ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ДЕТЕЙ ЭВЕНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ДЕТЕЙ ЭВЕНОВ

Яковлева С.А. 1, Шамаева В.С. 2
1Институт психологии, группа ИП-Б-ПС-12-2, (3 курс)
2ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Институт психологии, кафедра социальной и этнической психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С давних времен общество стало глубоко интересоваться этническими различиями людей разной национальности. И в наше время идет интенсивное изучение этнических процессов и явлений, которые затрагивают аспекты жизни каждого из нас. У разных народов свой язык, культура, ценности, традиции и обычаи, которые уникальны и неповторимы сами по себе. И может быть так, что по причине интернационализации, урбанизации, и других многочисленных причин, возникает проблема в виде затухании этнической духовности народа. И в связи возникновения таких угроз, наука стремится детально изучить причины, последствия и особенности этих явлений. Такое пробуждение коснулось и коренных малочисленных народов Севера. Их самобытная культура под воздействием исторических и социальных факторов терпит упадок. Последствием того, стало нарушение этнической идентичности народов Севера. У представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС), по исследованиям разных авторов отечественной психологии, обнаружилась сложная система этнического самосознания в целом.

Целью эмпирического исследования была изучение этнической идентичности у детей эвенов. Объектом исследования выступили дети эвенской национальности наслега Найба, Булунского улуса. Выдвинута гипотеза, предполагающая о нарушении и характере «размытости» этнической идентичности у детей эвенов. В исследовании обследована выборка, которая составляет 70 человек. Всего было две группы, состоящих из 35 испытуемых. Первая выборка – это «эвены». Вторая выборка – «якуты». Экспериментальную группу составили школьники Хара-Улахской средней школы Булунского улуса в возрасте от 7 до 14 лет. Дети эвены не являются носителями родного языка, все говорят на якутском языке и преимущественно из межэтнических браков эвенов и якутов. Контрольная группа включала в себе школьников г. Якутска в возрасте от 7 до 14 лет.

Методами исследования были психологическое тестирование, включающее конкретные методики: шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков, тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?».

По тесту М. Куна «Кто Я?» результаты детей эвенов, приведенные в таблице 1, говорят о том, что из общего числа испытуемых только 34,3% обследованных определяют себя как представителем эвенского этноса. Есть дети, которые определяют себя к якутам. Они составили 8,6%. Среди обследованных есть один ребенок, определяющий себя к иностранному этническому статусу. Общероссийская идентичность у одного ребенка и у одного – самохарактеристика «местный житель». Дети эвены, которые определили себя к своей этнической группе, определены на три вида акцентуации этнического статуса. Девять из них имеют высокую акцентуацию, один ребенок среднюю, двое – слабую. Это может означать, что эти дети имеют позитивную этническую идентичность. Некоторые дети эвены определяют себя к «чужим» этносам, что может говорить об этнической индифферентности. Этническая индифферентность - это размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.[12]

Из 35 обследованных эвенов 17 детей охарактеризовали себя этническими описаниями, а у остальных 18 детей не было не одной характеристики по этническому описанию себя. Получатся, что из 100% обследованных детей эвенской национальности 48,6% не осознают этничность или скрывают ее. Самохарактеристики, определяющие этнические особенности, детей якутской национальности. Из 35 обследованных 51,4% определяют себя к якутскому этносу. Один ребенок определил себя к сахалярам. 25,7% выделяют себя характеристикой «городской житель». По два человека определили себя к региональной идентичности и общероссийской. Методика по изучению этнической идентичности у детей и подростков О.Л. Романовой показала, что у эвенских детей (экспериментальная группа) по шкале 1 «Чувство принадлежности к своей этнической группе» выявлена «нормальная идентичность». По второй шкале «Значимость национальности» так же обнаружена «нормальная значимость». В контрольной группе наблюдается такая же картина. По первой и второй шкале обнаружен тип «нормальная идентичность» и «нормальная значимость». Обе группы имеют «нормальную идентичность». Хотя по рисунку 1 видно, что между экспериментальной группой и контрольной существуют небольшие различия. Средние значения по выборке контрольной группы выше, чем у экспериментальной группы.

