РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

Капитонова О.Ф. 1, Андреева Л.Д. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств и возможностей. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению детей, организации всего образовательного процесса в ДОУ. Современное дошкольное образование должно формировать хороший уровень познавательных процессов. Важным условием повышения эффективности воспитания и обучения ребенка-дошкольника является систематическое получение воспитателем объективной информации о ходе познавательной деятельности детей, которую он получает в процессе выявления уровня развития речи. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира [16, c 5].

Язык – потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь – это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивирована, т.е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она всегда имеет определенную цель, направлена на решение каких-либо задач. Речь зависит от состояния речевого аппарата, от индивидуальных особенностей человека. Язык беспристрастен к возрасту, но имеет свои особенности. Язык упорядочивает правильность произношения слов, управляет речью. Проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволяет по иному подойти к обучению дошкольников на занятиях, выделить приоритетные линии в развитии речи [21, c 12].

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по мнению Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности в нашем случае устной речи: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине [21, c 50].

Названный вид речевой деятельности актуален при работе над развитием связной речи детей дошкольного возраста. И, чтобы достигнуть эффективных результатов, мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – мнемотехнику. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания словесной информации. Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что качество этого психического процесса может обеспечить профилактику возможных трудностей в усвоении необходимой информации. Все вышесказанное определило выбор темы исследования.

Объектисследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Цельисследования – изучить наиболее эффективные методы и приемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Гипотеза исследования. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники, будут эффективными если:

  1. Провести исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного.

  2. Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

  3. Экспериментально доказать эффективность применения мнемотехники в развитии связной речи детей старших дошкольников.

Задачи исследования:

1) изучить методическую, педагогическую литературу речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2) выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;

3) развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники;

3) экспериментально доказать эффективность применения мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, методики «Запомни картинки», «10 картинок» Н. Гуткиной, игра, психолого-педагогический эксперимент, сравнительный анализ экспериментальных данных, анкета для родителей, беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой исследования явились работы Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Исходными для исследования явились представления А.Р. Лурии, А.В. Запорожца о ведущих психологических новообразованиях старшего дошкольного возраста, главными из которых являются образное восприятие и произвольная память, а также работы А.Г. Арушановой, А.А. Крыловой, А.В. Чулковой, В.С Мухиной, Е.И Тихеевой, З.М. Истоминой, К.Д.Ушинского, Л.Г. Парамоновой, М.И. Морозовой, Н.А.Стародубовой, О.С.Ушаковой, Т.И. Гризик и др.

Новизна и теоретическая значимость исследования: работа раскрывает теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники, выявляет особенности работы в этом направлении и эффективного пути ее реализации.

Практическая значимость работы: разработанные методические рекомендации и апробации экспериментальных материалов методики использования форм работы посредством мнемотехники в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста способствует эффективности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 1 «Ручеек» п. Жатай.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

  1.  
    1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое [19, c.8].

Речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие) [24,c. 48].

В работах Ф.А. Сохина проблема речевого воспитания, в том числе и вопросы развития связной речи, получила новое направление. Прежде всего Ф.А. Сохин четко обосновал необходимость формирования осознания явлений языка и речи – это положение стало стержнем во всех исследованиях, относящихся к решению любой задачи речевого развития. При этом Сохин подчеркивал, что построения связного высказывания должно быть произвольным, преднамеренным, спланированным. Главным в произвольности и осознанности построения высказывания выступает способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию и условиям общения. Сохин неоднократно отмечал, что связная речь аккумулирует успехи ребенка в усвоении всех сторон языка, всех уровней языковой системы и, выступая как конечная цель речевого воспитания, становится необходимым условием овладения всеми сторонами языка: звуковой, лексической, грамматической. В педагогических и психологических работах, выполненных под руководством Ф.А. Сохина, исследовались разные аспекты речевого развития дошкольников: связная речь, лексика, грамматика, фонетика, осознания явлений языка и речи, обучение второму языку [23, c. 43].

Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций интересны вопросы порождения речи, фазовая структура речевого акта, этапы развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.С Соколов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.) [26, c. 125].

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог.

Монологическая речь - более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст [21, c. 64].

