ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Тарабанова А.С., Матвеева А.Е., Шибаев В.П.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведённым исследованиям цель высшего образования – развитие гармонично и всесторонне развитой личности, в которой сплетаются фундаментальные знания, творческие способности и практические навыки. Профессиональный уровень современного специалиста во многом зависит от того, насколько он освоил математический аппарат и умеет им пользоваться. Выпускник университета должен иметь представление об особенностях математического метода познания окружающего мира, владеть математическим языком, иметь представление о прикладных аспектах математики. Математические дисциплины способствуют формированию математического стиля мышления и математической культуры. Современный специалист должен уметь анализировать частные явления и находить общие закономерности, и именно математика наилучшим образом содействует этому.

Согласно новым требованиям компетентностного подхода, сформулированным в новом образовательном стандарте, требуется повышение качества и уровня экономико-математической подготовки обучающихся студентов. Все это нашло свое отражение в ходе разработки учебно-методических комплексов дисциплин «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Математика».

Задачами освоения данных дисциплин являются:

  • обучение студентов фундаментальным основам современной математики;

  • формирование математического мировоззрения;

  • развитие научного, логического мышления, необходимого в дальнейшей работе по специальности;

  • выработка твердых навыков построения математических моделей .

Современная наука характеризуется возрастанием значения математических методов в научном познании. В высшей школе отражением процесса математизации знаний является разработка и внедрение планов непрерывной математической подготовки студентов, а также информатизации учебного процесса.

Самостоятельная работа обучающихся приобретает в настоящее время все большее значение. Повышение требований к уровню профессиональной компетенции выпускников университетов, происходящее в последнее время, приводит к значительным изменениям в организации самого процесса обучения. Наиболее существенные изменения заключается в том, что резко возросла роль самостоятельной работы студентов, которая рассматривается как основа университетского образования, поскольку именно она формирует готовность к самообразованию, развивает способность постоянно повышать свою квалификацию, создает базу непрерывного образования, заключающего в переходе от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Поэтому перед высшей школой стоит задача развить у будущего специалиста навыки самостоятельного приобретения знаний и применения этих знаний на практике.

В процессе изучения дисциплин «Математика», «Линейная алгебра» широко используются такие технологии как:

  • доклады – презентации с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования;

  • проведение интерактивных лекций с применением метода проблемного изложения учебного материала;

  • анализ и совместное обсуждение (диспут) результатов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов;

  • круглый стол – научный семинар, на котором студенты делают доклады по определенной теме, презентации, после чего задаются вопросы и происходит обсуждение данной проблематики.

Для качественного усвоения знаний, процесс обучения должен носить характер диалога между студентом и преподавателем. Таким образом, проанализировав вышесказанное, мы можем определить проблемы и способы их решения.

Проблема 1.Количество занятий отводимых на данный предмет, значительно сократилось. В настоящее время-это приблизительно 4 лекции в месяц.

Решение: Как можно чаще устраивать проверочные мероприятия по окончании семинара. Занятие по данной дисциплине должно начинаться с приёма на проверку домашних работ. Не менее 4х раз в семестр устраивать дополнительные проверки уровня знаний.

Позиции: оценка на экзамене должна складываться из нескольких составляющих: это и регулярность посещения лекций и самостоятельная работа дома над заданиями, а также итоги проверочных работ. Результат зачёта не должен быть неожиданностью для студента. На момент экзамена учащийся должен знать свой предварительный балл. Итоговая работа по окончании курса. Проблема 2.На первых занятиях по решению задач математического анализа и линейной алгебры, очень часто выясняется, что без повторения некоторых школьных тем, движение вперёд не возможно.

Решение: в первые дни обучения принято устраивать тестовые работы по математике. Результаты проведённых тестов позволят обозначить учащихся, которым необходима помощь в восполнении недостающих знаний по некоторым темам школьного курса высшей математики.

Проблема3.Знание теорем без их доказательств, не даёт полной картины о математической грамотности студентов. Нехватка времени на доказательство, явилось причиной того, что на экзаменах их нет даже в списках вопросов.

Решение: хотя бы некоторые составляющие доказательств теорем, должны содержаться в задачах, которые даются на лекциях и самостоятельных работах.

Проблема 4.Для учащихся некоторых факультетов вероятность и математическая статистика являются основными дисциплинами и, как правило, студенты не готовы к этим курсам.

Решение: лекции и курсы обязательно должны быть составлены с учётом выявленных пробелов в знаниях студентов.

Таким образом, следует сделать вывод, что составление учебно-методических пособий для нематематических факультетов-это процедура, состоящая из нескольких уровней: проведение экспертизы специалистами, задачей которых является анализ содержания; составление профессионально-направленных программ на конкретную НМС.

Результатом математического образования должна быть связь между личностным развитием студента и комплексом полученных им знаний. Студенты, прослушиваюшие лекции по математике, должны знать главные математические термины и способы решения задач. Этот багаж знаний позволит учащимся самостоятельно работать с литературой, повышать свою математическую подготовку в некоторых особенных разделах математики. По окончании учебного заведения, профессионал должен без помощи извне, осуществлять математический анализ своих достижений по роду своей деятельности.

Помимо сказанного, хочется добавить, что будущий преподаватель обязан владеть технологиями преподавания предмета для студентов, как математических, так и гуманитарных факультетов. Процесс преподавания для гуманитариев имеет свою специфику и требует особого подхода. Поэтому основной задачей изучения данной науки является развитие интеллекта, умение использовать полученные знания на практике, обязательное использование навыков для работы с высокотехнологичной вычислительной техникой.

В статье отражены основные проблемы организации образовательного процесса по дисциплинам «Математика», «Математический анализ», «Линейная алгебра» в условиях трансформации российского образования в начале 21 века.

Список использованной литературы:

1.Баскакова Ю.Л., Шанин С.В. Методические аспекты формирования научного мировоззрения у студентов в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в профессиональном образовании». Грозный, 2011.С. 33-37.

2.Донец З.Г., Мамаев И.И., Шибаев В.П. Учебная дисциплина как целостная модель организации обучения студентов на интегративной основе/Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики.- 2012. С. 44-51.

3.Михащенко Т.Н. Некоторые аспекты математического образования в условиях дистанционного обучения // Инновации в образовании. –№ 3. – С. 61-64. 4.Фоминых М.М. Информационная культура личности педагога в современном обществе// Новые тенденции антропоцентризма в образовании. Научный апрель 2005 на СГФ: Материалы научных конференций. – Уфа: Издательство БГПУ, 2005. С. 77-79.

Просмотров работы: 960