ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Григорьева У.Ю. 1, Андреева Л.Д. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Творческая деятельность дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблемой развития творческих способностей детей вызывала огромный интерес людей во все времена. Сегодня в мире накоплен достаточный включения художественной деятельности в процесс воспитания детей дошкольного возраста. О необходимости предоставления детям возможности творить, писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие не менее знаменитые педагоги новаторы. [4] Разумеется, в повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой. В понимании детского творчества и подходе к развитию способностей можно выделить два противоположных направления. Сторонники первого считают источниками творчества внутренние импульсы, стремление человека выразить свои мысли и настроение. Отсюда вытекает требование не вмешиваться в этот процесс, не мешать самовыражению, не учить способам изображения, потому что ребенок якобы найдет их сам. Другое направление исходит от понимания потребности человека в изобразительной деятельности как способе отражения впечатлений, полученных от окружающей жизни, и выражения своего отношения к ним. Для того чтобы ребенок мог создать адекватное изображение предмета, удовлетворяющее его, необходимо помочь ему овладеть способами изображения. Исходя, из этого мы выбрали проблему развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Актуальность: мы считаем, что эта проблема является актуальной и в наше время, так как приобретенные навыки и умения в изобразительной деятельности, позволяют свободно изображать окружающую жизнь, важным средством развития детского творчества является изобразительное искусство.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: изобразительная деятельность детей в дошкольном возрасте как средств развития творческих способностей.

Цель: разработать комплекс занятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, эмоционально – эстетическое восприятие, стимулировать исследовательские действия.

В ходе работы мы ставим следующие задачи:

  1. Выявить основные компоненты творческих навыков на основе анализа методической литературы.

  2. Определить условия благоприятные для развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности.

  3. Выявление форм, методов и приемов развития творческих навыков средствами изобразительной деятельности на основе анализа и обобщения передового опыта.

Методологической основой является изучение трудов выдающихся педагогов – новаторов Я.А Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Лилов, Н.П. Сакулина, В.Н. Шацкая.

Практическая значимость: изучив, проблему в дальнейшем планируется, разработать практические рекомендации по данной теме. Наша работа должна оказать методическую помощь воспитателям при проведении занятий по изобразительной деятельности.

Методы исследования: занятия по изобразительной деятельности, выставки, конкурсы. Тесты, наблюдения, диагностики, анкетирования, беседы с родителями.

Этапы исследования проводились в три этапа:

1 этап (2007 г) подготовительный

- изучение и анализ трудов педагогов, психологов, философов, по вопросам развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности. Разработано содержание опытно – экспериментальной работы с детьми средней группы.

2 этап (2008 г) формирующий

- была развернута опытно –экспериментальная работа, систематизированы и оформлены полученные данные, организована практическая педагогическая работа с детьми и проведен анализ ее результатов.

3 этап (2008-2009гг) заключительный

- обобщение материалов исследования, формулировка выводов, выработка методических рекомендаций с целью повышения уровня педагогической методики и профессионального мастерства практических работников ДОУ.

Опытно-экспериментальной базой является детский сад «Дуораанчык» Амгино - Нахаринского наслега Амгинского улуса.

Структура исследования курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изобразительного творчества детей дошкольного возраста

  1.  
    1. Изобразительное творчество детей

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и школе. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективного нового, ранее не создаваемого произведения. Что представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков, умений и другое) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, придумывая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость. Исследовательница детского творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда ». [11]

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

В.Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания, скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей» [15]

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к нарисованному». [14]

Творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения. Формирования этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, как показывает многолетний опыт и исследование ученых и педагогов, может начинаться в дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Рассмотрим, как можно формировать у дошкольников первую черту творчества. Знакомя детей с предметами, объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами.

Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и т.д.) в рисунке, лепке, аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы. Овладение способами рисования линий разного характера (сплошной, слитный, волнистый, пунктирный, тонкий, толстый и т.д.) позволяет использовать их ребенку при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Таким образом, приобретая знания и умения в изобразительной деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения.

Вторая черта творчества – видении новой функции предмета (объекта) – как будто выделена самой природой ребенка. Она заложена в использовании детьми в игре предметов – заместителей. Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способности к альтернативным решениям нужно и можно. Как показывают исследования, для этого необходимо так планировать занятия по изобразительной деятельности, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были, вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся. Например, объектом изображения детьми окружающего мира часто является природа (разнообразие предметов и явлений в разные времена года). Дети по своему выбору или по предложению воспитателя рисуют деревья, цветы, животных, приобретая и закрепляя навыки и умения. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей. Изображение объектов и явлений природы продолжается в последующих возрастных группах в разных видах изобразительной деятельности. Это позволяет сформировать у детей представление о том, что один и тот же предмет модно изображать по-разному, закрепить навыки и умения вариативного изображения. Все это способствует развитию творчества.