Монолог это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога, монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалоге, понять отношение слушателей к содержанию его речи. Монолог служит для целенаправленной передачи информации. В дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ. Всеми рассмотренными видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с самых простых ее форм, то есть с диалогической речи.

Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи. Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том, что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого его участников, но и характером реплик обоих собеседников. Благодаря таким репликам направление диалога, его содержание, могут существенно изменяться и отклоняться от первоначального замысла.

Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим [19, c. 11].

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н.Ф. Виноградова. К ним относятся:

- неумение правильно строить предложение;

- неумение слушать собеседника;

- неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

- неумение давать реплики;

- частое отвлечение от поставленного вопроса;

- не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений [21,с 55].

В речи детей существуют множество проблем, односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания [30, с. 124].

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста это период наиболее благоприятная для развития диалогического общения со взрослыми и сверстниками.

  1.  
    1. Характеристика диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он по существу, является основой развивающейся личности.

Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Но диалог – не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л.П.Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Особенностям общения дошкольников со взрослым посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей 2 до 7 лет.

Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения со взрослым. У детей старшего дошкольного возраста во время беседы появляются инициативные обращения к взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения со взрослым сложные и сокровенные темы.

Основная цель развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, просьба, предложение);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы:

  1. Разговор воспитателя с детьми, по мнению Е.И. Тихеевой потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуще еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Содержанием разговора служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и развлечениями, поступки детей, книги и т.д.

  2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

  3. Словесные поручения: можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

  4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог, на составление диалогов по речевой ситуации.

  5. Разнообразные игры: сюжетно-ролевые способствуют формированию и закреплению диалогических умений, по мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей, развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры; словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное, например «Факты», «Согласен – не согласен», «На ком прекратиться беседа» А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова; подвижные игры содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.) способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров, это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать; игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх играет роль сказочного или литературного персонажа, принимает его позицию и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм [21, c. 58].

Основным методом воспитания диалогической речи являются - беседа. Самой элементарной ее формой - беседой на бытовые темы – ребенок овладевает элементарно. Такая беседа обычно носит ситуативный характер, поскольку протекает в определенной ситуации и ее содержание не выходит за пределы этой ситуации. Подлинный диалог представляет собой беседу на определенную тему, которая имеет определенную структуру. Такая беседа обычно начинается со вступления, затем идет обсуждение интересующего обоих собеседников вопроса и в конце подводится итог. Умению участвовать в таких беседах детей старшего дошкольного возраста нужно учить, поскольку самостоятельно этим владеть он не может. Нужно научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли и в зависимости от этого строить свои высказывания, причем вступать в беседу только в удобный для этого момент [16, c. 58].

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

  1. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, следует учить детей более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

  1.  
    1. Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи [3, c. 43].

Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. Поэтому многие педагоги используют как средство самоконтроля метод мнемотехники [26, c. 128].

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий [26, c. 19].

Так, знакомясь с цветом, запоминая их, дети узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Так, ребенок, говоря о цвете моркови, может забыть название понятия: вместо слова «оранжевый», он лучше помнит свои действия с красками при получении этого цвета, «когда красный смешивают с желтым» [27, c. 144].

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольных учреждениях. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, диалогическую речь.

Ребенок старшего дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам – таблицам, состоящим из картинок. Картинка для него – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста [28, c. 49].

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Знакомство через мнемотаблицу с группой тематически близких слов облегчает детям их усвоение и запоминание. Темы являются «сквозными», что придает особое значение каждому временному циклу словарной работы, предусматривающей постоянное расширение лексического материала, усложнение содержания воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками [29, c. 49].

Система работы по развитию памяти посредством мнемотехники помогает старшему дошкольнику приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли.

Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении составлению диалога. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь рассказ зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит диалог целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Система такой работы по развитию памяти посредством мнемотехники должна быть направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает развитие таких навыков связной речи:

- свободное овладение словарем и грамматическим строем языка,

- умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами,

- соблюдение необходимой лексической точности,

- умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Таким образом, анализируя новый метод мнемотехники, дети под руководством взрослых учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимая план своих действий, у детей появляется чувство заинтересованности и ответственности, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, воображение, развиваются познавательные процессы такие как, развитие диалогической речи, связной речи, развивитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Развиваем у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Выводы по главе

Полноценное овладение связной речью возможно только в условиях целее направленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста в плане их подготовки к школе. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической речи предусмотрена программой детского сада.

