ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПОСЕТИТЕЛЯ ПРОЕКТА «НОЧЬ МУЗЕЕВ» В ЕКАТЕРИНБУРГЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПОСЕТИТЕЛЯ ПРОЕКТА «НОЧЬ МУЗЕЕВ» В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеевропейский проект «Ночь Музеев» в последние годы стал значительным событием в культурной жизни Екатеринбурга. Эта акция, объединяющая музеи, позволяет расширить их культурное влияние на горожан. Одной из основных целей данного проекта выступает попытка изменить эмоциональное отношение жителей мегаполиса к музеям, повысить их заинтересованность в музейных услугах.

Безусловно, успешность проекта «Ночь Музеев» во многом зависит от того, насколько ясно музеи понимают интересы публики, будут ли их продукт и услуги соответствовать ожиданиям потребителей. Поэтому, при планировании проекта особо будут важны выбранные инструменты коммуникаций и их правильное использование.

Цель данной работы заключается в исследовании музейного посетителя – покупателя музейных услуг и его мотивация. Для проведения исследования выбран метод анкетирования, поскольку с его помощью можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. В процессе анкетирования каждому респонденту, предлагалось ответить письменно на вопросы, поставленные в форме краткого опросного листа - анкеты. В каждом вопросе можно было выбрать лишь один вариант ответа. В опросе было задействовано 44 человека, в возрасте от 18 до 40 лет. Способ анкетирования – интернет, в режиме онлайн общения.

Первая анкета заключала в себе вопросы по общей осведомленности горожан о проекте «Ночь Музеев» в Екатеринбурге. Результаты показали, то горожане, в целом, хорошо информированы о проекте (93%), и лишь небольшая часть не знала о музейных программах (7%). Что касается способа получения информации, то у 84% респондентов она была получена в интернете, а у 16% - от знакомых и друзей. Это показывает, что несмотря на хорошую эффективность работы информационного портала проекта, не менее важным источником информации было и остается «сарафанное радио». Исследование целей посетителей показало, что 72% респондентов просто вышли прогуляться, и только 28% шли на конкретную музейную программу.

Вторая анкета выявляла наличие определенной цели и мотивации посещения респондентом конкретной музейной программы. Выяснилось, что почти 100% респондентов посещали площадки, зная о их программах. Один из пунктов содержал вопрос по поводу периодичности посещения респондентом проекта. Выяснилось, что только 5% посетили проект впервые, 59% посетили проект во второй раз, а остальные 36% - это регулярные гости. Исходя из результатов, можно сделать вывод, что с каждым годом количество посетителей проекта увеличивается и его популярность растет.

Для каждого проекта особый интерес представляют отрицательные мнения посетителей. Поэтому цель третьей анкеты заключалась в выявлении соответствия полученной услуги ожиданиям, сформированным на основе предварительной информации. Ожидания совпали у 86 % респондентов и только у 14% были выявлены несоответствия.

Разумеется, важнейшую роль здесь играет качество организации мероприятия. Около 95 % респондентов оказались удовлетворены качеством проведения мероприятия, 5% - нет. Стоит отметить, что даже такой небольшой процент недовольных посетителей может значительно «подпортить» репутацию музея в целом.

Помимо анкетирования, в ходе исследования также использовался такой набор методов изучения посетителей, как индивидуальный опрос, беседы и наблюдение. В ходе индивидуальных бесед выяснилось, что немаловажным фактором здесь является ценовая политика. По мнению респондентов, посещение бесплатной площадки оказалось для них не менее интересным, чем визит на платную музейную программу. Так же респонденты говорили о том, что им хотелось бы получить какой-либо сувенир на память о визите. Многие отметили, что некоторые музеи закрывались раньше указанного в их программах времени.

Следует оговорить важный аспект, касающийся времени проведения проекта. Так, по результатам анализа проекта «Ночь музеев» в 2011 году был сделан важный вывод: наибольшая активность посетителей пришлась на период с 19:00 до 2:00 (в 2011 году проект длился до 05:00).

