Актуальность.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря ( не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности. Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логостеп – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Логостеп определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».
Виды упражнений логостепа:
ходьба, прыжки;
упражнения на развитие дыхания, голоса;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание и память;
счетные упражнения;
упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Развитие речи и движений взаимосвязано напрямую.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки. В свою очередь, формирование движений происходит при активном участии речи. Учет этого факта особенно важен при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Так, выполнение дошкольниками упражнений под музыку с проговариванием при этом незатейливых стихотворных строчек позволит шаг за шагом достичь целей коррекционно-развивающей работы.
Не секрет, что в движении - жизнь, в нем заложено не только здоровье, но и огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. у дошкольников, имеющих речевые нарушения, зачастую наблюдаются изменения в психофизическом развитии. Для таких детей характерны общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, недостаточно развитое чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Все это требует специальной работы с нарушениями в двигательной сфере. Скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность дошкольников становится возможным благодаря применению новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии.
По мнению специалистов, степ-платформа в комплексе с другими закаливающими и укрепляющими мероприятиями дает очень хороший эффект. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию с использованием степа способствует:
формированию осанки, костно-мышечного корсета;
развитию подвижности в суставах;
укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
развитию координации движений;
тренировке равновесия;
формированию умения ритмически и согласованно выполнять простые движения.
Суть логостепа состоит в триединстве воздействия движения, музыки и слова на развитие ребенка. Компонент "движение" включает в себя общеразвивающие упражнения, элементы спортивных танцев, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику. "Музыка"доступна восприятию и способствует воспроизведению с помощью движений ее характера и ритма. Компонент "слово" подразумевает использование стихотворной формы сюжета, правильное произношение лексических единиц, различные операции по словоизменению и словообразованию.
Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.
Логостеп - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта:
развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов логостепа.
Задачи:
Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование элементов логостепа.
Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
Преодолеть речевой негативизм.
Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования элементов логостепа.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
Проверить эффективность влияния элементов логостепа на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Участниками проекта являются:
дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
педагоги;
родители.
Тип проекта – долгосрочный.
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логостеп - интегрированная система компонентов «слово», «движение», «музыка» в сотрудничестве педагогов и родителей; мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Практическая значимость.
Работа над проектом будет вестись на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.
Содержание работы
В рамках оздоровительного и коррекционного направлений деятельности специалисты МБДОУ ЦРР детский сад «Туллукчаан» разработали речедвигательную гимнастику использованием степов. Степ-платформы, которые представляют собой ступеньки высотой не более 8 см, шириной 25 см и длиной 40 см, обтянутые мягким дерматином.
Суть речедвигательной гимнастики состоит в триединстве воздействия движения, музыки и слова на развитие ребенка. Компонент "движение" включает в себя общеразвивающие упражнения, элементы спортивных танцев, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику. "Музыка"доступна восприятию и способствует воспроизведению с помощью движений ее характера и ритма. Компонент "слово" подразумевает использование стихотворной формы сюжета, правильное произношение лексических единиц, различные операции по словоизменению и словообразованию.
Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.
Речедвигательная гимнастика состоит из трех комплексов для разных возрастных групп: средней, старшей и подготовительной ("Ножки", "Словечко" и "Волна" для детей 4, 5 и б лет соответственно). По содержанию она включает в себя элементы степаэробики, пластико-ритмической гимнастики, которые сопровождаются словом, что важно в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Гимнастика позволяет четко, ритмично, в определенном темпе выполнять движения по показу и на основе словесного описания, координировать шаг и слово, развивать умение владеть своим телом и речевым дыханием. Наличие в ней танцевальных элементов способствует повышению функциональных способностей детского организма.
Комплексы речедвигательной гимнастики, в свою очередь, также состоят из трех частей. Подготовительная часть - это разминка, включающая в себя базовые шаги и упражнения для растягивания мышц конечностей, повороты и наклоны туловища со сгибанием и прогибанием спины. Дети четырех лет во время разминки учатся шагать согласно инструкции.
Основная часть предусматривает выполнение ритмического рисунка шагов со словом (четверостишием, чистоговоркой, поговоркой), а также спортивного танца с использованием степов. Речевой материал подбирается в соответствии с темой комплекса и музыкой. Движения спортивного танца разрабатываются с учетом возрастных возможностей детей.
В релаксационную часть входят упражнения, способствующие развитию образности движений детей, в музыкальном, визуальном и словесном сопровождении. Это упражнения на растягивание, гибкость, выполняемые в положениях лежа, сидя, стоя.