Развитие связной диалогической речи посредством мнемотехники у ребенка старшего дошкольного возраста, заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т.е. весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребенок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Так как у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Поэтому развитие речи предполагает формирование речевой деятельности детей - развитие умения анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать; осуществлять обобщение, объединяя объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения; устанавливать смысловые связи. Мнемотехника позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного стиля речи.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

2.1. Диагностика диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Цель опытно-экспериментальной работы: изучить исходные уровни диалогической сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Выявить исходные уровни развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;

  2. Изучить динамику развития диалогической речи;

  3. Определить этапы, условия развития, особенности диалога у детей старшего дошкольного возраста.

При разработке содержания экспериментальных заданий руководствовалась необходимостью постановки ребенка в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки. В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки: владение речевым этикетом, запрос информации, составление диалога.

Базой для проведения экспериментального исследования: старшая группа МБДОУ «Ручеек» п. Жатай, из 15 детей. Исследование проходило с ноябрь по декабрь 2012 г.

Цель и задачи эксперимента определили методы исследования:

- методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников»;

- методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников».

Прежде чем приступить непосредственно к экспериментальной работе с детьми в детском саду, мы выстроили методическую систему формирования диалогической речи детей на этапе дошкольного детства.

Первый этап диагностики: Формирование подготовленной диалогической речи. Содержательная сторона обучения: формирование отдельных диалогических навыков. Результативная сторона: дети должны овладеть наиболее типичными фразами речевого этикета, постановкой вопросов, а также умением быстро реагировать на них, вести расспрос, стимулированную беседу, дополнять, изменять реплики.

Второй этап диагностики: Порождение подготовленной диалогической речи. Предполагает составление детьми диалогов в ситуациях стимулированного общения с опорой на сформированные диалогические навыки. Содержательная сторона: отработка диалогических навыков в ситуациях стимулированного общения. Результативная сторона: дети должны составлять диалог по определенному воспитателем содержанию беседы, опорным словам, плану, теме или описанию речевой ситуации.

При этом мы опирались на мнения исследователей (Н.И. Геза, М.И. Ляховицкого, А.А. Миролюбова) о том, что на начальном этапе обучения диалогу дети овладевают сначала подготовленной диалогической речью, для которой характерны «опора на память и на разнообразные ассоциации, на теоретические правила и многочисленные формальные опоры».

В результате проведенного исследования было определено, что на первом этапе диагностики дошкольники показали низкие результаты, о чем свидетельствуют количество правильных ответов, отраженных в таблице формирование подготовленной диагностической речи (см. табл.1).

Таблица 1

Результаты изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

(ноябрь 2012 г.)

Ф.И. ребенка

Диагностика уровня диалогической речи

Всего баллов

Речевой этикет

Запрос информации

Составление диалогов

Баженова Диана

6

3

3

12

Борисов Виталий

5

3

3

11

Матвеев Андрей

4

2

2

8

Попов Никита

5

3

3

11

Бельков Влад

3

1

2

7

Огарков Коля

4

2

2

8

Рогозина Яна

6

3

4

13

Максимова Аина

5

3

3

11

Султанов Артем

5

3

3

11

Мадаминов Вова

3

1

2

6

Чуприкова Ариша

5

3

3

11

Тифус Дима

6

3

3

12

Турнаев Рома

5

2

2

9

Шукало Дима

3

1

1

5

Пискун Денис

3

1

1

5

Уровень

Показатели

Количество детей

%

Высокий

8

53%

Средний

4

27%

Низкий

3

20%

«Речевой этикет» : 6 баллов – ответил на все вопросы;

«Запрос информации»: 3 баллов – ответил на все вопросы;

«Составление диалога»: 4 балла – ответил на все вопросы.

Высокий: от 10 – 13 баллов;

Средний: от 7-10 баллов;

Низкий: от 4 -7 баллов.

Подведение итогов на констатирующем этапе изучения уровни сформированности развития диалогической речи с применением приема классификации показало, что в обследованной группе высокий уровень – у 53% детей ; средний уровень – у 27 % детей ; низкий уровень – у 20 %.

