НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прокопьева А.Н. 1, Андреева Л.Д. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе.

Обучение детей традиционным видам рисования изучены в трудах Т.С. Комаровой, Е. А .Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, ..Казаковой, Г. Г. Григорьевой. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми у разработаны у зарубежных педагогов Мери Энн –Кол,

Постановка проблемы.Исходя из вышесказанного, нами выявлено, что существует проблема изучения технологии развития творческого воображения посредством обучения нетрадиционной технике рисования.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование нетрадиционных рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Развитие творческого воображения будет успешным если:

- на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования дети научаться создавать образы, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению;

- создавать условия для преобразования полученных изображений с помощью нетрадиционных техник рисования.

Цель исследования: определение технологии обучения нетрадиционной технике рисования для развития творческого воображения.

Задачи исследования:

1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме;

2. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной техники рисования;

3. Проанализировать результаты исследования и разработать методические рекомендации для воспитателей.

Методы исследования: использовать методы – наблюдения, беседы, показа, изучения детских работ, опросные методы для работы с родителями и педагогами.

Методологическая основа: Теория Л. С. Выготского об основополагающих характеристиках детского воображения, теория А. И. Кирилловой об особенностях творческого воображения у детей.

Практическая значимость: Мы видим в том, чтобы при помощи исследования систематизации занятий с детьми старшего дошкольного возраста, с включением в них различных приемов и методов использования видов изобразительной деятельности, можно составить методическую разработку по данной проблеме в работе с детьми в условиях детского сада.

База исследования: г. Нюрба, с. Акана, МБДОУ «Мичээр», старшая группа.

Структура выпускной квалификационной работы состоит: из оглавления, 2 глав, выводов по главам, общее заключение, использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

Воображения – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенко писал: «сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космосе ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображения преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Виды воображения.

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

  1. Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга.

Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психические нормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение.

Произвольное, или активное воображения – это процесс преднамеренного построение образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективны, для данного человека, а объективно они уже существуют.

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.).

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных продуктах деятельности.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. (1. 157-164стр)

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интересно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В общих чертах воображение можно определить какспособность к перекомбинированию образов. Сущность воображения включается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражениях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливать реальность и приспосабливаться к ней.

Позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: 1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов); 2)направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Достаточно с ложен вопрос обогатстве детского воображения. Существует мнение, что воображения человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют, истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединения и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. И главное дети верят в то, что придумывают.Воображаемый и реальный мире не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых.

Повышенная эмоциональность- важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Формы проявления воображения дошкольника

Истоки воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н. Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый.

Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблемапсихологических механизмов творческого воображения дошкольников.Именно этой проблеме были посвящены работы. О. М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, что бы получилась какая – нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.

С целью развития творческого воображения был проведен формирующий эксперимент, в котором осуществлялось обучение детей способу включения. При выполнении заданий на плоскостное конструирование от детей требовалось использовать детали одной фигуры для построения другой заданной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката нужно было использовать маятник часов в качестве колеса и передней части самоката). В этих задачах одна и та же деталь свободно использовалась при построении образов разных объектов.

Воображение ребенка с самого начала его формирование имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого – либо события или явления.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конченый продукт труда (в как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которое надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол).

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

Рассматривания сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законом мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается неопределенностью исходные данные с механизмы воображения.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предлагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.(№3 414-420).

  1.  
    1. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.

Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.

Каковы особенности творческого воображения дошкольника, механизмы его?

В процессе создания образов воображения ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений. Так, например, рисуя «самое смешное», один ребенок создал образ «товарища кубика» и «товарища бантика» (путем комбинирования черт игрушечного человечка с кубиком и бантом).

К числу наиболее доступных для дошкольников приемов преобразования действительности относится смещение величин, которое доводится детьми до одной из противоположностей.

В последнее время наблюдается повышение интереса ученых к проблеме развития творческого воображения у детей, все чаще делаются попытка решить ее экспериментальным путем. Для выявления особенностей воображения дошкольников в исследовании О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой была использована специально разработанная методика.

Испытуемым предлагались последовательно 20 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерево с одной веткой, кружок голова с двумя ушами и т. п.), так и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. п.). ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая – нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности данного ребенком изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности (Кор) каждого ребенка, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона) ни у кого из детей группы.

Исследование выявило шесть типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он дорисовывать заданный элемент, рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

І тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображения контурное, схематичное, лишенное деталей.

