МУЗЕЙНАЯ АФИША И ПЛАКАТ КАК ВИЗУАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МУЗЕЙНАЯ АФИША И ПЛАКАТ КАК ВИЗУАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается проблематика плакатного искусства, а в частности музейной афиши, как средства визуальной коммуникации со зрителем. Приведены примеры удачного и неудачного дизайна современной музейной афиши.

Ключевые слова: дизайн, афиша, плакат, компьютерная верстка плаката, типографика плаката.

Афиша издавна служила изобразительным средством для невербального информативного взаимодействия между людьми. Основная задача такого изобразительного средства, как афиша, — пояснить человеку «высокое слово» поэта, художника, режиссера-постановщика. В ней отражена вся суть предстоящего события.

Уникальность этого вида печатной продукции заключается в том, что необходимо передать смысл, содержание целой книги, пьесы, художественной выставки в одном изображении. Можно сказать, что афиша — одна «глобальная» иллюстрация, и автору ее гораздо сложнее, нежели обычному книжному иллюстратору. Книжный иллюстратор может показать каждое небольшое в масштабах всего произведения событие, а создателю афиши необходимо передать понятным для всех, ну или практически для всех языком, всю суть, интригу, смысл, чтобы заинтересовать зрителя, но при этом не показать или же раскрыть его полностью. Этот самый зритель должен еще и посетить мероприятие, остаться удивленным.

На данный момент практически не раскрыта тема музейной афиши. Создание музейной афиши – одна из самых сложных задач дизайнера. Это обусловлено особой спецификой, необходимостью передачи общего настроения выставки, замысла художника.

Можно пойти наиболее простым путем и выбрать для основного изобразительного мотива обычную фотографию или репродукцию одной из картин художника. Или же наоборот раскрыть сразу «все карты» мастера. По нашему мнению, важно найти «золотую середину».

Существует несколько определений термина «афиша».

Афиша — это анонс какого-либо общественно-культурного, спортивного или иного события или мероприятия. Она является одним из основных рекламных носителей, как прошлого, так и современности.

Афиша — это вид плакатного искусства. Французское слово «affich» прижилось в нашей стране в связи с историческим фактором. Начиная с XVII и заканчивая началом XX века в Российской Империи разговор вели и на русском, и на французском языках. Связано это с тем, что Петр I, прорубив окно в Европу, завел моду на все иностранное, а Франция была одной и передовых европейских стран.

Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Также плакат это — разновидность графики, относящаяся к прикладному творчеству.

Плакаты, особенно в ХХ веке, практически во всем мире стали одним из основных носителей культурного, социального, политического посыла. Само появление плаката связано с увеличение количества различных торговых, производственных, общественно-культурных, увеселительных, учебных и иных общественных заведений. Таким образом, увеличилась конкуренция за посетителей и потребителей, и поэтому придумывали новые средства осуществление данной цели. Таким средством и стал плакат. Так же распространению плаката способствовало усовершенствование методов литографической печати. Это позволяло печатать их быстро и достаточно большими тиражами, что давало возможность проинформировать очень большой процент жителей какого-либо города.

Сам плакат, как средство информирования, появился во Франции во второй половине XIX века. Его основоположник — Жуль Шере впервые использовал литографию для его изготовления.

Развитием данного жанра занимался Анри де Тулуз-Лотрек, создавший одну из самых известных афиш для «Мулен Руж». Его творчество аккумулировало в себе основные признаки афиши: обобщение, пропорциональное сочетание изображения и шрифта, а так же контраст. Плакат раскрыл перед Анри Лотреком неожиданные возможности. Вскоре художник понял, что обладает необходимыми плакатисту данными — чувством монументальности, декоративности, необходимой экспрессией стиля и острым, метким контуром. Лотрек был создан для плаката. Во всех своих работах, которые становились все совершеннее, он стремился к наибольшей выразительности минимальными средствами. Плакат позволял Лотреку использовать уроки, извлеченные им из произведений японских мастеров гравюры, графиков, отвечал его художественному кредо — писать как можно лаконичнее и непосредственнее и использовать в своих произведениях неожиданные композиционные приемы или ракурсы фигур, иногда продиктованных танцевальными движениями танцовщиц [4].

Рекламный плакат стал результатом эволюции театральных афиш старого образца, то есть чисто шрифтовых, к сочетанию в одной композиции орнамента, изображения, шрифта.

С развитием науки и техники к началу XX века появился кинематограф. Не только привлечение зрителей стало этой задачей, но и донести до него то, что это безопасно, интересно и полезно, с точки зрения просвещения. Изначально кино плакат изображал просто какой-либо кадр из фильма, однако, развиваясь, в нем появились образ, стремление показать основную сюжетную линию, главных героев фильма, а также его жанр.