После каждой диагностики фиксировались ответные реплики детей. Положительным считались ответы, включающий речевой штамп, соответсвующий данной диагностики. Дети с низким уровнем развития дали положительные ответы только в нескольких ситуациях, в остальных случаях они, не зная речевого штампа, отказывались отвечать либо называли ее неправильно. Навыки запроса информации дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются. Навыки составления диалога по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки. Для детей среднего уровня развития характерно знание речевых штампов лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются в повседневном обиходе; приветствие, просьба, извинение, реже – знакомство. Характерны также для этого уровня краткость, свернутость реплики, включающих только речевой штамп. Расширенные реплики дети среднего уровня употребляют значительно реже, обращение к собеседнику в них всегда отсутствует. Кроме того, в ситуации дети называли лишь одну, наиболее распространенную форму этикета и заменить ее аналогичной не смогли. Дети с высоким уровнем характерным для ответов было хорошее знание речевых штампов в предложенных ситуациях, умение заменить некоторые из них аналогичными, использовали реплики сложной структуры, обращений, отсутствие грамматических или синтаксических ошибок в речи.

2.2. Содержание работы по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники

Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.

Так в игре "Загадки и отгадки" - дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит "Это про… ". При этом он объясняет, почему он так думает.

Предложенные детям игры способствуют овладению навыками подбора к заместителям соответствующих предметов, объектов. Действия наглядной мнемотехники дети осваивают в играх: "Сложи картинку", "Собери целое". Также предлагаю детям серии схем на усвоение последовательности событий "Что сначала, что потом? ".

Различное отношение детей к мнемотехнике и познанию посредством нее, указывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры, занятия с мнемотехникой представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями мнемосхем.

Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания, занимательность, необычность игровых задач привлекают детей к играм с мнемотехникой. Способствуют развитию познавательных процессов. Работая в этом направлении разработала серию конспектов:

1. "Лето красное пришло"

2. "Здравствуй, лето красное"

3. "У весны на крыльях"

4. "Однажды зимой"

5. "Снеговик в гостях у детей"

6. "Лесовик пришел в гости"

Использование мнемосхем может быть применено не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимные моменты, т. к в связи с введением ФГТ, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование может стать составной частью игры, благодаря которой будут приобретены детьми новые знания и умения, дети научаться использовать их на практике.

Провела консультации для педагогов - "Игра - доступный способ мнемотехники", "Использование мнемосхем для развития речетворчества". Сообщение на тему: "Развитие умственных способностей детей с помощью заместителей и наглядных моделей".

Применяю в своей работе широкий набор нетрадиционных методов, приемов и средств в воспитании детей, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Особое снимание уделяю развитию связной речи.

Дети учатся пересказывать, составлять рассказы, учить стихи.

Доминирующим направлением в моей работе проходит тема: "Использование мнемотехники для развития диалогической речи детей".

Использование схем, моделей, сигнальных карточек помогает мне качественно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями. Самой приемлемой формой работы считаю использование метода проектов, так как появляется возможность использовать мнемотаблицы в различных видах деятельности, а самое главное происходит тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Для образования родителей, сделана папка-передвижка с консультацией, родители посещают совместные мероприятия, изготавливают схемы вместе с детьми по заучиванию стихов.

В результате проведенной работы с детьми и родителями удалось достичь следующих результатов:

- детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- при помощи мнемотаблиц дети легко запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки.

- активизировался словарный запас.

Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемосхемы, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними, лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки.

Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Например, это могут быть связи, основанные на отношениях типа «часть - целое» (колесо – машина, дом – крыша), на противоположности свойств предметов или явлений (например, соль – сахар, ночь – день и т.д.) на сходстве или противоположности функций предметов (ручка - карандаш, карандаш - резинка), на принадлежности к одному роду или виду (ложка - вилка, яблоко - груша) и других типах отношений. Обучение «смысловому соотнесению» – это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

Занятие посредством мнемотехники может состоять из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются такие задачи:

1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображе­но;

2) перекодирование инфор­мации, т.е. преобразование её из абстрактных символов в образы;

3) пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отра­ботка метода запоминания;

4) графическая зарисовка мнемотаблицы;

5) воспроизведение детьми таблицы при её показе [24, c. 16].