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». [12] Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутренней потребностью ребенка.

  1.  
    1. Изобразительная деятельность в развитии психических процессов

Систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потребность. У многих детей ее не наблюдается, хотя при организованном вовлечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно, возникает большая педагогическая проблема найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять». Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложится разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Психологи отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчетливость восприятия у малышей. Для маленького художника весьма важно, чтобы зрители узнали нарисованное. Поэтому он должен представить все основные свойства предмета (или явления), который он хочет изобразить.

Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы во время проведения дидактических и других игр, направляя восприятие ребенка на те или иные свойства и качества объектов (явлений). Процесс восприятия должен включать анализ. Выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества (гладкий, шероховатый, пушистый, колючий, теплый, холодный) и т.д. Педагогу следует учить детей сравнивать предметы, обращать внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять их, например, по признаку формы (мячик, колечко, серединка цветка - круглые). Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, уподоблением, синтезом, обобщением. Вышеописанная работа способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень изобразительной деятельности.

Далеко не все дети приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего мира. У большинства он фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую просто бедный. Следовательно, его нужно развивать.

Для того чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, педагог должен обладать способностью эстетического видения. В связи с этим В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением мира». [7]

Дети не просто смотрят на объект, а узнают и выделяют его свойства, форму, строение, цвет и т.д. Они должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изобразить, к сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта и помочь им должен педагог, иначе понятие «красивое» не приобретает в глазах ребенка конкретного смысла, останется формальным. Для того чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен уметь чувствовать, видеть красоту в жизни. Это качество надо развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца, обратите внимание на то, как набухают почки на деревьях, кустах и как постепенно распускаются, опушая их листвой («деревья пухом зеленеют»).

Объекты для наблюдения в целях расширения представлений детей о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом бабочки, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья.

Образное эстетическое восприятие детей качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Первое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, что вступление в новую стадию мышления не означает изживание предшествующей фразы. Прежнее мышление сохраняется у ребенка, помогает развитию мыслительных процессов нового этапа и служит основой для формирования разнообразных действий и способностей. Более того, специалисты считают, что наглядно образное мышление необходимо не только для изобразительной деятельности малыша. Оно потребуется и при последующем обучении в школе, и для творческой деятельности человека любой профессии. В подтверждение этого приведем выдержку из рекомендаций в адрес школьного психолога. «Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но значительно позднее (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются в этой сфере проблемы, то их надо постараться как можно скорее компенсировать».

Психологи подчеркивают, что для развития образных представлений и образного мышления, большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей в детском саду, как изобразительная и конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, как успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой – изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представления и мышления. Для успешного освоения у ребенка следует формировать такие качества, как: трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата. Творчество как деятельность детей представляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Из этого определения вытекает вопрос, соответствует ли этим показателям детские рисунки? Основное внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, некоторые необходимы для успешного овладения развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности. Общими процессами являются: восприятие, образное представление и мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально положительное отношение к ней, память и внимание.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или взрослым.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если воспитатель называет тему, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. Но, большие возможности появляются, когда рисунок создается по замыслу.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных рисунков должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.

В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов их действия для дальнейшего их осуществления. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.

В теории и практике педагогики эти пути часто противопоставлялись и исключали друг друга или же рассматривались изолированно.

Одна из главных особенностей развития детского творчества рассматривает во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развития самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащение их представления об окружающем, развития воображения. Важное условие для развития творческих навыков – овладение навыками и умениями, усвоения знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях.

  1.  
    1. Педагогические условия развития творческих способностей детей

Все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности было интересно. Анализ литератур, и педагогический опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы – вот что помогает не допустить в формировании творческих навыков посредством изобразительной деятельности, однообразие и скуку, обеспечивает живность и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы педагог, всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить ранее усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостные удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Все виды художественной деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем, мы педагоги, часто сталкиваемся с этим. (Дерево рисуется снизу вверх, потому что, оно растет так. А домик вот так.) А случится, если сделать по – другому? Жесткие, «единственно правильные» правила сковывают инициативу ребенка и педагога, лишают их проявлять творчество. Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно –творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические условия. Без этого успех невозможен. Однако, зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель диктует детям, сколько предметов в сюжетом изображении они должны передать. Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с заданием, не успеют завершить работу в срок. Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только поощряет внесение ребенка дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Некоторые воспитатели сознательно ограничивают изображение одним предметом, иначе, по мнению таких педагогов, получится не предметное, а сюжетное рисование. Но ведь ребенку совершенно неважно, предметный у него рисунок или сюжетный. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.

