ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «II УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «II УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

II Уральская индустриальная биеннале современного искусства 2012 года явилась уникальным по концепции и масштабу мероприятием, привлекшим большое количество зрителей, вовлекая их на местном уровне в мировое биеннальное движение. Это был не просто художественный проект, но и сотрудничество с бизнес-сообществом, действующими предприятиями и крупными компаниями Урала. Опыт проведения подобного мероприятия очень важен во многих аспектах, в том числе и в исследовании уральской идентичности, что задает актуальность теме исследования.

Учредителями биеннале явились Министерство культуры РФ и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Соучредителями – Администрация Губернатора Свердловской области, Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга. Организатор проекта: Уральский филиал Государственного центра современного искусства. Со-организаторы: Региональный общественный фонд содействия развитию современного искусства «Новое искусство», Центр поддержки и развития современного искусства «ZA ART». Стратегический партнер биеннале: Ekaterinburg WORLD EXPO 2020.

Границы проекта: март-октябрь 2012 года. Дата начала и завершения экспозиции: 13 сентября - 22 октября 2012 года. Масштаб: международная выставка на культурных площадка в городах Свердловской области - Нижний Тагил, Первоуральск, Верхняя Салда, Верхотурье, Дегтярск и Невьянск (с привлечением международных кураторов и художников).

Основными площадками II Уральской биеннале были промышленные помещения фабрик и заводов. Главной целью проекта было донесение индустриальной культуры до жителей города и привлеченных гостей: команда проекта попыталась заставить жителей города по-новому взглянуть на давно знакомое им окружение, а также создать критический взгляд на пространство со стороны приглашенных кураторов и художников.

Площадка основного проекта Уральских биеннале – бывшее здание типографии «Уральский рабочий». Всего в программе основного и специальных проектов было задействовано 6 промышленных площадок, такие как Свердловский камвольный комбинат, площадка Верх-Исетского металлургического завода и др. По мимо этого, экспозиция проходила в Государственном центре современного искусства.

Задачи проекта заключались в попытке переосмысления культурных форм постиндустриальной эпохи и актуализации производственной составляющей новейших художественных процессов. Другими словами, очень важно не только что и в какой формепроизводит современный художник, но и то, как и для чего он это делает.

Основной проект биеннале был обращен к проблематике художественного видения в современном мире исчезающего прошлого и нестабильного будущего. Сегодня проводником-визионером в условиях постоянных угроз и опасностей может быть художник: он определяет точки максимального напряжения, создаваемые глобальными процессами, и тем самым нейтрализует заключенную в них опасность. Исследуя потенциал художественного видения, куратор основного проекта Ярослава Бубнова ставила вопрос о возможностях сохранения мира через искусство.

В ходе пред-проектного анализа были выявлены клиенты и конкуренты проекта, поставщики и заменители. В числе клиентов следует назвать любителей и деятелей в сфере культуры и современного искусства; любителей культурных развлекательно-познавательных событий и активного досуга; профессионалов в сфере культуры и современного искусства, а также непрофессионалов. Группу конкурентов составили музеи, выставляющие экспозиции зарубежных художников; знаковые события (в том числе и биеннале) в других городах. К поставщикам были отнесены - Администрация города Екатеринбурга; Государственный центр современного искусства; интеллектуальные площадки (УрФУ); заводы Екатеринбурга («Уралтрансмаш», «Уралмаш» и др.) и типография «Уральский рабочий»; рынок труда (специалисты); учебные заведения (УрФУ, ЕАСИ и др. – через предоставление волонтёров); зарубежные проекты (предоставление кураторов и художников). Заменители - другие массовые культурные мероприятия на территории города и в области.

Анализ ресурсной базы позволил выделить следующие источники. Физические составили волонтеры ЕАСИ и УрФУ, кураторы, вспомогательный технический персонал. Материальные источники - аренда помещений (2 этаж типографии «Уральский рабочий», цех «Уралтрансмаш», 2 этаж ГЦСИ, площадка Центрального стадиона). Интеллектуальные источники - Ekaterinburg WORLD EXPO 2020, Уральский Федеральный Университет, кураторы (Ярослава Бубнова, Дмитрий Озерков и Вячеслав Самодуров), зарубежные художники (Адел Абдессемед, Кутлуг Атаман, Збинек Баладран и др.). Финансовые источники составили 18 млн.рублей.

Рассмотрим основные заинтересованные стороны проекта и их цели. Для Администрации города Екатеринбурга основной целью было повышение культурного имиджа Екатеринбурга, привлечение гостей города. Для Управление культуры города Екатеринбурга - повышение культурного развития жителей Екатеринбурга, увеличение вливаний в городской бюджет. Для партнеров проекта было важным привлечь внимание к своей организации, продвинуть свой бренд. Кураторы проектов, равно как и художники, получили возможность обрести новый опыт, получить известность, найти новых спонсоров и партнеров. Интеллектуальные площадки проекта стремились привлечь новых потребителей культурного продукта.