При развитии связной речи на занятиях прорабатываются следующие тематические циклы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи — фрукты» и др.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать сюжет ролевой игры: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и др. В игре используются такие приемы как ответы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ, пересказ начала фразы.

Пересказ рассказа с использованием мнемотехники. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяли действиями по мнемотаблице, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе (ковролине). Дети осуществляли пересказ рассказов - «За грибами», «Вечер», «Кот - задира», «Два брата».

Пересказ рассказа осуществлялся с наглядной опорой в виде мнемотаблиц. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства. Рассказ «Грустная история», «Маленькие художники», «Саночки».

Рассказ «Грустная история» мы использовали для того, чтобы перейти к пересказу по опорным сигналам. Это схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к выбранному рассказу. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Опорные картинки: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.

«Гости»

Опорные картинки: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.

«Зайчик» Опорные картинки: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.

«Кто как зиму проводит»

Опорные картинки: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.

«Как Колобок свою сестру догонял»

Картинки- символы: Колобок, Луна, Конь-огонь, Машина - Скорые Шины, Тепловоз - Сто Колес, Самолет - Быстролет, Ракета.

«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Опорные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.

«Рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»

Опорные картинки: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.

Данные игры помогали для формирования выразительной стороны речи ребенка: для исполнения им роли в любой игре нужно, чтобы ребенок «через себя ее пропустил», т.е. почувствовал себя тем, кого будет играть. Все это помогало детям свободно двигаться в играх, общаться со сверстниками.

Направленность педагогического воздействия достигалось за счет тщательного динамического изучения струк­туры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его рече­вом развитии. Содержание за­нятий определялось, исходя из структуры, степени речевого развития у детей, их индивидуальных особенностей.

В процессе развития связной речи применялись следующие приёмы мнемотехники.

1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, давали ему бумагу и цветные карандаши. Предлагали к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирал, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называете семь фраз.

1. Мальчику холодно.

2. Девочка плачет.

3. Папа сердится.

4. Бабушка отдыхает.

5. Мама читает.

6. Дети гуляют.

7. Пора спать.

К каждой фразе ребенок делал рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясняем, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предлагали ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникали трудности, помогали подсказкой.

На следующий день снова попросили ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. При этом отмечали, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз - это очень хороший результат.

Пример: «Называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь».

Детям дается инструкция: «Теперь попытайтесь придумать из этих слов рассказ, тогда слова запоминаются легче: например, «Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня».

Часть игр была направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть - опосредованно касается содержания картины, и была направлена на развитие навыков связного самостоятельного высказывания.

В общую структуру занятий планировали организационную часть, в которую входили вводные, подготовительные упражнения, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»), пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.

Таким образом, система работы по развитию речи у старших дошкольников посредством мнемотехники сочетала в себе игровые упражнения с обучением детей действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом). Упражнения в подборе таких символов проводила до полного освоения детьми действий замещения. При рассматривании предметов использовали сенсорно-графическую схему, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки.

2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы

На заключительном этапе работы был проведен контрольный эксперимент. Его целью было выяснение эффективности приемов мнемотехники, мнемосхем для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе использовались задания, аналогичные констатирующему эксперименту по каждому структурному компоненту диалога: речевому этикету, запросу информации и составлению диалогов в ситуациях стимулированного общения. Согласно полученным данным, были составлены сводные таблицы показателей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, количество детей высокого уровня после обучения, заметно возросло, высокий уровень на 7% , среднего на 13%, и на низком уровне 0.

Таблица 2

Результаты изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Ф.И.ребенка

 