ІІ тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

ІІІ тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т. п.).

ІІІІ тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с бакой).

ІІІІІ тип. При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому. Если в І – ІІІІ типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т. п.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, т. п.). при этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образа воображения. Впервые данный тип манипулирования образами начинали использовать дети подготовительной к школе группы и проявляли его в разных видах деятельности.

Коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех возрастных группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок при выполнении задания, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.

(дет.псих.стр. 266)

Воображения дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток детского воображения. Дошкольник легко объединит разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в старшему дошкольном возрасте (Л. С. Выгодский).

До достижения детьми 5 – 6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3 – 4 года) замысел рождается

1.3. Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». (16)

Формировать интересы, эстетические потребности дошкольника можно по-разному. В том числе и средствами изобразительного искусства. Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношения ко всему, что чего интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умет, какие навыки приобрел. Но вот что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его. В чем кроется причина? Прежде всего в том, что ребенок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.

Для дошкольного учреждения многие неклассические, или так неназываемые нетрадиционные, техники (монотипия, кляксография, пальцеграфия и т.п.) уже давно традиционное явление. Однако увеличения ими не должно стать самоцелью. Почему? Потому, что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, малыш соотносить теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.

Также не совсем верно связывать не классические техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя имеет важное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа.

Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. Чтобы не быть голословными, рассмотрим подробнее каждую из неклассических техник. Отметим своеобразие каждой и их изобразительное взаимодействие друг с другом. Это очень важная составляющая педагогического процесса, поскольку ребенок вовлекается в процесс преобразования материала. Иными словами, развивается его творческое мышление, способность экспериментировать. Начнем с самой распространенной техники.

Монотипия (от греч. monos – один, единичный и typos - отпечаток) – разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Рисунок в технике монотипии отличается причудливой формой, интересными цветовыми сочетаниями. Получить изображение в техники монотипии очень легко: для работы необходим лишь один лист бумаги, который следует сложить по полам. А далее? Краска наносится другой половину, которая прикрывается другой половиной. Сложенный лист проглаживается. Что остается автору? Дорисовать образованное пятно до образа. Выполнять рисунок можно и гуашевыми красками, и акварелью, и тушью. Разную фактуру может иметь и бумага: шероховатая (для акварели), гладкая (глянцевая для графических работ или для черчения), рыхлая (писчая), тонкая (калька) и т.д.

В технике монотипия выделим несколько разновидностей.

  1. Перед тем как нанести краску на одну половинок листа, смочите его водой (если взяли слишком большое количество воды, уберите излишки бумажной салфеткой). Влажная поверхность создает эффект легко растекания. И в этом случае более подходят акварельные краски (см. рис. 1).

  2. Монотипия может быть монохромной. Для ее выполнения нужна краска одного цвета. Это может быть акварель, гуашь, тушь. Получив пятно дорисуйте краской такого цвета, контуром (для рисования по стеклу или ткани), где левой ручкой (см. рис. 2).

  3. Для получения фактурного пятна лучше воспользоваться гуашью. Монотипия в этом контексте получается наиболее яркой, сочной. Данный вариант монотипии позволяет детям наглядно увидеть результат смешения цветов. Самое главное – наносить краски на лист бумаги, не смешивая лаконичные пятна. Смешные произойдет во время проглаживания листа. От этого пятно становится более выразительным.

  4. Интересные сочетания получаются, если совместить несколько материалов, например гуашь и контур. Гуашь передает рисунку фактурность, а контур создает силуэт, который впоследствии станет основой для будущего образа.

Техника монотипии многогранна и разнообразна и тематика ее применения. Самое простое – рисования от пятна, когда автор не продумывает конкретный образ, а руководствуется случайным смешением цветов.

Кляксография. Вид техники, в основе которой – пятно – клякса, содержащее образ. Выполняется очень легко. На лист бумаги ставится клякса, которая слегка раздувается в разных направлениях, после чего образованное пятно дорисовывается образа. В кляксографии можно выделить несколько разновидности:

  1. Монохроматическая кляксография выполняется одним цветом.

  2. Полихромная кляксография – целесообразно использовать сразу несколько цветов.

  3. Лаконичная кляксография, в основе которой – общее пятно.

  4. Линейная кляксография: нанесения кривых линий – хаотичных и формообразующих.