Рис.1 Результаты по методике О.Л. Романовой (ср. значения)

Это можно объяснить различными фактами. Например, было доказано, что полиэтническая среда дает больше преимуществ для получения знаний об особенностях своей этнической группы и других этносов. Поэтому у детей, проживающих в городе, более развито межэтническое понимание и коммуникативные навыки, чем у детей эвенов из села. И тем самым у группы детей якутов показатели этнической идентичности и национальной значимости выше, чем у детей эвенов.

По итогам расчета U-критерия Манна-Уитни по шкале 1 «Чувство принадлежности к своей этнической группе» методики О.Л. Романовой был выведен =322 (). Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что указывает на существование различий между группами.

По шкале 2 «Значимость национальности» был выведен =432 (). Полученное эмпирическое значение находится в зоне неопределенности. Здесь различия между группами не подтвердились, так как были незначительны.

Дополнительно при обработке методики был использовано угловое преобразование Фишера. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух групп, в которых отмечен интересующий нас эффект. Статистически значимое различие выявлено между эвенами и якутами =2,744 (по шкале 1. Это значит, что в контрольной группе больше испытуемых с чувством принадлежности к своей этнической группе, чем в экспериментальной группе. Этот же критерий выявляем по шкале 2 и обнаруживается значимое различие между экспериментальной группой (эвенами) и контрольной (якутами) =2,702 (. То есть, у детей якутов доля лиц, у которых проявляется значимость национальности больше, чем у детей эвенов.

В итоге, при сравнении результатов с контрольной группой: экспериментальная группа имеет меньшую долю лиц, у которых проявляются чувство принадлежности к своей этнической группе и значимость национальности, чем у детей из контрольной группы. Эти же различия были рассчитаны по критерию Манна-Уитни, в результате которого выявлено наличие существовании различия.

Таким образом, по результатам проделанной работы, мы подошли к выводу о том, что этническая идентичность у детей эвенов имеет свои особенности. В целом наблюдается «нормальная идентичность» к своей этнической группе. Но у отдельных личностей есть явные нарушения в этнической идентичности, проявляющиеся в неосознавании своей этничности и предпочтении другого этноса своей. При сравнении результатов групп, были выявлены статистические значения различия. Что свидетельствует тенденции к кризису этнической идентичности у детей эвенов. По гипотезе предполагается, что этническая идентичность у детей эвенов имеет нарушения и характер «размытости». И она подтвердилась. Характер «размытости» этнической идентичности у детей эвенов может объясняться тем, что они не говорят на родном эвенском языке, проживают в моноэтнической среде, являются детьми из межэтнических браков эвенов и якутов. Дети 7-летнего возраста в выборке могут иметь до конца не сформированную этническую идентичность (по Жану Пиаже). Получившиеся данные результатов распространяются только на детей эвенов наслега Найба Булунского улуса.

Литература:

  1. Агеев В.С. Перспективы развития этнопсихологических исследований// Псих. журнал. -1988. –Т.9 №3 – с. 35-42

  2. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии// Псих. журнал. -1981.-Т.2 №5 – с. 43-54

  3. Егорова А.И. Этническая психология. Учебное пособие. Я., 2011. с. 104-116

  4. Егорова А.И., Нафанаилова М.С., Макарова А.П., Сидорова Т.Н. Особенности этнической идентичности чукчей, проживающих в Нижнеколымском районе РС(Я)// Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. -2013. №2, т-10, с. 150-158

  5. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие. – М., 2002. – 320 с.

  6. Мухина В.С. Современное самосознание народностей Севера// Псих. журнал. -1988. Т-9, №4 с. 44-52.

  7. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН,1999.

  8. Joseph E. Trimble, Ryan Dickson. Ethnic Identity// in C. B. Fisher & Lerner, R. M. (Eds.; in press), Applied developmental science: An encyclopedia of research, policies, and programs. Thousand Oaks: Sage.

Просмотров работы: 1253