Ясно, что творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны.

Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству, у большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирование художественно – творческих способностей детей необходимы определенные условия.

  • Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка. Позволяет создавать атмосферу эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.

  • Составляющая образовательной должна быть интереса для детей, это использование разнообразных методов и приемов.

  • В детском саду необходимо создавать художественно – эстетическую среду, при этом в оформлении активное участие принимают дети, систематически организовывать выставки.

  • Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы ситуации.

  • Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы представляемые детям.

  • Педагог должен исключить из занятий излишний дидактизм, навязывание своего представление о решении образа, сюжета.

  • Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Следует создавать творческую доброжелательную атмосферу.

  • На каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатом у родителей.

  • Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку.

Детское творчество – первоначальная ступень развитию творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Вспомним черты детского словесного творчества, подмеченные К.И. Чуковским, или обаятельные рисунки на выставках, восхищающие даже искушенных зрителей. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве, ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое – о себе.

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

2.1. Диагностика творческих способностей детей на констатирующем этапе.

Для подтверждения теоретических выводов, а также по проверке гипотезы нами была проведена работа по проблеме «Развитие творческих навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Работа началась с 2007 года, в опытно – экспериментальной работе участвовало 24 ребенка, дети средней группы. Провели мониторинг по диагностике Комаровой, составили план на год и вели работу по данному плану. На начальной диагностике видно, что преобладает средний уровень, высокий уровень находится почти на одном уровне с низким показателем. Исходя из вышесказанного, на основе анализа поставлены следующие задачи при проведении констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы:

  1. Выявить методы и приемы по формированию творческих навыков посредством изобразительной деятельности.

  2. Разработать комплекс занятий по развитию творческих навыков посредством изобразительной деятельности, используя не только традиционные методы, но и нетрадиционную форму рисования.

Исходя из задач констатирующего этапа исследования были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы с родителями, анализ детских работ, посещение детей тестирований. В начале нашего исследования с детьми был проведен тест «Нарисуй в кружочке»(НВК) по методу Бернса с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравиться, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его содержание, смешивание красок, а также фиксировать последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  • что нарисовано на рисунке;

  • какими цветами можно изобразить нарисованное;

  • что он хотел показать в рисунке.

В системе количественной оценки НВК учитывается формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображение, представленные в рисунке, а также фантазия, используемые цвета в рисунке.

При интерпретации НВК основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной);

  • анализ особенностей рисунка;

  • анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

После проведения теста, мы узнали, что большинство детей пользуются основными цветами, в рисунке изображают только предметы и фигуры в действительности.

Диагностика детей на констатирующем этапе, видно, что преобладает средний уровень, высокий уровень находится на критическом уровне почти на равне с низким уровнем.

2 этап (2008 г) на формирующем этапе работы была развернута опытно-экспериментальная работа, систематизированы и оформлены полученные данные, организована практическая работа с детьми и проведен анализ результатов. Результаты отслеживания привели к выводу, что технические навыки, передача образа, творчество повысились. По результатам диагностики видно, что средний и высокий уровень находятся на одном уровне. В ходе работы привлекли родителей, провели беседы, консультации, соревнования.

Проведение соревнования для детей и родителей «Я и моя мама»

Цель:

  1. Заинтересовать родителей в проведении соревнования.

  2. Получить радость от совместного творчества, взаимопомощь, взаимодействия, поддержка и общение во время соревнования.

Предварительная работа: написание сценария, изготовление эмблем.

Материал: ватман, фломастер, краски, цветная бумага, карандаши, призы, магнитофон.

Ход: разделились на две команды. Присутствовало 12 родителей, участвовали из них 10. Первая команда – «Забавные кисточки», вторая команда – «Яркая палитра». Были розданы эмблемы. Выбирали в самом начале жюри. Жюри – это двое родителей. Они оценивали и ставили баллы.

  1. Коллективное рисование. По команде первая команда нарисовала

«Северный полюс», вторая команда нарисовала «Африку».

Участвовали 10 детей. Встали вокруг стола и нарисовали на большом ватмане. Рисунки собрали через 7 минут. Во время рисования включили быструю музыку. Остальные дети группы болели за своих друзей.

Во время этого состязания больше были растеряны родители. А дети быстро собрались и начали рисовать. Но в основном помогали родители, подсказывали, что где нарисовать. Никто в стороне не стоял, все были задействованы. Рисовали красками.