Любой вид кляксографии направлен на развитие воображения, наглядно – образного мышления. С одной стороны, кляксография очень легка в исполнении, поскольку для нанесения пятна – кляксы не нужны специальные усилия, материал, инструменты (движение кляксы чаще всего не предсказуемо); с другой – пятно-клякса требует внимания, ведь его формообразование нуждается в целенаправленном управлении. Каждый силуэт может иметь несколько трактовок.

Кляксография может выполняться разным материалом: акварелью, тушью, гуашью.(д.в. №3 53стр.)

Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

  1. Быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

  2. Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;

  3. Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. п.);

  4. Развивать ручную умелость

  5. Соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.

Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флёрина, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.) неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. А вот педагоги практики утверждали, что цветные карандаши не столь ярки и многоцветны, как краски.

Наиболее интересное в технике акварельных мелков дошкольники развивали тему натюрморта.

Использования акварельных мелков при создании портретных образов дало дошкольникам возможность заострить внимание на интересных деталях.

Большие возможности открывают перед дошкольниками акварельные карандаши зарубежного производства (французские, чешские).

Сначала дети создают обычными цветными карандашами рисунок с преобладанием контурных линий и густого штриха, а затем при помощи кисти и воды (это зависит от задуманного образа) необходимые места размывают – так получается заливки, характерные для акварели.[№6 Д.В. 57срт.].

В дошкольном периоде детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – развитие восприятия, воображения, образного мышления. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень и интеллекта. Малыш говорит руками, не обладая пока возможностью выразить свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится его рисунок, его умение творить. В раннем возрасте правое полушарие развито больше, и, развивая его дальше, мы закладываем фундамент общего интеллектуального развития. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатство выбора изобразительных средств и приемов работы. Зажгите искру творчества у своего малыша.

Далее мы предлагаем серию развивающих упражнений.

Техника №1.

Метод активного воображения. Монотипия.

Подготовьте все необходимое для работы: толстое стекло с закругленными гранями (можно использовать старое зеркало), широкие и тонкие кисти, краски «гуашь», баночку для воды, несколько листов плотной бумаги формата А4, клей ПВА, цветную бумагу или старые журналы.

І этап. Создание монотипии.

Обратитесь к своему ребенку со словами: «дорогой мой сегодня мы отправимся в гости в волшебный мир красок и воображения. Нас ждут настоящие чудеса».

Предложите малышу брать любые цвета и наносить их хаотично на стекло. Мазки должны быть густыми, напоминающими консистенцию сметаны. «Дружок, дай возможность своей руке прыгать и веселиться с кистью по стеклу. Играй с красками на стекле. Пусть они сочными пятнами и линиями закроют поверхность стекла». Далее, пока краска еще не высохла, помогите своему ребенку аккуратно накрыть красочные пятна на стекле белой плотной бумагой формата А4. Пусть он своими ладошками тщательно прогладить весь лист.

«А теперь произойдет чудо!» Но для того, чтобы превращение получилось, нужно придумать какое – нибудь волшебное заклинание. Например: «Рекс – мекс -фекс», «Крибли – крабле - бумс».

Скажите заклинание вместе со своим малышом и помогите ему аккуратно, в любом направлении снять бумагу со стекла. «Видишь чудо произошло! Какая удивительная красота получилась! Этот отпечаток на листе называется монотипия».

Важно, чтобы ребенок положительно оценил свою работу. Это момент принятия себе на внутреннем уровне. Поэтому предоставьте возможность малышу сделать новую монотипию, если готовый вариант его не устраивает.

ІІ этап. Конкретизация увиденного образа.

«Внимательно посмотри на полученный отпечаток, можешь покрутить его в руках. В твоей монотипии кто-то скрывается, что-то прячется. И только ты сможешь раскрыть эту тайну. Вглядись в цветные пятна и, как только увидишь и поймешь, на что они похожи, скажи мне об этом».

Предложите ребенку тонкой беличьей кистью уточнить увиденный образ, сделав несколько конкретизирующих линий или маленьких пятнышек.

ІІІ этап. Оформление в рамку.

Когда конкретизация образа будет завершена, подберите вместе со своим малышом подходящий по гамме цвет рамки. Можно использовать цветную бумагу или картон, а также репродукции из старых журналов. Лучше, чтобы форму для рамки ребенок придумал по своему усмотрению, и вырезал по своему усмотрению, и вырезал ее ножницами(или оторвал руками), и приклеил к монотипии.

Хочется отметить важность «одевания» своей работы в рамку. Рамка задает четкие контуры детской работы и является метафорой границ личности ребенка.