Агитационный плакат, появившись во время Первой мировой войны, стал одним из наиболее популярных политических методов проникновения в массы. Ведь необходимо разработать один оригинал-макет, который донесет информацию до сотен тысяч людей и будет иметь воздействие достаточно длительное время. Первые агитплакаты призывали к вступлению в армию, к помощи военным.

С 20-х годов XX века политические плакаты получали большее и большее распространение. Это стало следствием огромных политических и общественных изменений в мировом сообществе: становление нового государства — СССР, набирающее популярность фашистское движение, борьба многих европейских стран против империалистического правления. Наибольшую популярность среди стран Западной Европы агитационные плакаты получили в Германии, причем имели они две полярные стороны: за фашизм и против его распространения, в Венгрии и в Испании.

Особняком стоят агитационные, или социально-политические плакаты в юной Советской державе. Советский плакат всегда отличим от других. Его задачами были максимальное проникновение в массы с целью распространения коммунистической идеологии, призывал к борьбе за свободу, равенство и братство. Его зарождение было в основном спровоцировано Гражданской войной (1917–1922 гг.) в России. Стало необходимым проникновение в массы простых людей для увеличения количества сторонников коммунистического движения. Передовиками плакатного творчества в первые годы СССР стали В.В. Маяковский, Д.С. Моор, В.Н. Дени, А.М. Родченко, Эль Лисицкий. Организацией, создававшей эти плакаты, стали «Окна Роста». Тандем Родченко — Маяковский были ударниками производства. Они создали уникальное композиционное сочетание изображения и стихотворения. В тоже время Родченко стал вводить в плакаты фотографию, создавая на плакатном холсте уникальные коллажи. Так же были распространены агитплакаты на производстве, в колхозах — всюду советский человек видел плакат [2].

Основными художественными средствами советского плаката стали лаконичность, гармония шрифта и изображения, яркая строго определённая цветовая гамма. Окончательно они сформировались в годы Великой Отечественной войны, а основной темой стала мобилизация в армию и призывы бороться с фашизмом. После окончания война тематика несколько изменилась: на смену военных призывов пришли борьба за мир и дружбу, укрепление межнациональных связей.

Существует несколько классификаций плакатов: по назначению, по широте использования, по художественному оформлению и т.д. Самой удобной и наиболее удобной для понимания является классификация по назначению. В ее рамках различают: учебные, агитационные, политические, социальные, информационно-рекламные (в основном афиши).

Учебные — плакаты, содержащие сведения по вопросам охраны труда, носящие учебный характер; применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда; их цель — представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения.

Инструктивные — плакаты, предписывающие отдельные нормы и правила безопасности или запрещающие опасные приемы работы; их цель — сформировать у работающих готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда.

Агитационно-политические — плакаты, призывающие к активным действиям в тот или иной исторический период, будь то призыв к вступлению в армию, присоединению к той или иной политической группировке, к миру, дружбе, равенству и т.п.

Информационные (рекламно-информационные, или афиши) — плакаты, содержащие сведения о предстоящем культурном или иного рода мероприятии или событии, к которому организаторы стремятся привлечь как можно большее количество зрителей [3].

На основе проведенного систематического и системного анализов можно сделать вывод, что афиша, являясь частью жанра плакат, стоит особняком. Плакат, в широком смысле, — это призыв, побуждение к действию, афиша же — это анонс события или мероприятия, стремящаяся передать краткий смысл его.

В конце XX – начале XXI века активную позицию занимают все более активную позицию развивающиеся компьютерные технологии, которые полностью изменили процесс разработки оригинал-макета афиши. Раньше он создавался вручную, а теперь к такому способу прибегают крайне редко. Любая афиша разрабатывается при помощи графического редактора, это значительно экономит время, что позволяет увеличить производительность труда. Однако это привело к некоторым последствиям – практически исчезла творческая составляющая, а иногда и смысловая (упор идет на композицию, забывая про смысл, а иногда и про типографику). Именно поэтому можно утверждать, что уровень плакатного мастерства несколько снизился.

