Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников коррекционных школ. В связи с этим сегодняшние выпускники учебных заведений с ограниченными возможностями должны получить не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах как глухих, так и слышащих.
Предпрофильная подготовка- это система педагогической, психолого-педагогической, медицинской, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению воспитанников выпускных классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности.
Одна из приоритетных задач предпрофильной подготовки - это подготовка выпускников к труду по осознанно выбранной профессии, а при необходимости - и к перемене профессии, рода деятельности; их социализация и профессиональное самоопределение [1, 110 с].
Вопрос о сущности профессионального самоопределения занимает важное место в творческом поиске педагогов, психологов, философов. Современная концепция профессионального самоопределения (В .А. Поляков, С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская и др.), основанная на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности, рассматривает профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, и трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные условия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Согласно данному подходу,профессиональное самоопределение - процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Очевидно, что при таком подходе предпрофильная подготовка становится важным средством социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Основное условие предпрофильной подготовки - алгоритм действий и педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников.
В процессе решения проблемы предпрофильной подготовки подростков в специальной школе следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения. Это вызвано тремя обстоятельствами:
во-первых, воспитанники обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;
во-вторых, недостаточное развитие словесной речи затрудняет получение информации о профессиях;
в-третьих, нарушение слуха понижает возможность пользования источниками информации [2, 45 с ].
Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:
1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.
4. Неадекватная самооценка.
Большой проблемой является получение инвалидами современных престижных профессий. Очень трудно организовать занятость для инвалидов.
Основные задачи профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья решаются в процессе профессиональной ориентации посредством реализации следующих функций:
•информационно-познавательной - позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья создать представление о спектре профессий и о характере трудовых операций, входящих в структуру предпочитаемой профессии, способствуя осуществлению адекватного профессионального выбора;
•диагностической (оценочной) - содействует как оценке профессионально важных качеств у лиц с ограниченными возможностями здоровья применительно к конкретному виду профессиональной деятельности специалистами, задействованными в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения освоения профессии и формирования ключевых квалификаций будущего работника, так и самопознанию - оценке собственных возможностей применительно к требованиям профессии;
•коррекционной — способствует изменению представлений о собственных возможностях, перспективах профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства при их неадекватности, а также решению задачи их морально-эмоциональной поддержки и формированию мотивации в плане профилактики возможных негативных переживаний, связанных с осознанием собственной несостоятельности в ходе профессионального обучения и трудоустройства;
•формирующей — способствует достижению главной цели профессионального самоопределения - формированию внутренней готовности лица с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития в соответствии с имеющимися возможностями, в том числе - обусловленными наличием определенного заболевания и его последствий;
•прогностической - профессиональная направленность работы позволяет прогнозировать успешность в конкретном виде профессиональной деятельности, ее итоговую результативность в каждом конкретном случае. [ 3,39 с].
Большая роль в самоопределении подростков с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии принадлежит развитию, активизации творческой познавательной деятельности как в субъективном отношении, так и в объективном - определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа педколлектива направлена к самоопределению и самореализации каждого воспитанника.
Следует учитывать, что жизненные устремления воспитанников выпускных классов разнообразны, но часто неадекватны, неустойчивы и несоразмеримы с физическими возможностями [ 4, 78 С].
В качестве примера, нам хотелось бы привести Специальную коррекционную школу-интернат VI вида №2 г. Ульяновска. Важными социальными задачами которой являются: предпрофильная подготовка, направленная на осознанный выбор доступной и интересной для воспитанников профессии; формирование профессиональной направленности и формирование общетрудовых навыков.
В настоящее время на предпрофильную подготовку в школе интернате ориентирована предметная область «Технология». Основная педагогическая цель ее реализации - допрофессиональное и начальное профессиональное трудовое обучение, а именно работа над своей типографией. Также деятельность в школе-интернате направлена на создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований и т.д. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Школа-интернат представляет собой современное учебное заведение. Учебные кабинеты школы оборудованы необходимыми техническими средствами обучения.
В настоящее время коллектив школы-интерната работает над созданием модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, способной: осуществлять образовательную деятельность на основе современных инновационных образовательных технологий; создавать оптимальные условия в получении доступного качественного уровня образования, обеспечивающие возможность каждому участнику образовательной деятельности быть успешным в жизни.
Можно утверждать, что система предпрофильной подготовки будет эффективной, т. е. подведёт воспитанников с ограниченными возможностями к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной, целенаправленной, учитывающей возрастные особенности воспитанников, будет иметь комплексный и коррекционно-развивающий характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 2: Программно методические аспекты профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Текст./ Под ред. СВ. Кривых. Санкт-Петербург -Сыктывкар: 2005.-186с;
2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для етуд. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
3. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Чистякова СИ. Элективные ориентационные курсы и другие средст_ва профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. Текст./ Науч.ред. СИ. Чистякова. М.:АПК и ПРО, 2003.-102С