4 этап. Придумывание название.

«подумай, как ты хочешь назвать свою работу, а я помогу тебе ее подписать».

Родители на маленькой полоске бумаги белого цвета пишут фамилию, имя автора и название работы.

5 этап. Вывешивание на стену.

Предоставьте возможность своему ребенку выбрать любое место в комнате для монотипии. « медленно походи со своей работой по комнате, а когда почувствуешь, что какое-то место тебя притягивает, повесь туда свою монотипию с помощью скотча. Если тебе не достать самому, то я обязательно помогу».

Расположение монотипии на стене поможет родителям больше узнать о своем ребенке:

  1. Низкое – высокое размещение (самооценка);

  2. Обособление (самодостаточность);

  3. У двери (динамичность личности);

  4. У окна (значимость духовных аспектов);

  5. На окне (элемент недостаточности);

  6. Правостороннее (правое полушарие доминирует);

  7. Левостороннее (левое полушарие доминирует).

6 этап. Сочинение истории.

Предложите малышу удобно расположиться и еще раз внимательно рассмотреть свое произведение. «а теперь сочини, пожалуйста, какую – нибудь историю или сказку по своей монотипии. Я буду внимательно слушать». Запишите дословно за ребенком его историю, не перебивая и не задавая вопросов. Пусть ребенок полностью выскажется.

7 этап. Завершение работы.

Когда работа закончена, пусть ребенок расскажет о своем настроении и опишет свои чувства.

Листок с описанием истории обязательно подпишите (Ф. И. автора, называние работы, дата выполнения) и положите в особую папочку для детских работ.

Важное достоинство монотипии – быстрое преодоление тревоги и беспокойства и получение высокохудожественных работ.[кожохина-стр 94].

В изобразительном искусстве техникой (от гр.techne – искусство, мастерство)принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. В узком смысле слова понятие техника трактуется как результат работы художника специальными материалами и инструментами. Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Покозатель владение техникой рисование при этом – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

(д/в №10)

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить.

По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». (16)

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно, держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

Выводы по первой главе.

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни

ребенка значительно в большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяется две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.). (2. 281 – 291с.).

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Выявление уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

План опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения в студии «Акварелька» в изобразительной деятельности:

1. Рисование показать значимость и необходимость ее разрешения.

  1. Показать недостатки в обученности и воспитанности детей, которые надо устранить.

  2. Показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности детей.

  3. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты.

В теоретической части были рассмотрены условия и особенности развития творческого воображения.

В контексте данных исследований мы считаем, что обучение детей нетрадиционным техникам рисования при правильном педагогическом руководстве может реализовать творческие проявления детей старшего дошкольного возраста в реальных творческих продуктах и тем самым способствовать развитию творческого воображения.

Содержание опытно-экспериментальной работы связана с работой в изостудии «Акварелька» МДОУ «Солнышко», с. Мэйик Верхневилюйского улуса с детьми старшей группы. Изостудию мы набрали 8 детей старшего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте мы провели исследование творческого воображения детей. Для организации данной работы мы подобрали серию упражнений: 1. «нарисуй что - нибудь» методика Доценка Е. В.

2. изучение изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей – методика Скворцова В. О.

3.« Нарисуй на основе кругов, как можно больше различных предметов». Методика Комарова Т. С.

На основе анализа методической литературы мы отметили, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды рисования:

Первая методика « нарисуй что нибудь».

Ребенка дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об осоенностях воображения ребенка.

Оценка результатов.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8 – 9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что – то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональноеи красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5 – 7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3 – 4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0 – 2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

8 – 9 баллов – высокий.

5 – 7 баллов – средний.

3 – 4 балла – низкий.

0 – 2 балла – очень низкий. Е.В. доценка(45)с.

Баишев Руслан – придумал и нарисовал свою семью, которые работает на улице. Это рисунок проработана в среднем уровне

Васильев Радмир – нарисовал

Данилов Вильям – нарисовал очень простую машину, рисунок не оригинальное. На рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Рисунок оценивается низким.

Дмитриев Егор – нарисовал деревню, это рисунок несет себе явные элементы творческой фантазиины и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны в средне.

Егорова Сардана – нарисовала бабочку, бабочка не оригинальное, фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Рисунок оценивается средне.