STEEP-анализ проекта позволил выделить следующие факторы проекта. Социальные факторы: город-миллионник (Екатеринбург) позволяет обеспечить проект участниками и посетителями; предоставляет большой выбор рабочих кадров; обладает потенциалом спонсорской поддержки. Технологические факторы: позиционирование региона на международной арене как площадки для выставок с использованием инноваций (при помощи стратегического партнера Ekaterinburg WORLD EXPO 2020). Экономические факторы: возможность роста бюджета города. Экологические факторы: возможность использования вторичных материалов художниками-участниками при реализации своих проектов. Политические факторы: налаживание межрегиональных и международных коммуникаций.

Результаты SWOT-анализа проекта. К сильным сторонам проекта следует отнести: международный уровень проекта; поддержка администрации города; партнер Ekaterinburg WORLD EXPO 2020; участие зарубежных кураторов и художников; сотрудничество с московскими культурными учреждениями – Центром современной культуры «Гараж», центром современного искусства «Винзавод»; сотрудничество с классическими институциями (Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета). К слабым сторонам относятся: нестабильная квалификация экскурсоводов (волонтёров); плохая осведомленность экскурсоводов о работах художников-участников; ограниченный бюджет; ограниченный проезд к площадкам проекта.

Возможности проекта: подчёркивание индивидуальности города, его индустриальности; участие молодых художников (новый взгляд); привлечение спонсоров и меценатов за рубежом; привлечение дополнительного дохода за счёт продажи билетов.Угрозы: отказ в сотрудничестве с культурными учреждениями других городов и стран; превышение затрат проекта над выделенными ресурсами.

График подготовки и реализации проекта приведен в таблице.

Этапы проекта

Начало этапа

Конец этапа

Подготовительный этап

  1. Подготовка и утверждение нормативно-правовой и финансовой документации

05.03.12

28.05.12

  1. Подготовка интеллектуального основания для проведения биеннале: проведение семинаров, круглых столов, публичных презентаций

02.04.12

27.08.12

  1. Организация рабочих визитов кураторов

14.05.12

31.08.12

  1. Формирование резидентской программы российских и зарубежных художников-участников

06.08.12

03.09.12

  1. Организация и проведение PR, рекламной и просветительской кампании проектов биеннале

14.05.12

22.10.12

  1. Подготовка технических условий для проведения биеннале

02.07.12

12.10.12

Основной этап

  1. Организация церемонии открытия биеннале

14.05.12

12.09.12

  1. Проведение церемонии открытия биеннале

13.09.12

13.09.12

  1. Вернисажная неделя – типография «Уральский рабочий»

13.09.12

22.10.12

  1. Специальные проекты: Выставки на промышленных предприятиях Екатеринбурга

13.09.12

22.10.12

  1. Параллельная программа биеннале

13.09.12

22.10.12

Завершающий этап II

  1. Мероприятия закрытия биеннале на промышленных предприятиях Екатеринбурга

17.10.12

22.10.12

  1. Проведение форума/круглого стола для учредителей проекта, журналистов по подведению итогов

22.10.12

22.10.12

  1. Закрытие финансовых вопросов, выплата вознаграждений

17.10.12

22.10.12

  1. Закрытие контрактов и договоров

17.10.12

22.10.12

  1. Освобождение арендованных помещений и оборудования

17.10.12

22.10.12

Таким образом, по результатам реализации проекта: во II Уральской индустриальной биеннале современного искусства приняло участие 30 художников из 16 стран, экспозиционное пространство составило более 40 000 м2, в программе основного и специальных проектов было задействовано 5 основных площадок и 16 местных институций для параллельных проектов биеннале. В целом, на биеннале пришло не менее 100 тысяч посетителей, специальные проекты посетили более 20 тысяч человек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петрик Е.А. Интернет-маркетинг. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.- 299 с.

  2. Вторая Уралская биеннале современного искусства, каталог. – Екб.: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2012.- 324 с.

  3. II Уральская индустриальная биеннале современного искусства [Электронный ресурс]. URL: http://second.uralbiennale.ru (дата обращения: 03.05.2014 г.)

  4. Распоряжение «О подготовке и проведении II Уральской индустриальной международной биеннале современного искусства в городе Екатеринбурге в 2012 году» // Управление культуры Администрации Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://culture.ekburg.ru/projects/791/793/1176/1179/ (дата обращения: 28.10.2014 г.)

  5. Управление культуры // Официальный портал Екатеринбург.РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/administration/administration-gorod/6/50/ (дата обращения: 28.10.2014 г.)

Просмотров работы: 840