Итоговый уровень в баллах

Речевой этикет

Запрос информации

Составление диалогов

Баженова Диана

6

3

4

13

Борисов Виталий

6

3

3

12

Матвеев Андрей

5

2

2

9

Попов Никита

6

3

4

13

Бельков Влад

5

2

2

9

Огарков Коля

4

3

2

7

Рогозина Яна

6

3

4

13

Максимова Аина

6

3

4

13

Султанов Артем

6

3

4

13

Мадаминов Вова

4

2

2

8

Чуприкова Ариша

6

3

4

13

Тифус Дима

5

3

3

11

Турнаев Рома

5

3

2

10

Шукало Дима

4

2

2

8

Пискун Денис

4

2

2

8

Уровень

Показатели

Количество детей

%

Высокий

9

60%

Средний

6

40%

Низкий

0

0

Анализ количественных и качественных показателей и контрольного среза свидетельствует, что диалогическая речь экспериментальных групп к концу обучения приближается к основным характеристикам полноценного диалогического высказывания: диалоги детей соответствуют ситуациям, реплики логически и структурно взаимосвязаны; дети владеют навыками употребления речевого этикета в соответствующих ситуациях, могут варьировать речевые штампы в зависимости от характера речевой ситуации; владеют навыками запроса информации, а также навыками построения различных диалогических единств, употребляют реплики различного вида; сообщения, побуждения к действию, советы, просьбы, утверждения и др.; в репликах детей используются неполные, усеченные конструкции, вводные слова, междометия, частицы, штампы речевого этикета, что характерно для полноценного диалога; дети владеют различными приемами, стимулирующими собеседника продолжить разговор: встречными вопросами, добавлениями, присоединением к сказанному, сообщением новой информации и т.д.

Выводы по главе

Таким образом, контрольный эксперимент подтвердил целесообразность и эффективность применения мнемотехники для обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что условиями эффективного обучения дошкольников диалогической речи являются:

- Поэтапное обучение детей диалогу;

- Создание системы упражнений, построенных на ситуативной основе, где единицей обучения выступает диалогическое единство;

- Создание игровых и речевых ситуаций;

- Ознакомление детей со структурными компонентами диалога (речевыми штампами, запросами информации, реплицированием).

В процессе экспериментальной работы дети на основе мнемотаблиц учились располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигало их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, диалог как вид речевого общения предполагает, прежде всего, умение формирования подготовленной диалогической речи, выражения собственного мнения, суждения, рассуждения. Основными педагогическими условиями для развития диалогического общения детей являются: развивающая педагогическая среда, пространство общения; правила организации детей; неурочные формы обучения родному языку; недисциплинарные методы привличения и удержания внимания; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Изучив методическую и педагогическую литературу речевого развития детей старшего дошкольного возраста, выявив уровень развития связной речи и используя средства мнемотехники как способ эффективного применения в развитии связной речи, экспериментально доказав эффективность мнемотехники пришли к выводу что, дети активно вступают в контакт с собеседником, в беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Дети хорошо владеют повседневными речевыми этикетами, употребляя различные ее формы в зависимости от ситуации. Способны самостоятельно вести расспрос, речь становится правильной, связной.

Применение мнемотехники оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда. Использование мнемотехники в системе работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова, А.Г., Дурова, Н.В., Иванкова, Р.А., Рычагова, Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей /Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 216 с.

  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2002. – 285 с.

  3. Большакова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большакова СПб., 2005 – 71 с.

  4. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Сфера, 2002. – 328 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомезо и др. – М.: Педагогика, 2002. – 295 с.

  6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.

  7. Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений /Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2005. – 221 с. : ил. ISBH 5-09-014171-1

  8. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. /Громова. О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н.П. Москва, 2005. – 59 с.

  9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 318 с.

  10. Истомина, З.М. Развитие произвольного –внимания у дошкольников / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: АСТ, 2001. - 422 с.

  11. Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие далогической речи с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 64 с. : ил. – («Коррекционная педагогика»).

  12. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000, - 289с.

  13. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 2003. – 348 с.

  14. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М.: АСТ, 2005. – 152 с.

  15. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Союз, 2005. – 482 с.

  16. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. / Р.С. Немов /Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2004. – 556 с.

  17. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2007. – 394 с.

  18. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко. Л.В. Логопед.2008. №4. 115 с.

  19. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 176 с. + цв. Вклейка.

  20. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: АСТ, 2001. – 279 с.

  21. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 440 с.

  22. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М., «Просвещение», 1976. - 224 с. с ил.

  23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1984. – 223 с. ил.

  24. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А. Стародубова. – 5-е изд., стер.- М.:Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2012. – 256 с.

  25. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошкольных педагогических училищ. 3-е изд. исправленное изд. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М.: 1966.- 176 с.

  26. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. (Развиваем речь).

  27. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие /А.В. Чулкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 220с.

  28. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: /под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983. – 64 с., ил.

  29. Шорохова, О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программы дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  30. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Сфера, 2000. – 392 с.

