II Уральская индустриальная биеннале современного искусства 2012 года явилась уникальным по концепции и масштабу мероприятием, привлекшим большое количество зрителей, вовлекая их на местном уровне в мировое биеннальное движение. Это был не просто художественный проект, но и сотрудничество с бизнес-сообществом, действующими предприятиями и крупными компаниями Урала. Опыт проведения подобного мероприятия очень важен во многих аспектах, в том числе и в исследовании уральской идентичности, что задает актуальность теме исследования.
Учредителями биеннале явились Министерство культуры РФ и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Соучредителями – Администрация Губернатора Свердловской области, Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга. Организатор проекта: Уральский филиал Государственного центра современного искусства. Со-организаторы: Региональный общественный фонд содействия развитию современного искусства «Новое искусство», Центр поддержки и развития современного искусства «ZA ART». Стратегический партнер биеннале: Ekaterinburg WORLD EXPO 2020.
Границы проекта: март-октябрь 2012 года. Дата начала и завершения экспозиции: 13 сентября - 22 октября 2012 года. Масштаб: международная выставка на культурных площадка в городах Свердловской области - Нижний Тагил, Первоуральск, Верхняя Салда, Верхотурье, Дегтярск и Невьянск (с привлечением международных кураторов и художников).
Основными площадками II Уральской биеннале были промышленные помещения фабрик и заводов. Главной целью проекта было донесение индустриальной культуры до жителей города и привлеченных гостей: команда проекта попыталась заставить жителей города по-новому взглянуть на давно знакомое им окружение, а также создать критический взгляд на пространство со стороны приглашенных кураторов и художников.
Площадка основного проекта Уральских биеннале – бывшее здание типографии «Уральский рабочий». Всего в программе основного и специальных проектов было задействовано 6 промышленных площадок, такие как Свердловский камвольный комбинат, площадка Верх-Исетского металлургического завода и др. По мимо этого, экспозиция проходила в Государственном центре современного искусства.
Задачи проекта заключались в попытке переосмысления культурных форм постиндустриальной эпохи и актуализации производственной составляющей новейших художественных процессов. Другими словами, очень важно не только что и в какой формепроизводит современный художник, но и то, как и для чего он это делает.
Основной проект биеннале был обращен к проблематике художественного видения в современном мире исчезающего прошлого и нестабильного будущего. Сегодня проводником-визионером в условиях постоянных угроз и опасностей может быть художник: он определяет точки максимального напряжения, создаваемые глобальными процессами, и тем самым нейтрализует заключенную в них опасность. Исследуя потенциал художественного видения, куратор основного проекта Ярослава Бубнова ставила вопрос о возможностях сохранения мира через искусство.
В ходе пред-проектного анализа были выявлены клиенты и конкуренты проекта, поставщики и заменители. В числе клиентов следует назвать любителей и деятелей в сфере культуры и современного искусства; любителей культурных развлекательно-познавательных событий и активного досуга; профессионалов в сфере культуры и современного искусства, а также непрофессионалов. Группу конкурентов составили музеи, выставляющие экспозиции зарубежных художников; знаковые события (в том числе и биеннале) в других городах. К поставщикам были отнесены - Администрация города Екатеринбурга; Государственный центр современного искусства; интеллектуальные площадки (УрФУ); заводы Екатеринбурга («Уралтрансмаш», «Уралмаш» и др.) и типография «Уральский рабочий»; рынок труда (специалисты); учебные заведения (УрФУ, ЕАСИ и др. – через предоставление волонтёров); зарубежные проекты (предоставление кураторов и художников). Заменители - другие массовые культурные мероприятия на территории города и в области.
Анализ ресурсной базы позволил выделить следующие источники. Физические составили волонтеры ЕАСИ и УрФУ, кураторы, вспомогательный технический персонал. Материальные источники - аренда помещений (2 этаж типографии «Уральский рабочий», цех «Уралтрансмаш», 2 этаж ГЦСИ, площадка Центрального стадиона). Интеллектуальные источники - Ekaterinburg WORLD EXPO 2020, Уральский Федеральный Университет, кураторы (Ярослава Бубнова, Дмитрий Озерков и Вячеслав Самодуров), зарубежные художники (Адел Абдессемед, Кутлуг Атаман, Збинек Баладран и др.). Финансовые источники составили 18 млн.рублей.