  1. Рисование с закрытыми глазами. Рисовали фломастерами. Каждому участнику дается один фломастер. Можно было рисовать правой или левой рукой. В двух метрах от стены стояли участники, подходили по одному. Одна команда рисует девочку, а вторая – мальчика, на ватмане, на стене. Вот это состязание было самым смешным и веселым для детей.

  2. Рисование «Несуществующее животное». Здесь никто ни о чем не договаривается. По одному подходили к столу и рисовали какую – нибудь часть животного. Получились забавные рисунки.

  3. Игра. Игра проводилась меду этапами. Играли все дети, в том числе и родители. Показ картины, где человек делает зарядку. Игра на быстроту реакции, внимания.

  4. Шитье одежды для кукол. Это состязание для родителей. За 10 минут они должны были сшить одежду для кукол. Вначале девочки нарисовали эскиз, на это тоже дается время. Для каждой команды розданы были лоскутки ткани, пуговицы, нитки, иголки, все что необходимо для шитья. Здесь победила команда «Яркая палитра». В этом этапе советовались между собой родители. Они не ожидали, что будет такое состязание, но все справились с заданием.

  5. В конце соревнования мы подсчитали баллы. Жюри также высказали свое мнение. Были розданы призы, победила команда «Забавные кисточки».

Соревнование закончилось в 18:15, но дети были так рады, что не хотели идти домой, а рассматривали свои рисунки. Детям и родителям очень понравилось. Так, с помощью родителей, использованием произведений изобразительного искусства, мы пришли к положительному результату. Низкого уровня нет, преобладает средний уровень

2.2.Комплекс занятий по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.

Октябрь: Вызвать у детей интерес к работе с краской. Показать, как можно использовать выполненные работы в игре. Добиваться своевременного насыщения краской и равномерного наложения мазков.

Темы занятий:

Октябрь –

  • «Что за палочки такие». Цель: вызвать интерес к материалам, процессу рисования, учить держать карандаш правильно.

  • «Дождик кап-кап-кап». Цель: вызвать эмоциональный отклик, ритмом штрихов предать капельки дождя, учить держать карандаш в правой руке правильно.

  • «Осенний листопад». Цель: создать у детей желание участвовать в совместной деятельности, ритмом мазков дорисовать изображение деревьев.

  • «Осенний лес». Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные по форме и строению деревья, учить рисовать разными приемами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазками).

Ноябрь – добиваться самостоятельно, использовать детьми приобретенные навыки по смешиванию красок для получения разных оттенков.

Темы занятий:

  • «Узнай, какого цвета». Цель: развивать умение передавать одним цветом предметы окружающего мира, видеть красоту в очертаниях, уметь создавать образ графическим способам.

  • «Вылепим то, что нарисовали». Цель: развивать у детей замысел, связать тему рисования с лепкой, предложить детям слепить те формы, которые они изобразили в рисунке.

  • «Вырежи и наклей то, что нарисовал и слепил». Цель: развивать наблюдательность умение сравнивать и выбирать наиболее интересные формы для вырезания, использовать прием из бумаги сложенной вдвое.

  • Беседа на тему «Такие разные краски». Цель: закрепить умение у детей смешивать краски, составить маленькие рассказы о своем любимом цвете.

Декабрь – показать, как используется темный тон при создании предметного рисунка.

Темы занятий:

  • «Первый снег». Цель: рассматривание картины А. Пластова, развивать у детей эстетическое восприятие, эмоционально откликаться на художественный образ в картине, создавать радостное настроение от первого снега, изображения на картине.

  • «Снежинки». Цель: учить создавать на темном фоне рисунок, используя различные приемы кисти.

  • «Сказочная рыбка». Цель: закрепить способ лепки из целого куска с приемом оттягивания, прищипывания и рельефной лепки.

  • «Узор для коврика». Цель: учить разрезать квадрат на два треугольника, прямоугольник на квадраты, подбирать цвета подходящие к фону коврика.

Январь – рассказать детям, что художники – это люди, которые пишут картины, рисуют иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие нас предметы.

Темы занятий:

  • «Профессия художник». Цель: рассматривание иллюстрации книг знакомых сказок.

  • «Мой любимый герой». Цель: развивать у детей фантазию, передавать в рисунке образ героя из сказки.

  • «Береза». Цель: воспитать у детей любовь к природе, интерес к поэзии, слушать и понимать смысл стихотворения.

  • «Посуда для кукол». Цель: воспитать любовь и уважение к труду народных мастеров, учить лепить чашки, блюдца, сахарницу, используя мотивы гжели.

Февраль – учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни, на тему литературных произведений: сказок, рассказов, стихов. Развивать композиционные умения.

