УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА

Кузьмина К., Сербина Н.

Екатеринбургская академия современного искусства

Екатеринбург, Россия

MANAGEMENT OF QUALITY IN THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PROJECT IN CULTURE

Kusmina K., Serbina N.

Academy of Contemporary Art

Ekaterinburg, Russia

Сегодня на уровне правительства России ставятся вопросы независимой оценки качества предоставляемых услуг в социокультурной сфере (библиотеки, музеи, образование, здравоохранение и т.д.). Под качеством услуги в социокультурной сфере «понимается совокупность потребительских свойств/характеристик, определяющих её способность удовлетворять позитивные эстетические, культурные, досуговые, образовательные, творческие и другие духовные и физические потребности, сохраняющие и развивающие морально-нравственное и физическое здоровье потребителей» [1].

Министерства субъектов РФ сегодня разрабатывают соответствующие положения. Эта необходимость продиктована выявлением уровня соответствия социокультурных услуг потребностям целевой аудитории. Полученные данные должны лечь в основу планирования и корректировки деятельности конкретных учреждений. Касаемо социокультурных проектов, актуальность проблемы качества проекта и его результатов (продукт, услуга, социальный эффект) так же возрастает.

Социокультурный проект должен соответствовать следующим требованиям: быть «создан на научной основе, не противоречить нравственным нормам, выражать общепринятые социальные ценности, выражать социальный заказ, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий» [2].

Основные этапы социокультурного проектирования, это: пред-проектный анализ, формулирование концепции, планирование, мобилизация ресурсов, реализация проектов, управление качеством, оценка оказанного воздействия, завершение и ликвидация проекта.

Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими, как управление стоимостью и временем, является управление качеством проекта. Качество – «это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности» [5]. Управление качеством – это «система взаимоувязанных ресурсных, организационных и процедурных структур и действий, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принятия решений в области качества» [1]. Управление качеством направлено на выполнение требований и ожиданий клиентов, целевой аудитории проекта к качеству самого проекта и его продукции.

Современная концепция управления качеством основана на следующих принципах: «качество – неотъемлемый элемент проекта в целом; качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель; ответственность за качество должна быть адресной; для реального повышения качества нужны новые технологии; повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия; контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат; политика в области качества должна быть частью обшей политики предприятия» [7].

Управление качеством включает в себя четыре аспекта: «качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям; качество разработки и планирования проекта; качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией; качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла» [7].

Об управлении качеством проектов как таковых написано достаточное количество работ, чего нельзя сказать применительно к теории социокультурного проектирования, в которой управлению качеством не уделено должного внимания и в которой оно не адаптировано под специфику социокультурного проектирования. В большинстве работ затрагивается лишь мониторинг и коррекционные мероприятия, которые являются механизмами управления качеством. В такой ситуации мы вынуждены обратиться к теории управления качеством проектов вообще.

Составляющие управления качеством – это составление плана качества и разработка необходимо документации, контроль качества, мониторинг, коррекционные мероприятия (управленческие решения).

План качества должен содержать конкретные мероприятия по реализации стратегии качества (сроки выполнения мероприятий, ответственные за выполнение, критерии оценки, бюджет), описание процедур «проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции. В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов» [6].

Планирование качества – это определение требований к качеству проекта и его результатам (продукт, услуга), определение путей их удовлетворения. В процессе планирования качества инструментарием могут служить: «анализ затрат и выгод; установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов; диаграммы, например, причин-следствий, блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом; эксперименты» [4].

Контроль качества – это «отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий». Контроль качества осуществляется посредством следующих методов и инструментов: «проверок; контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса; диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте»[7].

Основным механизмом управления качеством в социокультурном проектировании является мониторинг. Мониторинг проекта – это «регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике … Его назначение – фиксация динамических изменений проекта и его среды под влиянием их взаимодействия. Даже в краткосрочных проектах возможны заметные изменения в условиях жизнеобеспечения проекта по сравнению с первоначальными. В среднесрочных и долгосрочных проектах это неизбежно» [2].

Мониторинг должен осуществляться с начала реализации проекта. Можно выделить три вида мониторинга: предварительный, текущий, заключительный. В задачи мониторинга входит:

  • определение приемлемых уровней отклонений в начале мониторинга;

  • получение фактических данных о ходе выполнения проекта;

  • статистический анализ различных параметров качества процессов и внедряемой системы, сопоставление их с плановыми и эталонными характеристиками и показателями;

  • выявление отклонений, на основании которых будут приняты последующие управленческие решения;

  • прогнозирование последствий сложившейся ситуации;

  • выработка корректирующих мероприятий, вносимых в технологический процесс, методы реализации проекта [2].

Мониторинг и контроль отличаются друг от друга тем, что в мониторинге присутствуют управленческие решения. По результатам мониторинга проводится коррекция проекта. Это одно из условий успешной реализации проекта.

При изучении вопроса мониторинга как механизма управления качеством социокультурного проекта обозначился ряд проблем:

• нет четкого определения качества социокультурного проекта;

• наряду с имеющейся системой теоретических разработок, нет готовых методик оценки качества социокультурного проекта и его результатов.

Для определения качества социокультурного проекта необходимо[3]:

• сформировать критерии и показатели оценки качества социокультурного проекта;

• разработать базу контрольно-измерительных материалов для оценки качества социокультурного проекта;

• продиагностировать команду проекта по вопросу качества разработки и реализации проекта, что позволит увидеть те направления и элементы процесса, которые следует совершенствовать;

• организовать системную деятельность в данном направлении.

На основе данных контроля и мониторинга становится возможным разрабатывать и предпринимать управленческие решения, направленные на коррекцию реализации проекта в 4 аспектах: соответствие рыночным или социокультурным потребностям/ ожиданиям; разрабатываемые мероприятия; качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией; качество материально-технического обеспечения проекта.

Таким образом, управление качеством при реализации социокультурного проекта – это внушительная по времени и значению функция управления проектом, требующая уточнения и адаптации под специфику социокультурного проектирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция управления качеством в сфере культуры Новосибирской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mk.nso.ru/sites/mk.new.nso.ru/wodby.../Konts_U_K_2013.doc. (дата обращения 05.12.2014)

  2. Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.

  3. Мониторинг исполнения проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/365927/ (дата обращения 05.12.2014)

  4. Мониторинг как механизм управления качеством образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sevgym14.ru/future8.htm. (дата обращения 05.12.2014)

  5. Современная концепция управления качеством. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cribs.me/upravlenie-proektami/sovremennaya-kontseptsiya-upravleniya-kachestvom (дата обращения 05.12.2014)

  6. Социальное проектирование // Лекции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sociology2015.ru/index/0-64 (дата обращения 07.12.2014)

  7. Управление качеством. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://club-energy.ru/e8_2.php (дата обращения 07.12.2014).

Просмотров работы: 1797