сайт музея.

Сайт может содержать готовые грамотно сделанные презентации, которые могут быть использованы и в учебном процессе, и для личного пользования.

Наконец, один из самых важных разделов – это раздел, посвящённый современным иллюстрациям классических произведений. Классика всегда переиздаётся, и это отличная возможность для начинающих или уже состоявшихся иллюстраторов представить своё видение всем известных произведений. В рамках этого проекта могут проводиться конкурсы на лучшую иллюстрацию, которые позволят раскрыть новые таланты и станут для них отличным стартом в творчестве.

Вывод. В данной статье мы пытались обосновать идею создания сайта, основанного на интегральных связях литературы и изобразительного искусства. Такой сайт позволит большему числу людей получить наиболее точную, систематизированную и обширную информацию по таким культурно значимым предметам, а также послужит отличной стартовой площадкой для начинающих художников и иллюстраторов.

Мы подошли к этому вопросу с точки зрения теоретического обоснования данного подхода. Важны шагом к реализации такой идеи будет привлечение к работе дизайнеров-графиков.

Мы подробно рассмотрели ту часть проекта, которая в большей степени связана с изобразительным искусством, требует наглядности в оформлении и более сложных и интересных дизайнерских решений. Реализация такого проекта требует изобразительной конкретики и создания макетов, что выходит за рамки данной статьи.

Литература

  1. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Томск – 2002. Режим доступа: URL http://ido.tsu.ru/other_res/school/litkult/index.html

  2. Наумкина Ю. А. Внутритекстовая связь литературы и живописи в филологическом образовании: интегративный подход. Режим доступа: URL http://cyberleninka.ru/article/n/vnutritekstovaya-svyaz-literatury-i-zhivopisi-v-filologicheskom-obrazovanii-integrativnyy-podhod

  3. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Режим доступа: URL http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/p4.txt.

  4. Ткалич С.К. Культурное наследие в контексте профессиональной подготовки дизайнеров//Информационные технологии XXI века: Материалы 6-ой межвузовской ежегодной научно-практической конференции. М.: ИИТ МГУС, 2004. С.166-171.

  5. Ткалич С.К. Информационное обеспечение профессиональной подготовки дизайнеров в высшей школе.//Наука – сервису. X международная научно-практическая конференция. ГОУВПО «МГУС». М., 2005. С. 246-248.

  6. Ткалич С.К. Культурное наследие как источник воображения дизайнеров.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 41-43.

  7. Ткалич С.К. Особенности проектирования графической системы навигации университетского комплекса. //XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. - С. 47-48.

  8. Ткалич С.К. Особенности разработки рекламного каталога. //XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. - С. 48-50.

  9. Ткалич С.К. Специфика подготовки курсового проекта «Природно-культурное наследие России» //Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.:ИИТ МГУС, 2007. С.42-45. ISBN 978-5-94857-037-2.

  10. ФАЗЫЛЗЯНОВА Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

Просмотров работы: 1197