Темы занятий:

  • «Сюжетные картины». Цель: закрепить понятие сюжетных картинах, вызвать интерес у детей к картинам. Внести картины и составить описательный рассказ (развитие связной речи, обогащение словарного запаса).

  • «Дети танцуют». Цель: учить намечать содержание рисунка, размещать фигур детей и предметов. Передавать фигуры в движении и различных положениях.

  • «Собачки весело играют». Цель: воспитать у детей интерес и заботливое отношение к животным, передавать в лепке движение фигур.

  • «Вырежи и наклей то, что нарисовал». Цель: развивать наблюдательность и память, учить передавать фигурку в движении (танцуют).

Март – обратить внимание детей на первые признаки приближающей весны, учить показывать в рисунке красоту формы, гармонию цвета. Учить делать посредством оригами (Тюльпаны, ромашки) подарки для мам и раскрашивать, передавая цветовую гамму выбранного цветка.

Темы занятий:

  • Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, закрепить представление о временах года, учить замечать цветовую гамму весны.

  • «Цветы для мамы». Цель: воспитать чувства любви, уважения к маме. Познакомить с видом цветков тюльпаны, ромашки.

  • «Водяная бабочка». Цель: учить складывать из квадрата данную форму. Вспомнить приемы оригами.

  • «Цветы». Цель: учить раскрашивать раскрашивать сделанные поделки, соблюдая цветовую гамму.

Апрель – познакомить детей с техникой коллажа, вызвать интерес и показать, что все подручные материалы могут использовать в изобразительной деятельности.

Темы занятий:

  • Знакомство с новой техникой: коллаж.

  • «Волшебный лес». Цель: учить детей работать коллективно, используя подручные средства (вата, салфетка).

  • «Узор из весенних цветов». Цель: развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать красоту, используя приемы пальчикографии.

  • «Умелые ручки». Цель: предложить детям дома сделать с родителями коллаж на любую тему.

Май – организовать коллективную работу коллажа «Лес», композиция должна отвечать определенным требованиям оформительского искусства, вписаться в интерьер группы и быть выразительным по цвету и композиции, учить работать коллективно.

Темы занятий:

  • «Наш лес» Цель: воспитать у детей любовь к природе, развить эстетическое восприятие.

  • «Что мне нравиться в весеннем лесу» Цель: закрепить приемы вырезания, учить передавать разные по форме деревья.

  • «Лес» коллективная работа с использованием манной крупы, гречки.

  • Презентация работы «Лес»

Июнь – организовать выставку (рисунков, аппликаций и т.д.) на тему якутского праздника, встреча лета «Ысыах», используя якутские узоры и орнаменты.

Темы занятий:

  • «Праздник лета в Якутии» Цель: познакомить детей с якутскими традициями. Прочитать отрывок из Олонхо на тему Ысыах.

  • «Якутские узоры» Цель: показать и рассказать детям якутские узоры и орнаменты, что означает, и как их рисуют.

  • «Что я запомнил на празднике Ысыах» Цель: воспитывать у детей чувства патриотизма, вызвать эмоциональный отклик, передавать образ праздника в рисунке, обратить внимание на национальные костюмы.

  • Выставка рисунков на тему «Ысыах».

Тематический план работы на 2008-2009 гг.

Ноябрь -

  • «Составление рассказа и его зарисовка» Цель: закрепить умение составлять рассказ по схеме. Передавать в рисунке смысл прочитанного.

  • «У лукоморья дуб зеленый» Цель: познакомить с биографией А.С. Пушкина, развивать устойчивый интерес к его творчеству. Учить создавать художественные образы используя различные выразительные средства. Воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту.

  • «Мир людей» Цель: продолжать формирование у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга. Закреплять умение рисовать людей в движении. Передавать в рисунке отличительные свойства людей.

  • «Мой любимый герой из мультфильма» Цель: познакомить с профессией мультипликатора, развивать умение пользоваться различными видами красок, передавать в рисунке образ героя.

Декабрь –

  • «Птицы собираются на бал» Цель: закрепит знания детей о том, как художественный реальный образ превращается в сказочный. Учить изображать птиц в движении. Познакомить с некоторыми видами птиц.

  • «Животные на новогоднем празднике» Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Рачев). Учить умению выделять элементы костюмов, рисовать животных в новогодних костюмах.

  • «Новый год у меня дома» Цель: закрепить знание детей о предстоящем празднике, развивать замысел и творческие способности посредством изобразительной деятельности.

  • «Елка в детском саду» Цель: развивать у детей способности рисовать сюжетные рисунки, передавать в рисунке характер, настроение, образ праздника.