Приложение 1

Протоколпсихолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста Дата проведения ________________ Ф.И.О. _______________________________дата рожд-я_____________

1. Произвольная память

1 раз –

2 раз –

3 раз –

4 раз –

5 раз –

итоговый уровень - _________________________

2. Осмысленная зрительная память

итоговый уровень - _________________________

Рекомендации

Приложение 2

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

Тема: «Мишка – шалунишка»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, музыка, познание.

Коммуникация: Развивать связную речь через составление рассказов по предметной и сюжетной картинке, используя мнемотаблицы. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Социализация: развивать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Чтение художественной литературы: Закрепить умение детей разгадывать загадки, рассказывать стихи.

Здоровье: Укреплять и сохранять здоровье детей по средствам физ. минутки.

Познание: Закрепить представление о лесе, диких животных, среде их обитания.

Материал и оборудование: мнемотаблицы к загадкам и стихам, коробочка для мнемотаблиц, изображение куста, сборные картинки: сосна и медведь, шапочки с изображением волка, лисы, белки, зайца, медведя и их детенышей, мольберт, схема-мнемотаблица для составления рассказа, картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Ход

В группу заходит ребенок в костюме медвежонка.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гость из леса - маленький медвежонок.

Медвежонок: Я маленький мишка - топтыжка,

Я потерялся, ребятишки. Помогите, в лес меня вы проводите.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем медвежонку, проводим его в лес.

Дети: Да. (Звучит музыка. Перед детьми «болото с кувшинками»)

Воспитатель: Чтоб до берлоги нам дойти,

Путь нелегкий придется пройти. Вот болото на пути, Что же там? Скорей смотри!

(На кувшинках загадки - мнемотаблицы про диких животных) 3 - 4

- Это, ребята, загадки. Как же нам их прочитать?

Дети: Смотреть по знакам.

(Воспитатель раздает загадки на мнемотаблицах, дети их разгадывают)

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, на кувшинке какой-то знак. Возьмем его с собой, может, пригодится.

(Дети берут символ от схемы - знак вопроса «?»)

Воспитатель: Смотрите все вперед скорей, Шагаем дружно, веселей.

(Под музыку двигаются дальше. На столе разложены части целых картинок - Сосна и Медведь)

Воспитатель: Нужно части нам собрать, Что получилось рассказать.

Игра «Собери целое из частей». (Дети собирают картинки сосны и медведя)

Ответы детей: Это - сосна. У сосны есть корни, коричневый ствол, длинные ветки, зеленые иголки. На сосне растут шишки.

- Это медведь, он живет в лесу, медведь-дикое животное. У него есть голова, туловище, четыре лапы с когтями, маленький хвостик. На голове круглые уши, глаза, нос и пасть.

Воспитатель: Здесь знак еще один - возьмем, К берлоге дальше мы пойдем.

(Дети берут символ от схемы: «восходящее солнце» и «медвежата»)

(На столе лежат шапочки с изображением животных и картинки с изображением детенышей).

Воспитатель: Смотрите, шапочки какие, они ведь не простые. Шапочку надену, повернусь и в зверька я превращусь.

Игра - драматизация: «Кто Я?» (Дети надевают шапочки и рассказывают о диких животных).

Ответы детей: Я - волк, я дикое животное, живу в лесу в логове, моих детенышей называют волчата. (Лиса, Белка, Заяц).

Воспитатель: Вот еще два знака. (Сосны)

(Под музыку все двигаются дальше. На пути препятствие-куст. Под кустом коробочка с мнемотаблицами)

Воспитатель: Перед нами куст - кусток, Под кусточком кузовок.

- Смотрите, ребята, в коробочке еще таблички. Кто поможет разгадать, что здесь написано?

«Стихи по мнемотаблицам» (Дети рассказывают3 - 4 стихотворения, используя мнемотаблицы.)

Воспитатель: Смотрите здесь еще символ, возьмем его с собой.

(три медвежонка)

Физкультминутка:

Добрый лес, старый лес. Полон сказочных чудес!

(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

В гости к мишке мы идем И друзей с собой зовем (ходьба)

Ждут вас на лесной опушке Веселыезверюшки, Тут весёлые зайчата -

Длинноухие ребята. Прыг да скок, прыг да скок, Через поле за лесок.

