ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ КОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ (ПРИНТЫ ДЛЯ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ КОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ (ПРИНТЫ ДЛЯ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к переработке народных творческих мотивов в современные орнаменты и принты. В структуру формулы входят: достижения русско-народного творчества, цветовой канон, технология росписи тканей и вышивки. Автор предлагает название интегративной формулы: «графические коды в современном дизайне» и раскрывает её художественные и технологические особенности применительно к индустрии сувенирной продукции, культуры конкретного региона РФ.

Ключевые слова. Графические коды, вышивка, роспись по ткани, народные мотивы, принт, сувенирная продукция.

Принты, использованные в проекте, созданы на основе переработки графических кодов Тамбовской губернии. Их использование в современной продукции помогает приобщить молодежь к истокам, традициям и культуре наших предков. Сувенирная продукция помогает в рекламе региона и может являться его «визитной карточкой».

Этапы разработки проекта:

Этап 1 – поисковый. Включает в себя выбор региона РФ и подробное его изучение, просмотр и изучение народного творчества, прикладного дизайна, костюмов.

Этап 2 – выбор основного направления, уточнение сувенирной продукции, разработка эскизов.

Этап 3 - создание сувенирной продукции, вышивка, роспись.

Этап 4 - презентация учебного проекта, разработка трех планшетов: клаузура, сувенирный блок, рекламный плакат.

В ходе анализа графики народного творчества были выявлены особые символы, цветовые коды и техники.

Главным символом была выбрана богиня мокошь. Мокошь – богиня в славянской мифологии, единственное женское божество. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а так же с судьбой и ремеслами. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе [2]. Взяв за основу этот древнеславянский символ, был разработан принт для сумки. По своей стилистике он похож на поп-артовские плакаты, где одно изображение дублируется несколько раз в разных цветах. Выбранная техника представляет собой вышивку крестом. Таким образов здесь сочетается народное творчество, стиль поп-арт и ручная техника исполнения.

Так же был выбран символ засеянное поле – славянский религиозный символ Земли, дающей пропитание, плодоносящей; символ женского плодородия; символ новорожденного человека единичной Новой Жизнью четырех первоэлементов – Тело, Душа, Дух, Совесть [2].

«На свадебных «молодецких» напевах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора – фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками» [1]. Символ засеянное поле был использован на сумке с прозрачной вставкой. Техника исполнения: комбинирование ткани и кальки, роспись акрилом. Коричневые цвет ромба выбран по аналогии с цветом земли, квадрат, обрамляющий его жёлтого цвета – солнце.

Принт для третей сумки был разработан на основе орнаментов одежды коренного населения Тамбовской губернии. В вышивках преобладали геометрические символы, поэтому в композиции используются квадраты, ромбы, линии. Техника исполнения - роспись акриловыми красками.

Цветовые коды: красный, желтый, песочный, вино-красный, коричневый, черный.

В наше время компьютеров и информационных технологий очень популярны вещи, сделанные своими руками. В таких предметах есть «душа», они всегда отличаются оригинальностью в отличие от штампованных фабричных сувениров. Именно поэтому была выбрана такая тема проекта. Данный проект поможет возродить интерес к культуре Российских регионов.

Литература

  1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Академия Наук СССР, Отделение истории. Институт археологии. М.: Наука, 1980.

  2. Свиридов С. Словарь славянских символов. Книга. Издательство Велигор, 2012.

  3. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2013. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  4. Шаховская С. Узоры старинного шитья В России, собранные княжной С. Шаховской . 1885г.

  5. Яковлева В. Я. Тамбовская вышивка Рукопись НИИХП.

Просмотров работы: 847