Январь –

  • «Русские скоморохи» Цель: учить рисовать скоморохов, передавая их озорной, веселый характер.

  • «Путешествие в страну считалию» Цель: учить выбирать содержание рисунка, создавать образ, используя средства выразительности.

  • «Зимние забавы» Цель: учить отражать свои впечатления о зимних забавах. Составлять композицию на большом листе.

  • «Цирк» Цель: учить рисовать животных, передавая особенности внешнего вида. Использовать яркие краски для изображения радостной, веселой картины.

Февраль –

  • «Любимый уголок в группе» Цель: учить рисовать проект группы, выделяя любимую зону. Закрепить навык рисования карандашом.

  • «Праздник Валентинки» Цель: познакомить с праздником Святого Валентина. Учить рисовать свои пожелания, свои мечты.

  • «Мой папа в армии» Цель: познакомить детей с различными войсками. Учить рисовать людей в форме, портрет папы, дедушки.

  • «Наша Армия сильна, защищает нас она» Цель: закрепить навыки рисования людей в движении и в форме.

Март –

  • «Солнышко-колоколнышко» Цель: учить фиксировать форму, цвет солнца в разную погоду, время дня, закрепить представления о теплых тонах.

  • «Весенний пейзаж о русских художниках» Рассматривание картин русских художников пейзажистов.

  • «Магазин цветов» Цель: учить с натуры комнатное растение, передавая особенности цветка.

  • «Мамы разные нужны, мамы разные» Цель: учить рисовать портрет своей мамы, развивать воображение. Предложить нарисовать свою маму в одежде королевы.

Апрель –

  • «Я рисую юмор» Цель: познакомить с днем смеха и шуток. Учить изображать смешную историю из опыта жизни, создавая смешной образ.

  • «Весенний лес» Цель: развивать воображение, учить планировать содержание своей работы, формировать навыки работать коллективно.

  • «Ледоход на реке» Цель: рассказать детям о ледоходе, посмотреть картины художников. На фоне увиденного рисовать ледоход на реке.

  • «Голоса весеннего леса» Цель: закрепить технику оригами, учить самостоятельно располагать поделки в общей композиции.

Май –

  • «Кем я хочу быть?» Цель: учить изображать людей разных профессий в рисунке.

  • «День Победы» Цель: передать в рисунке образ праздника, используя гуашь.

  • «Салют над нашим селом» Цель: передать в композиции салют, используя акварель, цветную бумагу.

  • «Наше село» Цель: создать композицию «Наше село». Выделяя достопримечательности, улицы, дома.

Июнь –

  • «Мы дети нашей планеты» Цель: закрепить навыки рисования людей в движении, продумывать содержания рисунка.

  • «Разноцветная страна» Цель: развивать воображения детей. Предложить нарисовать несуществующую разноцветную страну. Закрепить навыки смешивания цветов, пользования красками.

  • «Я художник» Цель: предложить детям нарисовать рисунок по своему замыслу, используя все приемы, которые они знают.

  • «Выставка рисунков».

2.3. Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.

3 этап опытно-экспериментальной работы (2008-2009гг.) заключительный – обобщение материалов исследования, формулировка выводов, выработка методических рекомендаций. По результатам диагностики видно, что преобладает высокий уровень, есть остаточные показатели среднего уровня, низкого уровня нет. За время опытно-экспериментальной работы дети не раз участвовали на различных улусных конкурсах, выставках и получали призовые места. Цель нашего контрольного исследования: проверить эффективность содержания методов и средств педагогического воздействия, которые были использованы ребенком старшего дошкольного возраста посредством совместной деятельности нами в ходе работы по формированию взаимоотношений между матерью и ребенком.

В начале работы мы провели начальную диагностику по Комаровой, где выявляли технические навыки рисования, передачу образа. В ходе контрольного эксперимента мы провели идентичные тесты, наблюдения, что и в начале эксперимента, тест «Нарисуй в кружочке» (НВК).

«Нарисуй в кружочке» (НВК) по методу Бернса с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравиться, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его содержание, смешивание красок, а также фиксировать последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  • что нарисовано на рисунке;

  • какими цветами можно еще изобразить нарисованное;

  • что он хотел показать на рисунке.

В системе количественной оценки НВК учитывается формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображения, представленные в рисунке, а также фантазия, используемые цвета в рисунке.