Кроме того, для удобства выбора и составления программы посещений музеев большинство респонденты предложили организаторам указывать в программах целевые аудитории конкретных программ (по возрастным группам либо по увлечениям).

Таким образом, отметим, что проект «Ночь Музеев» в Екатеринбурге лишь недавно стал маркетинговым проектом, хотя в Европе он изначально таковым являлся (у него есть свой отдел маркетинга). Эффективным маркетинговым инструментом для любого проекта является план. Как выяснилось, проект «Ночь Музеев» не имеет маркетингового плана, а у организаторов проекта нет четкого представления о своей целевой аудитории. В подобной ситуации, говорить об эффективности проекта уже не приходится.

Ниже представлена попытка создания «портрета посетителя» проекта «Ночь музеев» в Екатеринбурге. В первой колонке были указаны реальные группы посетителей проекта по типу взаимоотношения с музейной сферой и возрасту. Во второй мотивация посещения /не посещения проекта. Следующая колонка - это интерес музея в посетителе данной группы. И в последней колонке - идея или потребность, которую музей должен ему донести.

Портрет адресата посетителя и маркетингового плана проекта «Ночь Музеев»

Группы посетителей по типу взаимоотношения с музейной сферой и возрасту

Мотивация посещения/непосещения проекта «Ночь Музеев»

Интерес музея в посетителе данной группы

Идея или потребность, которую музей должен ему донести

Постоянный посетитель

Интересное проведение досуга.

Приведет с собой знакомых/друзей

Каждый год – новая программа. Будет интересно и увлекательно

Посетитель первого раза

Узнать изнутри о проекте. Провести интересно время

Прибавление числа посетителей

Музеи стоит посещать. Никогда не поздно получать знания.

Музейные специалисты, преподаватели и художники

Посмотреть на другой музей с технической точки зрения - оценить его с профессиональной стороны

Обменяться опытом

Обменяться опытом

Студенты искусствоведы

Получить общую информацию об экспонатах

Будущие работники музея, волонтеры

Полезно для будущего развития в сфере культуры

Семьи

Расширить кругозор. Провести интересно время. Окультурить себя и ребенка

Будут посещать музей чаще. Привлечение интереса ребенка в посещении музея с ранних лет

Посещать музеи нужно чаще, детям интересно быть в музеях

Пенсионеры

Приходят с внуками, для окультуривания ребенка, а также для интересного время провождения.

Будут посещать музеи и с ранних лет дадут понять ребенку, что в музеях интересно.

Полезное времяпровождение, в музеях интересно и познавательно.

Молодежь и подростки

Провести хорошо время. Получить эстетическое удовольствие и узнать что-то новое.

Заинтересованность в музейной сфере. Приведут с собой друзей, знакомых. Потенциальные волонтеры.

Развлекательные программы, в которых данный посетитель может принять участие

Деловые люди

Не посещают – заняты. Посещают потому что думают, что солидное мероприятие, и каждый должен побывать.

Спонсорство

Культурное проведение досуга.

Туристы

Интересно сравнить и узнать, увидеть что-то новое

Привлечение новых посетителей - туристов.

В музеях Екатеринбурга есть много интересного и удивительного.

Люди, которые не ходят в музей

Заняты. Не проинформированы о проекте. Люди дискомфортно себя чувствуют, потому что не разбираются в искусстве, стесняются этого и им не хочется там быть

Привлечение к музейной деятельности

Дать понять, что музей стоит посетить хотя бы раз в год. Проект Ночь Музеев интересное событие. Получать знания никогда не поздно.

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены маркетинговые инструменты, модели и концепции проекта «Ночь Музеев» в Екатеринбурге. Главное, чего не хватает проекту - применение маркетингового плана, чтобы музеи знали свою целевую аудиторию, ее потребности и могли их удовлетворить. Общеевропейский проект «Ночь музеев», считается довольно успешным. Он может стать успешным и в Екатеринбурге, при условии, что организаторы проекта будут опираться на современные маркетинговые технологии. В этом случае цель мероприятия - продвижение и популяризация культурного наследия, хранящегося в городских музеях, будет достигнута.

Просмотров работы: 1744