Работа по одному комплексу проводится в три этапа. В октябре - ноябре педагоги разучивают с детьми слова, шаги и движения. На втором этапе в декабре январе отрабатываются танцевальные движения на степах под музыку. В феврале - марте организуется работа над синхронностью выполнения движений.
В апреле после освоения детьми комплекса речедвигательной гимнастики педагоги ДОУ проводят показательные выступления на праздниках День здоровья, День открытых дверей, гостевых встречах.
Комплексы речедвигательной гимнастики с использованием степов проводятся с группой или подгруппой детей (4-6 лет) в физкультурном зале раз в неделю по 20-25 мин. Затем дошкольники принимают участие в играх. Ритмичность и темп подбираемой музыки зависят от физических и возрастных особенностей детей, а также от темы комплекса. Каждый специалист (инструктор по физической культуре, учитель- логопед) в соответствии со своей профессиональной направленностью создает условия для организации и проведения комплекса.
В качестве примера в приложении 1 представлен один из комплексов речедвигательной гимнастики "Ножки" с использованием степов. Исходя из возможностей детей его можно видоизменять или усложнять, используя гантели, мячи, палки, "султанчики" и т. д.
Методы и приемы:
Организационные;
Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
Словесные (убеждение, беседа, объяснение, художественное слово);
Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
Логические;
Мотивационные (убеждение, похвала).
Этапы реализации проекта
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
|
Подготовительный |
Начальный |
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. |
|
Основной |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Работа с информацией. Синтез и анализ идей. |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Работа над проектом, его оформление. |
|
Заключительный |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) |
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке |
Защита проекта |
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. |
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Проект будет реализован в три этапа.
I.Подготовительный:
определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; изучение научно – методической литературы по данной проблеме; создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
II. Основной.
1. Содержание деятельности логопеда:
проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;
составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;
проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логостепа;
консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;
проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
2. Содержание деятельности воспитателей:
проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
закрепление изученного материала.
3.Содержание деятельности инструктора физвоспитани и музыкального руководителя:
составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;
разучивание музыкально ритмических движений на платформе степ
проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
4. Содержание деятельности родителей:
участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;
проведение упражнений, речевых подвижных игр в домашних условиях.
III. Заключительный:
проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;
подведение итогов реализации проекта;
презентация проекта.
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.
3.Степ-платформы
Методическое обеспечение:
1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборник упражнений на степ-платформе
4. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
Предполагаемые результаты.
Проект будет способствовать:
1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
2. Преодолению речевого негативизма.
3. Активизации словарного запаса детей.
4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
6.Укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
7. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
8.Развитию личности в целом.
Критерии оценки предполагаемых результатов
Для отслеживания результатов применения речедвигательной гимнастики специалистами ДОУ была разработана диагностическая таблица, отражающая в баллах (от О до З) динамику показателей по дыханию, ритмичности и координации до и после внедрения комплекса на начало и конец учебного года (приложение 2).
Диагностическое наблюдение осуществляется за каждым ребенком индивидуально по следующей схеме. Учитель-логопед предлагает дошкольнику прочесть знакомое (ранее заученное) четверостишие и внимательно следит за речевым вдохом и выдохом. Наивысший балл начисляется, если в процессе чтения ребенок делает от двух до четырех вдохов, 2 балла - в случае сбоя дыхания в конце четверостишия, 1 балл - если ребенок читает в ускоренном темпе, учащенно дышит и О баллов - за многочисленные запинки и паузы.
Инструктор по физической культуре показывает четыре ритмических рисунка, которые ребенку нужно повторить хлопками и притопами. Высший балл ставится за выполнение всех ритмических рисунков руками и ногами, 2 балла - за выполнение трех, 1 балл - за один-два ритмических рисунка, О баллов за невыполнение ритмических рисунков.
Затем учитель-логопед показывает движения на степе, сопровождая их стихотворным текстом (знакомым ребенку или заранее разученным). Три балла ставится за скоординированность шага и слова, 2 балла - если дошкольник продемонстрировал менее трех несовпадений шага и слова, 1 балл - более трех несовпадений, за нескоординированность всех шагов и слов ребенок не заслуживает баллов.
Последнее упражнение проходит под музыку: ребенок выполняет произвольный рисунок движений на степе согласно темпу и ритму музыки в течение одной минуты. Оцениваются действия дошкольника в аналогичном порядке. 3а скоординированность движений и музыки ставится 3 балла, за нарушение ритма и темпа музыки: от одного до трех раз - 2 балла, оттрехдо пяти раз - 1 балл, и за нескоординированность движений и музыки ребенок не заслуживает баллов. Показатели каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу.
Итогом работы является гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в речевом общении и сенсорных представлениях, движениях детей, успешная адаптация детей к условиям детского сада.