При интерпретации НВК основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной);

  • анализ особенностей рисунка;

  • анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

После проведения диагностики и теста, мы выявили, что у детей, недостаточно развито воображение, фантазия, дети нехотя рисуют рисунки на заданную тематику, пользуются однообразными приемами. После проведения тестов, диагностики и наблюдения мы составили план – занятий на год по разделу изобразительной творчество. Где включили нетрадиционную технику рисования, включили участие родителей, детей, то есть дети в конце могут сами проводить занятия, конкурсы на любую тематику, включили участие детей на различные оформительские работы, по украшению зала к различным мероприятиям. Постарались чтобы занятия небыли однообразными, чтобы детям было интересно. Это новизна обстановки, необычное начало работы, разнообразные материалы, возможность выбора, в одно время мы даже рисовали ногами. В конце года провели заключительную диагностику где ожидаемые результаты нас оправдали. Дети в течение эксперимента не раз участвовали на различных конкурсах, выставках где получали призовые места.

По развитию речи, по связной речи, по развитию мелкой моторики рук, у детей наблюдаются высокие результаты. Разработав комплекс занятий, где были исключены понятия «нужно», «рисуй вот так», мы считаем, что поставленную цель мы достигли.

Цель нашего контрольного исследования: проверить эффективность содержания методов и средств педагогического воздействия, которые были использованы нами в ходе работы по формированию творческих навыков посредством изобразительной деятельности. По данной методике на основе анализа, мы выявили, что большинство детей пользуются разными цветами, при анализе рисунка пользуются выразительными средствами речи, художественным словом, в рисунках отражены фантазия, творчество, воображение детей. А после исследования мы выявили, что есть значительные улучшения у всех детей выявили средний ИТ.

Исходя из этого, проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу. Выявив трудности, недостатки мы провели работу. В исследовательской работе мы проводили с детьми занятия, дети сами беседы, консультации, соревнование, использование разнообразных форм работы помогли найти общий язык с детьми, открыть в них творческие личности.

Мы провели целенаправленную, последовательную работу. Достигли поставленных целей и задач. В контрольном этапе получили высокие результаты, где преобладает высокий уровень, остались остаточный средний уровень, низкого уровня нет. Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и решают практические задачи исследования.

Приложение:

Конспекты занятий.

Конспект занятия на тему: «Весна пришла»

Программное содержание: формировать представление у детей о том, как создается панорама, закрепить навыки и умения создания весеннего пейзажа. Учить располагать изображения по всему листу, видеть и использовать разные цвета и оттенки.

Материалы: гуашь, салфетки, кисточки, «Времена года» произведение П.И. Чайковского.

Ход занятий: звучит музыка «Времена года». Дети рассматривают картинки И. Левитан «Весна. Большая вода», «Весна» Н. Ромадин, воспитатель собирает детей у окна, предлагает им закрыть глаза и представить о том, что она сейчас расскажет, и читает стихотворение Д. Плещеева «Весна». Затем воспитатель просит открыть глаза и рассказать, какие образы они представили себе, слушая стихотворение. Воспитатель обращает внимание детей на картину за окном: «Ребята, а теперь посмотрите в окно, я вижу там прекрасную картину, а нарисовал ее художник, которого зовут Природа. Как бы вы назвали картину этого художника? Что общего вы найдете в пейзаже этого необычного художника и в пейзажах наших художников? (Дети сравнивают картины художников и пейзажа за окном). Все что мы видим из окна, можно назвать одним словом – панорама. Давайте создадим весенний пейзаж, панораму. Для этого на большом и длинном листе бумаги мы будем рисовать весенний пейзаж».

Воспитатель предлагает разделиться на подгруппы: 1 и 2 рисуют голубое небо, белые пушистые облака, весеннее солнце, используя технику рисования по влажной бумаге; 3 подгруппа – снег, проталины, ручьи; 4 – деревья и кусты. Воспитатель предлагает детям каждой подгруппы подумать и договориться, кто, что станет рисовать.

Процесс рисования сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года». Воспитатель наблюдает за деятельностью детей и помогает по мере надобности. Дополнять картину дети могут в свободной от занятий время. Участвуют в этом только те ребята, которые изъявят такое желание. Картину вывешивают в группе, в приемной, чтобы ею могли любоваться и дети, и родители.

Тема: «Салют в нашем селе»

Программа содержания: учить детей передавать образ праздника средствами разных видов искусства; разнообразным цветосочетанием и расположением ярких пятен создавать образ праздника салюта в вечернем небе; закреплять умение красиво располагать всю композицию на листе бумаги.

Материал: бумага тонированная (темно-синий цвет), краски, кисти, цветная бумага для аппликации, ножницы, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: загадывание загадок про салют… Вы знаете стихи о салюте, прочитайте их.

Дети: читают стихи Л. Некрасовой «Салют»

Над Москвой цветут цветы

Небывалой красоты.

В темном небе, словно сад,

Огоньки ракет летят.