Рассмотрим основные заинтересованные стороны проекта и их цели. Для Администрации города Екатеринбурга основной целью было повышение культурного имиджа Екатеринбурга, привлечение гостей города. Для Управление культуры города Екатеринбурга - повышение культурного развития жителей Екатеринбурга, увеличение вливаний в городской бюджет. Для партнеров проекта было важным привлечь внимание к своей организации, продвинуть свой бренд. Кураторы проектов, равно как и художники, получили возможность обрести новый опыт, получить известность, найти новых спонсоров и партнеров. Интеллектуальные площадки проекта стремились привлечь новых потребителей культурного продукта.
STEEP-анализ проекта позволил выделить следующие факторы проекта. Социальные факторы: город-миллионник (Екатеринбург) позволяет обеспечить проект участниками и посетителями; предоставляет большой выбор рабочих кадров; обладает потенциалом спонсорской поддержки. Технологические факторы: позиционирование региона на международной арене как площадки для выставок с использованием инноваций (при помощи стратегического партнера Ekaterinburg WORLD EXPO 2020). Экономические факторы: возможность роста бюджета города. Экологические факторы: возможность использования вторичных материалов художниками-участниками при реализации своих проектов. Политические факторы: налаживание межрегиональных и международных коммуникаций.
Результаты SWOT-анализа проекта. К сильным сторонам проекта следует отнести: международный уровень проекта; поддержка администрации города; партнер Ekaterinburg WORLD EXPO 2020; участие зарубежных кураторов и художников; сотрудничество с московскими культурными учреждениями – Центром современной культуры «Гараж», центром современного искусства «Винзавод»; сотрудничество с классическими институциями (Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета). К слабым сторонам относятся: нестабильная квалификация экскурсоводов (волонтёров); плохая осведомленность экскурсоводов о работах художников-участников; ограниченный бюджет; ограниченный проезд к площадкам проекта.
Возможности проекта: подчёркивание индивидуальности города, его индустриальности; участие молодых художников (новый взгляд); привлечение спонсоров и меценатов за рубежом; привлечение дополнительного дохода за счёт продажи билетов.Угрозы: отказ в сотрудничестве с культурными учреждениями других городов и стран; превышение затрат проекта над выделенными ресурсами.
График подготовки и реализации проекта приведен в таблице.
Этапы проекта |
Начало этапа |
Конец этапа |
|
Подготовительный этап |
|||
|
05.03.12 |
28.05.12 |
|
|
02.04.12 |
27.08.12 |
|
|
14.05.12 |
31.08.12 |
|
|
06.08.12 |
03.09.12 |
|
|
14.05.12 |
22.10.12 |
|
|
02.07.12 |
12.10.12 |
|
Основной этап |
|||
|
14.05.12 |
12.09.12 |
|
|
13.09.12 |
13.09.12 |
|
|
13.09.12 |
22.10.12 |
|
|
13.09.12 |
22.10.12 |
|
|
13.09.12 |
22.10.12 |
|
Завершающий этап II |
|||
|
17.10.12 |
22.10.12 |
|
|
22.10.12 |
22.10.12 |
|
|
17.10.12 |
22.10.12 |
|
|
17.10.12 |
22.10.12 |
|
|
17.10.12 |
22.10.12 |
Таким образом, по результатам реализации проекта: во II Уральской индустриальной биеннале современного искусства приняло участие 30 художников из 16 стран, экспозиционное пространство составило более 40 000 м2, в программе основного и специальных проектов было задействовано 5 основных площадок и 16 местных институций для параллельных проектов биеннале. В целом, на биеннале пришло не менее 100 тысяч посетителей, специальные проекты посетили более 20 тысяч человек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Петрик Е.А. Интернет-маркетинг. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.- 299 с.
Вторая Уралская биеннале современного искусства, каталог. – Екб.: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2012.- 324 с.
II Уральская индустриальная биеннале современного искусства [Электронный ресурс]. URL: http://second.uralbiennale.ru (дата обращения: 03.05.2014 г.)
Распоряжение «О подготовке и проведении II Уральской индустриальной международной биеннале современного искусства в городе Екатеринбурге в 2012 году» // Управление культуры Администрации Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://culture.ekburg.ru/projects/791/793/1176/1179/ (дата обращения: 28.10.2014 г.)
Управление культуры // Официальный портал Екатеринбург.РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/administration/administration-gorod/6/50/ (дата обращения: 28.10.2014 г.)