ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА СРЕДИ ЛЮБИТЕЛЕЙ И КОНСЕРВАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА СРЕДИ ЛЮБИТЕЛЕЙ И КОНСЕРВАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая аннотация. В статье поднимается проблема восприятия дизайна и дизайнера непрофессионалами и взаимоотношения дизайнера и клиента в процессе работы.

Ключевые слова. Дизайн и общество, коммуникативный потенциал дизайна, эстетика и дизайн, работодатели.

Актуальность. В современном обществе каждый дизайнер может столкнуться с непониманием и заниженной оценкой своей работы. Это касается не только прямых работодателей, заказчиков, но и окружающих, близких людей.

Человек, не связанный с дизайном, не понимающий его назначения в усовершенствовании окружающей среды, в силу каких-либо обстоятельств отказывается воспринимать дизайнера как профессионала, а сам дизайн считать необходимой частью нашей жизни. В данной научной статье мы постарались рассмотреть проблему неприятия дизайна и причины неприятия дизайна.

Многие люди считают, что дизайн - это создание иллюстраций или обработка фотографий в Photoshop. В действительности дизайн – это многоуровневое, объёмное гуманитарно-техническое и инструментально-графическое знание, включающее в себя множество компонентов по профилю деятельности, что непонятно людям, не имеющим такого образования.

Например, графический дизайнер оперирует не только понятиями, но формами деятельности, как композиция, типографика, колористика, дизайн-концепция, инфографика, брендинг, маркетинг и социальные коммуникации.

Настоящий дизайнер видит и понимает отношения цветов и оттенков, пространства и формы, он способен разобраться в алгоритмизированной иерархии выполнения этапов проекта и его общей композиции. Он должен уметь выразить главную идею и преподнести ее понятно не только для целевой аудитории, как делает реклама, но и для людей всех возрастов в нашей стране. Уточним, что охват территории определяет шрифт дизайн-продукта.

Дизайн — передача информации визуальным способом. Многие считают, что для того, чтобы стать дизайнером, достаточно изучить графические программы, такие как Photoshop, Illustrator и другие. Знание таких редакторов несомненно важно для дизайнера, но основа дизайнерской профессии — способность к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс. Он должен уметь мыслить абстрактно и легко оперировать любой информацией, даже противоречивой и неоднозначной.

Так, российский психолог Владимир Дружинин дал интересное определение: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках» [2].

К сожалению, многие люди имеют довольно отдаленное представление о дизайне и его продуктах. Этот вывод мы делаем на основе эмпирического анализа: изучения реакции людей на явления в сфере дизайна в ходе бесед с ними, а также просмотра комментариев и дискуссий на различных интернет-сайтах. Ярким примером может служить неоднозначная, в большинстве своем негативная реакция общества на новый логотип Московского метро, разработанный Студией Артемия Лебедева. Логотип - это частью мер по улучшению имиджа общественного транспорта. Меры обошлись правительству Москвы в 232 миллиона рублей. Как выяснилось позже, сам логотип стоил символический рубль. 232 миллиона уходят на то, чтобы разместить один логотип на всех носителях: напечатать новые схемы с этим логотипом в каждый вагон, в вестибюли на каждой станции, сменить таблички на входах в метро, нашивки на форме, сменить все указатели, где есть логотип и т.д. Но споры вокруг работы Лебедева уже было не остановить. Непрофессионалы, которые не увидели почти никаких отличий между существующим и новым логотипом, начали сомневаться, что какая-то работа вообще была проделана, считая, что подобный логотип мог создать даже ребенок. Большая сумма вызвала особенно много вопросов и возмущений, в результате депутат Думы от партии "Справедливая Россия" Михаил Сердюк направил запрос в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в целесообразности ребрендинга метро.

Причинами такого непонимания могут стать различные факторы.

Фактор № 1. Одним из таких факторов может быть плохая предварительная работа по созданию разных видов информации, направленной на объяснение возникшей необходимости усовершенствования старой марки/логотипа. Такой работы не было проведено, если даже депутаты усомнились в её целесообразности.

Фактор № 2. Дизайнер IKEA Йоханна Йелинек приводит в пример магнитную подставку для кружек с горячими напитками. Подставка приклеивалась ко дну, и кружку вместе с подставкой можно было нести куда угодно. Хорошая идея, но никто не понял этого, в результате подставка не продавалась. Понятна настороженность со стороны покупателей: он оплачивает магнитную подставку, а куда её потом? Практика показывает, что есть идеи дизайнеров, реализованные только с коммерческой целью.

Фактор № 3. Но самой главной причиной недооцененности деятельности дизайнеров является, на наш взгляд, всеобщая неосведомленность людей о дизайне вообще. Для большей части людей дизайн стал настолько привычным, что они воспринимают его скорее как что-то само собой разумеющееся, а не как результат чьей-то кропотливой работы.

Фактор № 4. Не последнюю роль здесь играет тот фактор, что множество объемных арт-объектов и графических объектов дизайна, с которым сталкивается человек в повседневной жизни, выполнено не столь профессионально. Например, дизайнером стремятся быть все, но мало кто из студентов-дизайнеров всерьез изучает законы маркетинга и рекламы. Эмпирический анализ показывает, что на многих торговых предприятиях работаю дизайнеры с незаконченным образованием или вовсе без диплома. Поэтому некоторые дизайнеры и вовсе не знают о законах зрительного восприятия, форматировании, читаемости текста и прочих дизайнерских азах. Джордж Гэллап описал деятельность таких дизайнеров так: «Необычное шрифтовое оформление, чрезмерное использование печатного фона, «заплаты» текста, уродующие основную иллюстрацию, заумные картинки, не имеющие никакого отношения к предлагаемому товару — такие вычурные объявления, как правило, не срабатывают» [3].