То взлетят снопы ракет,

И опять светло, как днем,

Над рекой и над Кремлем!

«В этом стихотворении Некрасовой тоже сравнивают салют с цветами небывалой красоты, - говорит воспитатель. – А кто видел салют вечером в праздничные дни? Расскажите нам о нем (2-3 ребенка рассказывают). Мы видели с вами красочные картины, на которых изображен салют, а потом мы составим все рисунки вместе – получится плакат «На нашей улице салют».

Педагог уточняет с детьми последовательность работы: наклеить дома, чтобы получилась улица, затем над домами нарисовать салют. Напоминая детям различные варианты декоративного расположения огней салюта. В заключение дети на столах, составленных по типу ленточного, раскладывают свои работы и рассматривают их.

Тема: «Встречаем лето»

Программное содержание: вызвать у детей эмоциональный отклик, желание передавать образ лета, используя разные средства искусства: музыку, художественное слово, изобразительное искусство; передавать ритмичное сочетание пятен форм цветов, траву, бабочек.

Материал: карточки из белой бумаги, цветные карандаши, цветная бумага для аппликации, ножницы.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям сказать, какое время года приходит на смену лете красной. Почему лето называют красным, просит прочитать стихи о лете, цветах лета. Воспитатель рассказывает, что о цветах можно спеть и нарисовать. Проводит игру «Узнай, какой это цветок». На небольших листочках ребята рисуют летние цветы или выполняют их аппликативно, по выбору детей. Все карточки рассматривают, отмечают, какие разные поучились цветы.

Нетрадиционная техника рисования

Детское воображение и фантазия развивают творческие способности, так что можно творить и фантазировать.

Игра «Смешные истории»

Игра поможет в развитии творческого воображения, научит анализировать, сочинять, рассказывать.

Воспитатель предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена. А зачем сочинять про них сказку и нарисовать ее.

Игра «Сказка наизнанку»

Эта игра научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Воспитатель предлагает детям поменять главных героев известной сказки местами, то есть добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку, а затем нарисовать ее.

Игра «Ожившие предметы»

Суть этой игры – заключается в следующем. Представьте, что самые обыкновенные вещи, окружающие вас, оживают. Что произойдет с нами? Как они будут после этого выглядеть?

Например, представим себе, что ожила новогодняя елка…

Были бы у елочки

Ножки

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она,

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на елочке

Игрушки – разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги.

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на елочке

Матрешки

И хлопали бы от радости

В ладошки…

К. Чуковский

Ребята, нарисуйте телефон, лампочку, часы, дом так, как если бы у них были ножки.

Заключение.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить, об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.

Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности формировании личности и положении Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельности взаимосвязь воспитания, обучения, творчества. В связи с этим большое внимание надо уделять развитию самостоятельности, представление им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражение личного опыта. Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Создание в ДОУ художественно-эстетической среды, при этом активное участие в оформлении помещения должны принимать дети: вместе с педагогами украшать зал для проведения праздников, досугов, создавать элементы декораций, рисовать рисунки к предстоящему празднику и т.д.

Таким образом, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов или игровых ситуаций, максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества. Вариативность в организации обстановки (ее новизна и разнообразие), выборе тем занятий, форм, средств, методов работы, представляемых детям материалов. Внимательное тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности.

Создание доброжелательной атмосферы на каждом занятии, формирование таких же отношений со стороны родителей поможет сформировать творческие навыки посредством изобразительной деятельности, воссоздать в том же виде.

В практической части курсовой работы было определено, что формирование творческих способностей посредством изобразительной деятельности будет, осуществляться, если: одним из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей, будет направлено на приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям.

Как показали результаты нашей курсовой работы, после проведения опытно-экспериментальной работы уровень творческих навыков у детей повысился, дети проявляют творчество во всех видах деятельности, пользуются художественным словам, развилось воображение, фантазия, и конечно же совместная творческая деятельность с родителями укрепляет взаимоотношения родителей с детьми.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Из записок – конспекты к лекциям по психологии детей дошкольного возраста//Эльконин Б.Д. Психология игры. – М.: педагогика, 1978

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 2-е изд. –М.,1967

  1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.,1996

  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985

  3. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.,1990

  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.,1990

  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – Мозаика-Синтез,2005

  6. Комарова Т.С. Обучение технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005

  7. Лилов А. Природа художественного творчества. – М., 1981

  8. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.,1995

  9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

  10. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания//Известия АПН РСФСР. – М., вып.11

  11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М.: Владос,2006

  12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007

  13. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1978

  14. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание советского школьника//художественное воспитание советского школьника. – М.,1947.

45

Просмотров работы: 59884