Для выявления эффективности работы социальной поддержки в сельской местности, на базе Управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по Новомалыклинскому району, была проведена диагностика. В качестве диагностического инструмента была использована авторская анкета «Эффективность социальной поддержки инвалидов в сельской местности». Цель анкеты: выявить эффективность работы социальной поддержки в сельской местности, граждан с ограниченными возможностями, а также, на сколько респонденты удовлетворены оказанной им социальной поддержкой.
Форма проведения исследования – анкетирование и индивидуальная беседа.
Время проведения – сентябрь 2014 г.
Выборка респондентов случайная. Было опрошено 100 респондентов из них 70 человек – женщины, 30 человек – мужчины.
Анкета состоит из восьми закрытых вопросов.
Описание структуры анкеты:
Первый блок вопросов – паспортичка которая включает в себя пол и возраст респондентов.
Второй блок состоит из вопросов, которые определяют эффективность социальной поддержки и наиболее востребованные ее формы.
Третий блок включает в себя вопросы, связанные с трудоустройством граждан с ограниченными возможностями, в условиях сельской местности.
Опросный лист анкеты представлен в приложении к работе. (см. прил. 1)
В ходе социологического исследования было опрошено 100
респондентов: из них 70 человек (70%)- это женщины, 30 человек (30%)- мужчины.
На основе анализа анкетирования, можно сделать вывод, что число
опрошенных женщин, больше чем в 2 раза превышает число мужчин, которые приняли участие в опросе. Преобладание респондентов женского пола, так же связано с отказом мужчин отвечать на вопросы анкеты, данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Гендерные особенности респондентов.
Для анализа эффективности социальной поддержки необходимо
узнать возрастной состав инвалидов, принявших участие в опросе, чтобы учитывать возрастные особенности граждан, при оказании различных видов помощи.
По результатам исследования наибольший процент опрошенных
инвалидов, это граждане от сорока пяти лет и старше. Второе место занимают молодые люди от шестнадцати до двадцати двух лет. На третьем месте респонденты с возрастной категорией от тридцати одного до сорока четырех (рис. 2).
Рис. 2. Возрастной контингент инвалидов, принявших участие в опросе.
При выявлении эффективности социальной поддержки, важно учитывать медицинские показатели, насколько респонденты оценивают уровень медицинского обслуживания в своем населенном пункте. По данным анкеты 48% довольны медицинским обслуживанием 52% не довольны (рис. 3).
Рис. 3. Сравнительная диаграмма оценки уровня медицинского обслуживания
На вопрос об оснащении в населенном пункте объектов социального и иного назначения специальными устройствами для доступа к ним инвалидов, 3 % ответили, что оборудование объектов осуществляется довольно быстро и разными видами. Осуществляется, но медленно и ограниченным набором приспособлений отметили 73 % и 24% считают, что оснащение в их сельской местности практически не осуществляется. Большинство участников анкеты ответили, что снабжение объектами социального и иного назначения осуществляются, но медленно и ограниченным набором приспособлений, данные представлены на рисунке 4.
Рис. 4.Удовлетворенность оснащением объектов социального и иного назначения.
Таким образом на вопрос: о использовании услуг социального обслуживания (оказание материальной помощи, надомное социальное обслуживание, услуги мобильной социальной службы, социальный патронаж, уборка квартиры ремонт одежды и обуви, санитарно-гигиенические услуги) 97% респондентов ответили положительно, что используют эти меры социальной поддержки и 3% отрицательно.
В ходе личной беседы с инвалидами значительное большинство граждан проживающих в сельской местности, считают, что услуги социального обслуживания играют большую роль в жизни инвалида, помогая ему справиться с жизненными трудностями (рис. 5).
Рис. 5. Использование услуг социального обслуживания.
Проблема трудоустройства инвалидов в сельской местности является актуальной и не менее важной. Граждане с ограниченными возможностями испытывают трудности в устройстве на работу. По причине отсутствия предприятий, на котором могут трудиться инвалиды, либо из-за отказа работодателя о приеме на работу.
По данным анкетирования 90% респондентов не трудоустроены, и лишь 10 % из общей массы работают (рис. 6).
Рис. 6. Трудоустройство респондентов
Из процента не трудоустроенных с желанием найти работу 88 %, 12 % не желают работать (рис. 7).
Рис. 7. Количество респондентов желающих трудоустроиться.
Анализируя материал, можно сделать вывод, что большинство граждан с ограниченными возможностями проживающих в сельской местности это инвалиды предпенсионного, пенсионного возраста и молодые люди до 22 лет. Наибольшее количество респондентов считают, что в их населенном пункте оснащение специальными устройствами объектов для доступа к ним инвалидов осуществляется, но очень медленно и лишь ограниченным набором приспособлений, например, только пандусами. Однако, услуги социального обслуживания в сельской местности среди инвалидов пользуются популярностью, 97% респондентов отметили, что используют различные виды услуг и лишь 3% опрошенных никогда не обращались к данным услугам.
Медицинским обеспечением довольны 48 % участников анкетирования, 52 % считают, что медицинское обслуживание инвалидов осуществляется не на должном уровне.
Проблема трудоустройства инвалидов в условиях сельской местности стоит особо остро. На сентябрь 2014 года в Новомалыклинской районе 90% инвалидов были не трудоустроены и лишь малая их часть- 10% нашли работу в своем населенном пункте.
Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфроструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения.
Выявив в анализе анкетирования наиболее актуальные проблемы инвалидов, были разработаны рекомендации социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями проживающих на территории сельской местности.
Рекомендации по обеспеченью социальной поддержкой инвалидов в сельской местностиОзнакомившись с теорией социальной поддержки инвалидов и проанализировав собранные данные, на основе опыта Ульяновской области и практического исследования, возможно, предложить следующие рекомендации:
1. При работе с клиентом, прежде всего, необходимо иметь ввиду социально – правовые аспекты, а именно перечень услуг, которые предусмотрены Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О государственном пенсионном обеспеченье в РФ», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и т.д. А так же опираться на региональные программы. «Доступная среда» на 2013 и 2014 год. «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014-2018 годы, «Забота» 2014 – 2016 годы, «Социальное такси» и другие. С данной информацией можно ознакомиться на сайте Правительства Ульяновской области.
2. Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
3. Для обеспечения эффективности социальной поддержки необходимо осуществлять консультирование граждан обратившихся за помощью. Обязанности социального работника, предоставить клиенту необходимую информацию и способы решения проблемы.
4. Содействовать в занятости и трудоустройстве инвалидов. Сотрудничество с работодателями, организация курсов переквалификации.
За предоставление рабочего места инвалиду, предприятия получают компенсации. Необходимо оповестить работодателей, о программе трудоустройства инвалидов.
5. Обеспечение всесторонней медицинской помощи. Владение информацией о медицинских учреждениях расположенных на территории Ульяновской области и оказываемыми в них видах реабилитации.
6. Проведение социокультурных мероприятий с участием в них инвалидов, привлечение граждан с ограниченными возможностями к общественной деятельности. Организация кружков по интересам, выступления на концертах, встречи инвалидов со школьниками старших классов, с целью привлечения волонтеров.
7. Для детей – инвалидов следует организовать непрерывность воспитания и образования, получение детей с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации среднего и высшего профессионального образования. Для детей – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут находиться в учебном учреждении, организовывать образовательный процесс на дому.