Павлов Радамир - нарисовал

Семенова Маша – нарисовала

Тимофеева Карина – нарисовала посуду, тарелку, чашку, ковшика, стакан. Карина так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Фамилия имя ребенка

Возраст

Балл

1.

Баишев Руслан

5 лет

5 – 7

2.

Васильев Радмир

5 лет

5 – 7

3.

Данилов Вильям

5 лет

3 – 4

4.

Дмитриев Егор

5 лет

5 – 7

5.

Егорова Сардана

5 лет

5 – 7

6.

Павлов Радамир

5 лет

3 – 4

7.

Семенова Маша

5 лет

3 – 4

8.

Тимофеева Карина

5 лет

2

диаграмма

Вторая методика «Изучение изобразительной деятельности,

Воображения и самооценки на материале рисования по замыслу».

Материал: оборудование для рисования.

Ход исследования: ребенку говорят: «нарисуй какую хочешь картинку. Если твоя картинка получится хорошо, то я возьму ее на выставку». После окончания рисования ребенка спрашивают: «расскажи, что ты нарисовал? Как ты считаешь, твоя картинка получилась хорошо, не все получилось? Почему ты так думаешь? Можно ли твою картинку взять на выставку? Почему?».

Особенности самооценки:

  1. как ребенок оценивает свой рисунок: положительно, отрицательно, дифференцированно («получилось хорошо, но не все») или не может оценить?

  2. мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает: качество («аккуратно получилось», «стенки ровные»); содержание рисунка («у меня дом нарисован»).

  3. разработать перспективный план развития воображения в процессе рисования для группы.

После объяснения дети спокойно сидели и нарисовали. После окончания рисования рассказывали свою рисунки.

  1. Баишев Руслан – картина называется «детский сад». Руслан оценивают свой рисунок положительным, качеству откуратным.

  2. Васильев Радмир – картина называется «мой дом».

  3. Данилов Вильям – картина называется «моя машина».

  4. Дмитриев Егор – картина называется «моя семья».

  5. Егорова Сардана – картина называется «я с мамой пришла, в детском саду».

  6. Павлов Радомир – картина называется «лето».

7. Семенова Маша - картина называется «мой детский сад».

8. Тимофеева Карина – картина называется «моя семья».

На третьем этапе« Нарисуй на основе кругов, как можно больше различных предметов».

Цель: учить детей создавать целостный образ на основе геометрических форм.

Оборудования: листы бумаги с нарисованными на них кругами.

Инструкция: детям предлагается листы бумаги с нарисованными на них кругами. Каждую из фигур превратите в различные изображения.

С целью выявления результатов опытно - экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста нами было проведено следующие диагностические обследование.

Всем детям старшей группе было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины. Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их

Выполнение этого задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5,то оценка была 5, и т.д. все баллы суммировались. Общее баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трех бальной системе. Оценка «3» - высокий уровень – ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка – «2» - средний уровень – ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимся в жизни предметами (шарик, мяч и т.п.). оценка «1» - низкий балл ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивалась не только оригинальность образного решения, но качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывалось общее количество баллов, полученное

детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество

детей в ней).

Детям старшей группе было предложено задание на дорисовывание шести кругов: ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины.

Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их. После объяснения Баишев Руслан – рисовал 6 кругов. Солнце, мяча разного цвета, красный шар, апельсин, цветы, яблоко.

Васильев Радмир – рисовал 6 кругов, яблоко, мордочку, рыбу, мяч, цветы, тарелку. Данилов Вильям – рисовал 5 кругов, солнце, яблоко, апельсин, мяч, рыбу.

Дмитриев Егор – рисовал 5 кругов, яблоко, солнце, 2 мяча синего и красного цвета, шар зеленого цвета.

Егорова Сардана – рисовала 5 кругов, тарелку, шар, цветы, яблоку, солнце,

Павлов Радамир – рисовал 4 кругов, 2 шара красного и зеленого цвета, мяч, солнце.

Семенова Маша – рисовал 5 кругов, яблоко, апельсин, солнце, ромашку, мяч.

Тимофеева Карина – рисовала 3 кругов и эти три круга разноцветного шара.

Карина сказала что не умеет рисовать поэтому раскрасила и назвала шаром.

п/п

Имя ребенка

продуктивность

оригинальность

качество

Общее количество баллов

1

Руслан Б.

6

3

2

11

2

Радмир В.

6

2

2

10

3

Вильям Д.

5

3

2

10

4

Егор Д.

5

2

2

9

5

Сардана Е.

