ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПО МОТИВАМ БАШКИРСКОЙ МИФОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПО МОТИВАМ БАШКИРСКОЙ МИФОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.В статье рассматривается авторский подход к созданию интегративной формулы, важной для обучения дизайнеров-графиков. Автор предлагает название интегративной формулы: «акварельно-фактурный метод» и раскрывает её художественные особенности.

Ключевые слова: художественно-графические иллюстрации, фрески, башкирская мифология, акварельно-фактурный метод.

Актуальность. Известно, что изобразительное искусство Башкортостана может по праву претендовать на особое место в искусстве: древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш, культура Аркаима, сарматское искусство "звериного стиля". Башкирское народное искусство определяет богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала.

Погружаясь в башкирскую культуру, нельзя не отметить мифологию: множество интереснейших легенд, сказаний, в которых главными героями являются языческие духи Башкирии. Понятие о двойственности человеческой природы, о самостоятельном существовании души (ян, жан) и тела выражается чрезвычайно определенно в сказаниях башкир.

На наш взгляд, такая интереснейшая должна быть реализована художественно-графическим методом.

В 2008–2011 годах в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы «Вагант» вышло пять книг уфимской писательницы Елены Сергеевны Ефимовой, посвящённых башкирской мифологии. Небольшой тираж и отсутствие рекламы привели к тому, что эти книги остались практически незамеченными массовым читателем. Мы полагаем, что эти книги полезны всем, кто интересуется истоками башкирской культуры. Слабый интерес к книгам Е.С.Ефимовой, вероятно, связан с тем, что в типографском издании не было иллюстраций.

Художественно-графические изображения башкирской мифологии представляют интерес как для взрослых, так и для детей дошкольного и переходного возраста. Художественно-графический метод смог бы обрести актуальность не только в индустрии коммерциализации полиграфии, но также в воспроизведении фресок, реализации архитектурных сооружениях для привлечения туристов.

Человека всегда захватывает и влечет незримое, сказочное и неизвестное, поэтому мифология всегда будет интересна.

Экспертиза объекта.

Метод анализа и выявленный фактор

Если погрузиться в этнокультуру Таиланда, Китая, Японии или другого восточного государства, то мы столкнемся: с прикладным искусством, с архитектурой, со скульптурой, с художественно-графическими иллюстрациями мифологии, которые переданы с величайшем мастерством и талантом. А что касается башкирской культуры, то тема мифологии недостаточно передана изобразительными средствами.

Один из арабских путешественников Х века Ибн-Фадлан писал, что в его время башкиры были идолопоклон­никами. Одни поклонялись змеям, рыбам, журавлям и разным животным; другие признавали двенадцать божеств, которые управляли зимой, летом, дождем, ветром, деревьями, водой, ночью, днем, смертью и жизнью; третьи верили в высшие божества, обитавших в небесах. Ибн-Фадлан писал, что у башкир существовал фаллический культ — изображение решз, сделанное из дерева, они всегда носили на шее; они обращались к нему, как к идолу, со всеми своими просьбами, говоря, что это единственный творец их, и что другого они не знают. К сожалению, этими замечаниями и исчерпывается все, что мы находим о веро­ваниях башкир у древних авторов.

Предложение по усовершенствованию.

В процессе выполнения курсового проекта выполнены изображения мифологических духов с помощью акварельно-фактурного способа. Данные иллюстрации представлены в проекте: "Башкирские боги".

Волгенче – суровый дух грозы, представляется седоволосым старцем. Выступал либо как самостоятельный бог молнии, брат-близнец бога грома

Кюдырчо-Юмо («кудырчо» заимствование из тюркского), либо как отдельное

божество грозы. Часто функции Волгенче приписывались Юмо. При помощи

молнии Юмо сбрасывает на землю «молниевы камни». Считалось, что камни нельзя потушить водой – только молоком или сывороткой.

Тул - дух огня, представляющий старца с огненными волосами, словно языки пламени. Сохранился миф о том, как люди подружились с огнем. Божество огня является человеку в образе мужчины в красном кафтане и предлагает помощь в расчистке леса под посевы. Когда человек соглашается, Тул сжигает не только пни, но и лес. Человек пытается убежать, но спотыкается о ведро с водой. Ведро опрокидывается, вода разливается и пламя тухнет

Вюд - мать вод, женщина с длинными волосами. Считалось, что водяная красавица в полночь или перед рассветом выходит на берег реки или озера в одежде из блестящей чешуи, и расчёсывает золотым гребнем свои волосы.

Мардеж - богиня ветра, представленная прекрасной девушкой с длинными развивающимися волосами. Также, в ней видели покровительницу земледелия, так как от неё зависели благоприятные для посева и урожая погодные условия

Тылзе - бог луны, представленный молодым человеком, который словно держит луну перед собой. Покровительствовал зачатию и деторождению. Молодые женщины старались забеременеть во время полнолуния, молясь при этом его супруге Тылзе-Аве. Башкирские девушки-мари загадывали в новолуние увидеть во сне суженного

Кава - богиня неба, девушка с длинными кудрявыми волосами. Она живёт отдельно от всех других богов. Считалось, что её жилище располагается в самом зените неба так, что «когда солнце среди лета взойдет на полдень, то в то время светит оно возле самого её жилища».

Все иллюстрации выполнены акварелью для создания мистического образа богов, которые сливаются с окружающей средой. А фактура подчеркивает эстетику детализаций изображения. Безусловно, иллюстрации духов выполнены по подобию людей, но стоит обратить внимание, что человеческую фигуру заменили линии, которые передают характер Богов и их могущество.

Вывод. Художественно-графические иллюстрации необходимы для публикации в полиграфии для привлечения внимания к этнокультуре республики Башкортостан. А метод акварельно-фактурный превосходно передает характер и могущество башкирских богов и духов.

Литература

  1. Иликаев Александр [http://ivagant.ru/user/author/29/]

  2. Синенко Сергей "Мифы и древние верования башкир" [http://posredi.ru/b_10_05_Bash_Mif_S_Rudenko.html ]

  3. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2013. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  4. Ткалич С.К.Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. [Режим доступа: URL http://[email protected].

  5. Фазылзянова Г.И. Культуро-антропологический подход как методология интерпретации художественных текстов // Культура как духовный ресурс развития региона. Международная научная конференция. – Казань, 2008. – С. 154-158.

  6. Художественный текст как ресурс самосознания: культурологическая методология анализа // Культурологические штудии: Ежегодник кафедры культурологи и мировой художественной культуры. – Чебоксары: Free-Poetry, 2008. – С. 115-118.

Ссылки.

  1. [http://bp01.ru/public.php?public=2142]

  2. [http://posredi.ru/b_10_05_Bash_Mif_S_Rudenko.html]

Просмотров работы: 1007