Афиши московских музеев не всегда могут передать всю суть выставки, а также атмосферу времени (если выставка, например, историческая). Рассмотрим данную проблему на примере афиш нескольких московских музеев. Следует начать с негативных образцов. Например, взглянув на одну из последних афиш к выставке «Календарь» в Мемориальном музее-квартире им. А.Н. Скрябина (Рис. 1), можно увидеть прототип непрофессионального подхода к разработке оригинал макета в условиях современности. Средствами выразительности может выступить любая доступная художнику техника — фотография, типографика, живопись, графика, коллаж или же сочетание всех этих техник на афишном полотнище, лишь бы донести до зрителя или потребителя услуги, всю суть мероприятия, оставив и место интриге. Здесь отсутствует основная композиционная линия, совершенно не продумана и идейная часть. В пресс-релизе к выставке говориться: «Календарь» — это серия из 12 нарисованных историй, объединённых единым стилем исполнения и сквозным героем, переходящим из рисунка в рисунок. В этом году это ворон, впрочем, вполне доброжелательный ворон. В дальнейшем все рисунки будут использованы при выпуске авторского календаря» [6]. Из данного текста можно сделать вывод о том, что выставочные экспонаты объедены общей идеей, а также неповторимым стилем. Однако на афише мы этого не видим. Если же текст несет в себе завлекающий характер, то сопровождающее его изображение абсолютно противоположно. Абсолютный диссонанс шрифтовой и изобразительной составляющей, отсутствие композиционной линии, а самое главное замысла. Противоположный эффект вызывает афиша к выставке «Курсистки дома Пигит» в Музее М. А. Булгакова (рис. 2). Здесь выдержан посыл ко времени Булгакова — 20-30-е гг. ХХ века — время расцвета конструктивизма. Шрифт, композиция, цвета — все передает атмосферу выставки и самого выставочного пространства.

В статье А.А. Аникоевой «Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе» говорится: «Любая идея автора, как бы сложна и абстрактна она ни была, передается окружающим при помощи определенных конкретных средств, то есть в определенном формальном воплощении: содержание выражается в форме. Форма выражения — это тот контакт, который замыкает цепь мышления, существующую между автором и зрителем.

Чтобы между автором и зрителем возник контакт, необходимо, во-первых, чтобы автор грамотно и логически выражал свою мысль, во-вторых, чтобы окружающие и автор говорили бы на одном языке» [1]. А именно в этой афише присутствует этот контакт.

Хорошим примером правильной компиляции шрифтовой гарнитуры, идейной, цветовой и композиционной целостности может служить афиша к выставке фотографии «Куба. Серия № 1» (Рис. 3). Здесь учтены традиции кубинских плакатов середины прошлого века: сдержанная цветовая гамма, практически постоянное использование национального флага, диагональное расположение шрифта. Так же использованы такие графические невербальные средства как супраграфемные элементы (возможности шрифтового выделения), топографемика (пространственно-плоскостное варьирование), идейно-художественная концепция, основанная на социально-исторической почве (вторая половина ХХ века) [1].

На основе проведенного системного и сравнительного анализов можно сделать вывод, что в разработке музейной афиши или плаката накоплен нашей страной огромный опыт выразительного изобразительного языка. Правильно компилируя доступные на данный момент изобразительные средства, можно создавать привлекательный, всем понятный, и в то же время интригующий дизайн.

Литература

  1. Аникаева А.А., статья «Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе». http://cyberleninka.ru.

  2. Иоффе М.Л., статья «Плакат», Большая советская энциклопедия он-лайн. http://slovari.yandex.ru.

  3. Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по охране труда и укреплению здоровья работающих. 15 ноября 1984 года. ВЦНИИОТ ВЦСПС, ЦНИИСП Министерства здравоохранения СССР.

  4. Анри Перрюшо, статья «Жизнь Тулуз-Лотрека», перевод с французского, Москва «Радуга» 1991. http://тулуз-лотрек.рф/publ4.html.

  5. Смолев Дмитрий, статья «На дне с Тулуз-Лотреком». http://www.tuluz.ru.

  6. Статья о выставке «Календарь». http://vk.com/scriabinmuseum.

  7. Штудинка Феликс, статья «Эфемероиды — Коллекция плакатов Музея дизайна в Цюрихе». // Журнал «Как». №2 (16) 2001 Швейцарский дизайн.http://kak.ru/magazine.

Приложение:

  1. Рис.1., Афиша к выставке в Мемориальном музее-квартире им. А.Н. Скрябина.

http://vk.com/scriabinmuseum.

  1. Рис. 2. Афиша к выставке «Курсистки дома Пигит» в Музее М.А. Булгакова.

http://vk.com/bulgakovmuseum?z=photo-4516504_339403822%2Falbum-4516504_00%2Frev.

  1. Рис. 3. Афиша к выставке фотографии Владимира Бурбицкого «Куба. 1 серия».

http://vk.com/public47000732?z=photo-47000732_307453562%2Falbum-47000732_00%2Frev.

10 © Флейтман Мария Григорьевна

Просмотров работы: 2050