5

2

3

10

6

Радомир П.

4

1

2

7

7

Маша С.

5

2

2

9

8

Карина Т.

3

1

1

5

Итого баллов по критериям

39

16

16

75

Диаграмма

Получили следующие результаты:

Результаты первой методики «Дорисуй фигуру» следующие

Результаты второй методики изучение изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей – методика ……

Результаты третьей методики « Нарисуй на основе кругов, как можно больше различных предметов». Методика Комарова Т. С.

Общий результат

 

Первая методика «Дорисуй фигуру»

Вторая методика изучение изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей – методика …

Третья методика

«Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов»

Общий балл

1.

Баишев Руслан

   

11

 

2.

Василев Руслан

   

10

 

3.

Данилов Вильям

   

10

 

4.

Дмитриев Егор

   

9

 

5.

Егорова Сардана

   

10

 

6.

Павлов Радамир

   

7

 

7.

Семенова Маша

   

9

 

8.

Тимофеева Карина

   

5

 
           

Формирующий эксперимент педагогическая работа по развитию творческого воображения в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования детей старшего дошкольного возраста была проведена следующим образом.

Детей обучали таким нетрадиционным техникам рисования как ……..

Этапы работы:

1. предварительная работа

2. Занятия

3. Обобщающее занятие

Занятия проводили в форме игровых (тематических, комплексных….) занятий:

Были использованы такие материалы как акварель гуашь кисточка альбомный лист.

На занятиях мы использовали такие игровые приёмы

Упражнения…………..

Методы………….

Задания………..

которые способствовали развитию творческого воображения детей.

После формирующего эксперимента мы провели контролирующий эксперимент.

Первую методику : «Дорисуй фигуру» мы оценили по следующим критериям:

Вторую методику изучение изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей – методика ……оценили по следующим критериям:

Третью методику оценили по следующим критериям:

Получили следующие результаты:

Результаты первой методики «Дорисуй фигуру» следующие

Результаты второй методики изучение изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей – методика ……

Результаты третьей методики ……. Следующие

Общий результат

Вывод второй главы

 

Первая методика : «Дорисуй фигуру»

Вторая методика изучение изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей – методика …

Третья методика

«Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов»

Общий балл

1.

Баишев Руслан

       

2.

Василев Руслан

       

3.

Данилов Вильям

       

4.

Дмитриев Егор

       

5.

Егорова Сардана

       

6.

Павлов Радамир

       

7.

Семенова Маша

       

8.

Тимофеева Карина

       
           

Заключение теоретической части……………..

Заключение практической части………….

Гипотеза подтверждена или нет…………….

2.2. Педагогическая работа по развитию творческого воображения в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования детей старшего дошкольного возраста.

Мы работы формированию творческого воображения по средством нетрадицонных рисование мы проводили по трем блокам

  1.  
    1. на организованных занятиях;

    2. во время совместной деятельностей воспитателя с детьми.

    3. во время самостоятельной деятельности детей

    4. Мы предъявляем следующие критерии.

  2. Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;

  3. Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. п.);

  4. Развивать ручную умелость

  5. Соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.

Нами были планированы занятии.

дата

Тема

Программное содержание

Материал

Предварительная работа

 

«листья желтые кружатся»

Вызывать у детей эмоциональное отношения к явлением природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Продолжить с методом печатания листьями. Закрепление детей знаний о тепловой, цветовой гамме.

Бледно голубой лист бумаги с нарисованным контурам дерева, гуашь, кисть, вода.

Метод: печатка.

Рассматривание репродукций разных художников. Чтение стихотворений об осени.

 

«это вспыхнул перед нами, яркий праздничный салют»

Побуждать детей отражать свои впечатления, полученный от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, к родному городу.учить передавать образ праздника: разнообразным цветосочетанием и расположением ярких пятен создовать образ праздничного салюта в вечернем небе.

Рисунки детей с изображением вечерного города, краски,кисти, зубная щетка, панорама – вечерного города на бумаге тёмно – синего цвета – образец (рисунки и панорамавыполнены в верхней части согнутого пополам листа, бумаги). Техника рисования: монотипие, набрызг, печатки резной формы (звездочки, круги, снежинки, цветы).

Чтение «разноцветной книги» С. Маршак с иллюстрациями В. Лебедева. Просмотр видео записи «С днем рождения, любимый город», наблюдения салюта.

 

Заколдованные фигуры”.

развивать воображение детей, побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получить предметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительных материалов.

Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур, нарисованных фломастером.

 
 

Сегодня мы - волшебники”.

.

познакомить с кляксографией, развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.

 
 

Животные, которых я сам придумал”.

: учить самостоятельно, выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.

черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20х20 см), простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.

 
 

"Волшебные звери".

познакомить с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.

 
 

«Золотая осень»

развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой природы.

у каждого ребенка – лист бумаги, кисть, салфетка, акварель, вода, нить, кусочек целлофана, фартук. Музыка: Чайковского «Времена года».

рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», Е. Волкова «Октябрь»; заучивание стихотворений А.Кушнера «Что я узнал?», З.Федоровской «Осень».

Организованные занятия мы по следующему плану тематическим планам.

При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы:

1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала;

2) неограниченность временными рамками;

3) положительное принятие результата работы.

1. Рисование в технике “монотипия”.

Монотипия предмета.

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображение: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричное). После рисование каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается по полам для получение отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисование нескольких украшений.

"Волшебные звери".

Программные задачи: познакомить с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.

Ход занятия:

Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку с использованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о животных. Здесь могут быть выполненные аппликации животных.

Педагог: "У нас в гостях - животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказках животные умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды, ходить на двух лапах. А в жизни животные не говорят, а издают разные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, а другие угадывают). Животных можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебный, таинственный зверь. Как может такой зверь называться? Например, Котозверь, или Барсокрыс. Придумайте и своих волшебных зверей. А помогут нам кляксы". Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматривает монотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно. Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение. Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.

В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать о своем звере, как его зовут, какие у него повадки, что он любит делать…

Рисование пальчиками.

Возраст: 5 лет

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: 5лет

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Свеча и акварель.

Возраст: от 5 лет.

Средство выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Отпечатки листьев.

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получение изображение: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получение от печатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование в технике “кляксография”.

Заколдованные фигуры”.

Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получить предметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительных материалов. Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур, нарисованных фломастером.

Ход занятия:

Педагог раскладывает листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы: например, от чудесного домика, который стоял на опушке красивого леса, остался лишь маленький треугольник, и т. п.

Получив согласие детей “расколдовать” картинки, педагог предлагает каждому выбрать ту, при работе с которой он сможет справиться с “колдовскими чарами” и восстановить те предметы, которые были заколдованы.

Дети по-разному реагируют на геометрические формы. Воображение одних детей будит круг (ассоциируется с часами, мячом, капустой, тарелкой). Для других ближе треугольник (крыша дома, собачья будка, шапочка и т.д.). Третьих привлекает овал (яйцо, камень, картофель). Поэтому необходимо предоставить детям возможность свободного выбора формы. В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т. п.).

Расколдуем фигуры”.

Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать их устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами и путем дорисовки получать цельное изображение.

Материал: листы бумаги с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитры, значки из картона на каждого ребенка.

Ход занятия:

На столе раскладываются все листы с наклеенными на них геометрическими формами. Затем педагог рассказывает о том, “что злой волшебник пошел на новую хитрость и заколдовал различные предметы в цветные геометрические формы”. Теперь стало гораздо труднее что-либо распознать в них. Но он надеется, что и сейчас дети не растеряются и «расколдуют» предметы, дорисовав их. Благодаря этому по их картинкам всем сразу станет понятно, какие предметы были «заколдованы». Затем педагог предоставляет возможность каждому ребенку на основе возникших у него ассоциаций выбрать листок с теми или иными геометрическими формами и дорисовать их до получения предметной или сюжетной картинки. В конце занятия каждый ребенок награждается значком «Волшебник II степени».

Волшебные картинки“.

Программные задачи: продолжать формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений окружающей действительности, побуждать устанавливать сходство между кусочками ткани абстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение, стремиться к передаче цветовых оттенков.

Материал: цветные карандаши, листы бумаги с наклеенными кусочками ткани абстрактной формы.

Ход занятия:

Педагог напоминает о прошлых успехах детей в расколдовывании картинок и предлагает юным волшебникам выполнить новое, очень трудное задание – рассмотреть все листы с кусочками ткани, выбрать тот, в котором каждый узнает какой-либо предмет и расколдовать его, дорисовав полностью.

