ЖЕСТОВАЯ И ДАКТИЛЬНАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЖЕСТОВАЯ И ДАКТИЛЬНАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Тасуева М.А. 1, Истомина И.А. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение — это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Процесс общения может быть включен в различные виды деятельности человека и приобретать относительную самостоятельность [1, с. 67]. «...общение, не опосредствованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, подчеркивал Выготский Л.С., возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» [2, с. 18].

Таким образом, речь – это процесс общения людей, с помощью языка, а язык – это система знаков и символов. Для глухих и слабослышащих же людей, речь, как в таковой ее форме, недоступна. Но при этом они используют, одновременно, сразу две совершенно различные системы общения – жестовую речь и дактильную. Жестовая речь – это самостоятельный язык, который был создан для того, чтобы люди с нарушением слуха могли общаться друг с другом. Дактильная речь – это речь, воспроизводимая посредством специальных конфигураций пальцев и их движений. Хотя жестовая и дактильная речь является средством общения для глухих людей, придумали данную речь вовсе не глухие, как это ошибочно предполагают. Считается, что дактильный алфавит придумали в XII веке сицилийские монахи, которые приняли обет молчания, дабы не нарушать его и иметь возможность общаться.

Словесной речью дети с нарушением слуха способны овладеть лишь в условиях специальных учреждений. И только при правильно построенном педагогическом процессе это становится возможным.

Дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи и воспринимать на слух ее образцы, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка [1, с. 68]. Это связано с тем, что первичным образом слова у слышащих детей является слуховой, а у глухих и слабослышащих – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями (дактилированием, артикуляцией или письмом).

Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих. Дактильная речь строится по правилам русского языка и сопровождается устной речью, которая соответствует орфоэпическим нормам [3, с. 30].

Русский жестовый язык – отнюдь не примитивная, а достаточно сложная и весьма своеобразная система общения. Специфика структуры РЖЯ обусловлена двигательной субстанцией жеста и особенностям функционирования русской жестовой речи в сфере непринужденного, неофициального межличностного общения глухих [3, с. 70].

Жестовый язык признан несколькими странами, такими как: Испания, США, Великобритания, Норвегия, Германия, Франция, Италия, Финляндия, Швеция, Австрия, Чехия, Словакия, Греция и др. В России же жестовый язык был признан на государственном уровне только 1 января 2013 года.

Среди людей, которые не знакомы с жестовыми языками, до сих пор имеется мнение о том, что существует один универсальный жестовый язык, который един для всех глухих людей во всем мире. Однако, это ошибочное предположение. В целом, в мире зафиксировано более 121 жестовых языков, согласно энциклопедии Gordon [4]. Неслышащие люди, говорящие на разных жестовых языках, не понимают друг друга. Глухие могут выучивать и забывать неродные жестовые языки точно так же, как слышащие люди учат и забывают иностранные языки. Однако, универсальный жестовый язык все же существует. Вначале 50-х гг. комиссией Всемирной федерации глухих был разработан так называемый жестуно (Gestuno), или международный жестовый язык (International sign language). Этот язык был призван облегчить общение глухих участников международных конференций, семинаров, спортивных соревнований [5].

Дактилологию начали использовать в общении с глухими в XVI – XVII вв. Позже были созданы и дактильные алфавиты, которые широко применяются во многих странах мира. Первый русский дактильный алфавит был опубликован в 1835 г. В настоящее время созданы и широко используются дактильные алфавиты разных национальных языков, например, украинского, армянского, белорусского и др. Описаны 43 дактильных алфавита (S. Carmel, 1982) [6], используемых в 59 государствах мира.

Разработан международный дактильный алфавит, которым с 1963 г. пользуются на конференциях Всемирной федерации глухих [3, с. 22].

Еще с давних времен существует легенда о вавилонской башне, когда все люди разговаривали на одном едином языке. Разгневав Бога, они разделились, тем самым, утратив возможность понимать, друг друга. В данной же статье хотелось бы подчеркнуть, что единый язык все же существует и позволяет понимать не только мир глухих, но и, в целом, мир. Мы и без этого разговариваем на разных языках, а жестовая речь позволяет нам общаться между собой, будь ты русским или японцем, финном или англичанином. В наше время очень важны такие качества, как уважение, взаимопонимание и толерантность друг к другу, независимо от твоей расовой и национальной принадлежности. И поэтому, можно сделать вывод, что изучение жестовой и дактильной речи очень важно и нужно, как для глухих людей, так и для общества, в целом.

Литература

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – с. 67.

  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — С. 18.

  3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – с. 22-70.

  4. R.G. Gordon. Jr. (ed.). Ethnologue: Languages of the World, fifteenth edition. Dallas (Tex.). 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.ethnologue.com/

  5. Комарова А.А. Развитие исследований по истории глухих // Материалы 1 Московского симпозиума по истории глухих. М., 1997.

  6. Carmel S.J. International Hand Alphabet Chars. – Maryland, 1982. – 117p.

Просмотров работы: 5675