ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

Старицына С.П. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенностью современного этапа развития России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее первому уровню. Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [5, с. 2], в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу – инновационная методическая работа должна занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением.

Инновационная методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, ориентированная на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности. [1,3]

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из важных направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.

  • Высокий уровень требований к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС.

  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.

  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов [6].

Инновационное развитие встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы: рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):

  • обеспечение работы учреждения в режиме развития;

  • отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;

  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

  • обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;

  • обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

  • оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка;

  • обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов [1].

Основная цель управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Современные авторы, которые занимались методической работой (К.Ю. Белая, Т.И. Шамова, Л.П. Ильенко) выделяли пять компонентов управленческой инновационной деятельности, без которых не построить инновационный процесс: диагностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Актуализация названных 5 компонентов обеспечивает оптимальное управление инновационной методической работой, которое должно быть направлено:

  • на создание благоприятных условий и обеспечение методической деятельности педагогов ДОУ;

  • кадровое обеспечение (обеспечение повышения образованности педагогов, их профессиональной компетентности, уровня их профессионального мастерства);

  • информационное обеспечение инновационных процессов;

  • инструктивно-методическое и нормативно-правовое обеспечение инновационной методической работы;

  • учебно-методическое обеспечение самого процесса инновационной педагогической деятельности.

Организуя процесс управления инновационной деятельностью, необходимо также определить основные приоритеты направления: информационное, диагностико-прогностическое, повышение квалификации или содержания образования. Когда будут учитываться все компоненты методической работы, тогда образовательное учреждение будет переходить в режим инновационного развития. Он предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе блочно-тематического, календарного с развернутыми конспектами, сквозного и др. ДОУ работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева можно предложить следующие критерии оценки качества инновационной методической работы: актуальность, инновационность, апробированность в условиях ДОУ, методическая и дидактическая обеспеченность [4].

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОУ, которая возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

Список использованной литературы:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009.

  4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М. 2005. с.-152.

  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

  6. Яковлева, Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

Просмотров работы: 3173