Фактор № 5. Также дизайн зависим от вкусов (будем откровенны: культуры и образования) и желания конкретного заказчика, который очень часто слабо знаком с дизайном. Здесь возникает проблема взаимодействия дизайнера и заказчика. В последнее время специалисты нашли выход из таких ситуаций - перед началом проекта дизайнер должен провести бриф с заказчиком. Но для этого сам дизайнер должен владеть навыком проведения брифа.

Дизайнер — это не свободный художник, занимающийся свободным творчеством. Профессия дизайнера имеет две формы самовыражения: работа для заказчика, выполнение арт-объектов или графических серий для выставок. Дизайнер должен действовать осторожно, балансируя между понятиями «грамотно» и «красиво». Как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения клиента. Но часто эти точки зрения полностью противоположны, что ставит дизайнера в тупик.

Фактор № 6. Клиент всегда прав — эту фразу принято считать аксиомой во многих сферах деятельности. Как правило, заказчик основывается исключительно на собственных предпочтениях, но ведь о вкусах не спорят, даже если они не сходятся с общепринятыми понятиями об эстетике, и уж тем более с профессиональным мнением дизайнера.

В процессе работы, а иногда даже в самом конце, дизайнер получает множество правок, следующих одна за другой, настолько своеобразно сформулированных, что в результате дизайнер делает двойную работу, которая еще и никого не устраивает. «У нас есть четыре основных цвета: круг и квадрат!» - и не только такое можно услышать от заказчика.

Для дизайнера идеальный клиент – это человек, который верит, что этот дизайнер сам знает, как надо работать, ведь для этого он учился и набирал ценный опыт. Такой клиент не пытается пересчитать творчество в килограммы и метры, умноженные на рубли, он слушает профессионалов и не требует, чтобы все переливалось всеми цветами радуги. Он имеет представление о том, что он хочет за свои деньги, но это представление очень абстрактно, что дает дизайнеру простор для творчества. И он в состоянии согласиться с тем, что он ничего не понимает в дизайне.

Фактор № 7. В основе процесса дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать. Долгое время продукт или услуга сначала создавались, а уже потом производители силами рекламистов и маркетологов пытались убедить потребителей, что они нуждаются в данном товаре. Сегодня такой подход считается устаревшим, и дизайн-мышление направлено как раз на то, чтобы создавать продукты для тех, кто будет ими пользоваться.

Понятие эмпатии, если его изучать в период обучения, поможет избавиться от недопонимания между дизайнером и клиентом. Немаловажную роль в процессе их общения играет взаимоуважение и готовность прислушиваться друг к другу. Это усилие с обеих сторон приведет к созданию действительно качественного продукта.

15 - 20 лет назад дизайн только начинал своё триумфальное шествие в нашей стране. Повсеместно стали появляться кафедры дизайна. Вначале это был промышленный, индустриальный дизайн, затем в пространство художественного проектирования стали все мощнее входить концепты графического дизайна, в последнее годы появились совместные проекты дизайна и искусства, разных жанров творчества [5; 6].

Разобраться с непониманием сложности и назначения профессии дизайнера в нашей стране поможет популяризация дизайна среди людей, проведение мастер-классов в школах и вузах, выпуск журналов о дизайне и их распространение. Следует готовить дизайнеров по профилю «просветительская работа» среди населения всех возрастов, также среди деловой части россиян, имеющих техническое образование.

Вывод. Правильное и адекватное восприятие возникающего недопонимания между дизайнером и заказчиком, клиентом, покупателем очень важно для формирования комфортной и деликатной атмосферы общения. Взаимодействие с клиентами является неотъемлемой частью работы дизайнера, поэтому необходимо преподавать такой курс в вузе.

Литература

  1. Лучко А. Дизайнеры о том, почему ребрендинг метро стоит своих денег. 2014. Режим доступа: URL http://www.lookatme.ru/

  2. Полянский А. Кто такой дизайнер, и что такое дизайн-мышление на самом деле? 2013. Режим доступа: URL http://zillion.net/

  3. Репьев А.П. Маркетинговое мышление, или Клиентомания. Издательство Litres. 2013. – С 227-228.

  4. Смирнов А. Конфликт с дизайнером, дизайнер нарисовал «не то». 2010. Режим доступа: URL http://conspirolog.ru/

  5. Ткалич С.К., д.п.н. Курс лекций. Графика в системе коммуникативного дизайна. Осенний семестр 2014. Кафедра дизайна: Институт искусств и креативных технологий. МГГУ им. М.А. Шолохова.

  6. Ткалич С.К., д.п.н. Инновационная комбинированная технология диверсификации профессиональной подготовки дизайнеров в высшей школе.//Сборник материалов международной научно-методической конференции «Развитие непрерывной профессиональной подготовки кадров в условиях инновационных технологий». - М.: РосЗИТиЛП, 2009. С. 73-74. ISBN 978-5-85507-426-0.

  7. Франк Я. Дневник дизайнера-маньяка. Издательство Студии Артемия Лебедева. 2006. - С 62-68.

Просмотров работы: 1480