ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОМОЩИ СПОРТСМЕНАМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОМОЩИ СПОРТСМЕНАМ

Ямбаршева Е.А. 1
1УрФУ им. Первого президента Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спортивное психологическое консультирование – относительно молодая, бурно развивающаяся отрасль психологии. Цель психологического консультирования в спорте – повышение эффективности работы тренера и результативности выступлений спортсмена. Достигнуть этого удается не только путем разрешения проблем, которые возникают у спортсменов на протяжении их спортивной карьеры. Высокая результативность обеспечивается также за счет обучения спортсменов навыкам владения методами саморегуляции и самоконтроля, развитием рефлексии, способности решать психологические проблемы и трудности.

Данная тема изучалась многими учеными и психологами такими как: Горской Г. Б. Загайновым Р. М., Ивановым И. Б., Лупекиной Е.А., Стамбуловой Н.Б. и др.

Востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми. Первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Консультантам-психологам приходится работать в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности, опираясь на различные психологические теории и стратегии консультирования.

На данный момент в России востребованность спортивных психологов очень высокая, но от того, что тренеры боятся конкуренции со стороны психолога, или недостаточно понимают значимость и эффективность психологической науки, это ведет к возникновению многих не решенных проблем спортсменов, которые могут влиять на психологическую подготовку спортсменов к ответственным соревнованиям.

А так как психологическая подготовка наиболее важный фактор, если не самый главный это ведет к тому, что многие спортсмены уходят из спорта, так и не реализовав свои возможности.

У тренеров прежде всего отсутствуют навыки вывода спортсмена состояний, которые у них возникают из-за неуспеха или поражения. Типичными для спортсменов являются состояния неудовольствия, огорчения, неудовлетворенности, подавленности, депрессии, фрустрация. Если поражение спортсмена было обусловлено его оплошностью, неудачными тактическими приемами или недостатками в его подготовленности, то его первой реакцией может быть разочарование, обида, огорчение, угнетение, упадок сил, потеря уверенности, подавленность, безразличие.

При плохих результатах на очень ответственных соревнованиях у возбудимых и эмоциональных спортсменов отрицательные эмоции проявляются и в резких формах отчаяния, судорожными двигательными реакциями. Они переживают при этом чувство позора, непоправимых утрат, безвыходности, безнадежности своего положения и т.д.

Для начинающего психолога-консультанта важно хорошо знать своего клиента, чтобы уметь разрешать сложные задачи, стоящие перед ним, знать с какими проблемами может прийти спортсмен. Для этого проводился констатирующий эксперимент среди спортсменов разных возрастных групп, который выявил их психологические проблемы на разных этапах спортивной карьеры.

Эксперимент проводился в электронной форме методом тестирования. В исследовании участвовали 20 человек разных видов спорта в возрасте 14-16 лет, 16-18 лет и от 18 и более лет. Из них 7 человек мастера спорта, 5 кандидатов в мастера спорта и остальные имеют юношеские и взрослые спортивные разряды.

Тесты разрабатывались с учетом возраста спортсмена, включающие в себя по 25 вопросов, выявляющих уровень мастерства, мотивацию к продолжению спортивной карьеры, а также проблемы, возникающие в период соревновательной деятельности. Были взяты и объединены в один блок различные методики, например, тест мотивации успеха по Элерсу, анкета «Спортивная карьера-синтетическая модель», анкета «Спортивная карьера-аналитическая модель», шкала «Тренер-спортсмен», методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», опросник «Измерение предсоревновательного состояния спортсменов».

Вопросы имели различную форму ответов от простых «да» либо «нет» до сопоставлений, оцениваемых по бальной системе.

По результатам опрашиваемых спортсменов, можно констатировать то, что 98% респондентов собираются профессионально продолжать заниматься спортом и достигать наивысших для себя результатов. Наиболее частой проблемой является восстановление после травм и неудачных выступлений в разных возрастных категориях. Конфликтные ситуации в тренировочном процессе и на соревнованиях возникают у 34% в связи с отсутствием контроля эмоционального состояния. На личную жизнь спорт оказывает отрицательное влияние у 76% опрошенных, при этом спортсмены уделяют спорту все свое время полностью. В связи со спортом ухудшается здоровье у 48%, в основном у профессионалов, на учебу не хватает времени у 52%, у 94% беспокоят мысли о предстоящих соревнованиях, что может повлиять на результат выступления, у 24% ухудшается самооценка после неудачного выступления.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что психологические проблемы у спортсменов на разных этапах могут быть как типичными, что вызвано спецификой спортивной деятельности, так и индивидуальными, в силу особенностей нервной системы, личностных качеств спортсменов.

Анализ тестирования дает возможность консультанту быть готовым к организации психологической помощи спортсмену на каждом этапе спортивной карьеры, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта.

Список литературы

  1. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.

  2. Загайнов Р. М. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) - Автореф. - СПб., 1992.

  3. Иванов, И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: автореф. ... дис. канд. психол. наук / И.Б. Иванов. - М., 2009. - 22 с.

  4. Психология личности и спортивной карьеры: тексты лекций по дисциплине специализации для студентов специальности 1230104 «Психология» специализации 1-23 01 04 13 «Спортивная психология» / Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. С. 62.

  5. Стамбулова, Н.Б. Кризисы спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10, - С. 13-17.

  6. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры // Учебное пособие. Санкт-Петербург 1999, - 322-340 с.

Просмотров работы: 2077