После того, как все выполнят задание, педагог обращает внимание на цветовое решение картинки в зависимости от освещения. Если ребенок изобразил солнышко, то цвет всех переданных предметов должен стать ярче, выразительнее, т.е. надо к основному тону добавить светлый оттенок. При этом не следует перерисовывать картину, а просто к одному, например, зеленому цвету травы добавить светлый оттенок того же цвета. Если на картине изображен пасмурный день, то к основному цвету мы добавляем темный оттенок. По окончании работы педагог предлагает детям украсить свои работы красивыми рамками. Для этого рисунки наклеиваются на лист бумаги большего формата или к основному листу приклеиваются полоски бумаги.

В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т.п.).

Сегодня мы - волшебники”.

Программные задачи: познакомить с кляксографией, развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы – волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

- Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черный котенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же “вытянет” рожки или ножки.

- Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус…

Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или что вы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?”

Животные, которых я сам придумал”. Программные задачи: учить самостоятельно, выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.

Материал: черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20х20 см), простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: “Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса, да и только – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: “Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное”. У кляксы появились лапки, хвост (рисует). “Мы живем в волшебной стране, а еще там живут ладошки” – сказала клякса.

- Ладошки? – удивилась Катя.

- Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (показывает). А теперь дорисуем ей ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать?- спросила Катя.

- А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала”.

Дети рассматривают педагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных, на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.

Листья желтые кружатся.

Цель: вызывать у детей эмоциональное отношения к явлением природы. Учить любоваться листьями, относится к ним бережно. Продолжать знакомить методом печатания «листьями».закрепления знаниями о тепловой, цветовой гамме.

Материал: бледно голубой лист бумаги, акварель, гуашь кисть, вода листья, салфетка.

Предварительная работа: прогулка в осеннем лесу, рассматривание репродукция разных художников, чтение стихотворений об осени, игра «Что после чего?». (Времена года).

Ход занятия:

- какое сейчас время года? (осень)

- ребята вы любите осень? (любим)

- за что вы любите осень? (осень красиво, деревья разного цвета, много листьев на земле, можно прошуршать, поиграть т.д.)

Падают падают листья

В нашем лесу листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

- У нас в группе тоже есть красивый букет из листьев, который мы собрали в лесу (дети любуются).

-возьмите себе тот листик, который вам больше всего понравился. (дети выбирают, любуются, рассказывают о своем листке).

- хотите нарисовать картину об осени? (хотим).

- нарисуйте деревья, а листья нарисуем методом печатания листьями (дети рисуют каждый свою картину)

- молодцы! Красивые деревья у вас получились. (ч.с -59стр.)

2.3. Анализ результатов

Рисование в технике “кляксография”. Для работы детям был предоставлен готовый стимульный материал, так как дети негативно отнеслись к предложению самим нарисовать кляксы. Дети сами выбирали стимульный материал из предложенного (заготовки абстрактной формы из пластилина, кусочков ткани, нарисованные краской). Из предложенного изобразительного материала для выполнения задания все дети выбрали фломастеры, мотивируя свой выбор тем, что они более яркие, чем карандаши, и ими легче рисовать, чем красками.

Большинство работ не отличаются оригинальностью, к образу дети добавляли лишь наиболее существенные детали, но в тоже время большое внимание уделяли созданию сюжета рисунка. С заданием самостоятельно справились все дети, не только дорисовав пятно до определенного образа, но и, добавляя новые образы, представив в рисунках развернутую предметную среду.

Рисование в технике “монотипия”. Дети сами справились с техникой выполнения монотипии. Тимофеева Карина выполняла работу ею же предложенным способом – сочетая ее с техникой “кляксография”: разбрызгивая цветные пятна краски по обеим половинкам листа и затем складывая их. Вторая часть работы вызвала больше затруднений: дети могли дать название своим рисункам, сказать, какой образ они в нем видят, но дорисовывать либо отказывались, либо приступали к работе только после обсуждения с педагогом того, что они хотят изобразить.

Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступали к выполнению задания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо проводить в системе.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного исследования нами было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Одно из наших задач нашей системы занятий нетрадиционной техники изображения заключалось в том, что бы научить детей свободному отражению окружающего , выражению своего отношения к изображенному, выражению своего отношения к изображенному, развить детское художественно – творческие способности, научить их создавать изображения по замыслу.

И мы считаем, что добились своего. Дети самостоятельно задумывают содержания изображения в соответствии имеющимся у них умениями об окружающей жизни. Таким образом, нетрадиционная техника изображения направляет творческую активность, организуют работу воображения ребенка.

Просмотров работы: 78746