(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)

А за ними шёл медведь, Да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!»

(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)

Вот ползёт сороконожка По тропинке на дорожку. Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе, или на плечах впереди стоящего)

Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок-скок-скок, Под мосток - и молчок.

(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд.)

Воспитатель: Вот и дошли мы до берлоге, а кто же это на пороге.

Дети: Медведица мама

Медведица: Спасибо вам, ребята, что привели мне моего медвежонка.

Но как же вы меня нашли? Наверно, трудный путь прошли.

Проходите в домик мой, Я покажу вам свой альбом.

(Медведица показывает картину «Утро в сосновом лесу)

Медведица: Посмотрите, какая красивая картина. Ее написал русский художник И. И Шишкин. Она называется «Утро в сосновом лесу». Давайте, составим по ней рассказ. Вы принесли с собой символы, которые помогут вам составить рассказ по картине. (По ходу рассказа логопед выставляет символы мнемотаблицы, выстраивая правильную последовательность рассказа.)

Примерный рассказ: Ранним утром сквозь высокие стройные сосны, пробиваются первые солнечные лучи, стоит утренний туман. На полянкук сломанной сосне, вышла мама медведица со своими маленькими пушистыми медвежатами. Один медвежонок встал на задние лапки и смотрит на туман. Второй медвежонок карабкается вверх по сломанной сосне к своему брату, который сидит наверху. Мама медведица следит за своими медвежатами. Медвежатам весело и интересно играть на лесной полянке.

Заслушиваются 2-3 рассказа. Логопед помогает использовать в рассказе слова-описания. (Воспитатель вызывает для пересказа 2 детей).

Медвежонок: Спасибо, ребята, что проводили меня домой. Вот вам от меня и моей мамы угощения (Медвежонок отдает корзинку с конфетами «Пчелка»)

Воспитатель: Спасибо медвежонок, а нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

- Ребята вам понравилось наше путешествие. А кто, что запомнил больше всего? Что вам понравилось? Мы на славу потрудились и все заслужили вкусные медовые конфетки.

Приложение 3

Планирование работы по теме «Весна» в старшей группе

Работа с мнемотаблицей на слово «весна».

1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники - первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Пересказ рассказа «Весна в окно стучится» по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках - ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

· Что делает весной солнце?

· Как солнце весной светит и греет?

· Что делают ручьи?

· Какие изменения происходят на реках?

· Что такое проталины?

· Как называются самые первые цветы?

· Что сделали насекомые?

· Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания «Весна - красна» по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам.

· Весной солнце часто появляется на голубом небе.

· Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.

· Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.

· Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы.

Составление рассказа о весне воспитателем.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник - первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Приложение 4

Игровые карточки, предъявляемые ребёнку старшего дошкольного возраста для развития памяти

Приложение 5

Образцы мнемотаблиц

«Кармашки»

«Игрушки»

Приложение 6

Рекомендации для психологов и педагогов

«Использование мнемо-таблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

С помощью мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т.д.

Мнемотаблица помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом работе по развитию связной речи детей. Мнемосхемы использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Приложение 7

Диагностика 1.

«Речевой этикет» - каждый испытуемый вводился в ситуацию, в которой должен был назвать соответствующий речевой штамп. Для эксперимента были отобраны 6 наиболее традиционных и доступных детям тем для подбора речевых ситуаций общения:

  1. Приветствие

  2. Знакомство;

  3. Просьба;

  4. Извинение;

  5. Конфликт в игре;

  6. Обращение к взрослому.

В каждой теме детям предлагались следующие речевые ситуации.

  1. Ты пришел в детский сад и встретил воспитательницу – Галину Юрьевну. Как ты будешь ее приветствовать? Как по- другому можно поздороваться?

  2. К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?

  3. Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог достать его. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?

  4. Ты играл с мячом возле клумбы. Увлекся игрой и нечаянно сломал любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?

  5. Ты захотел быть капитаном на корабле, на капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?

  6. Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?

После каждой ситуации фиксировались ответные реплики детей. Положительным считался ответ, включающий речевой штамп, соответствующий данной ситуации – 6 правильных ответов.

Диагностика 2

«Запрос информации» - выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык.

Каждый испытуемый ставился в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т.е. провести расспрос. Ребенку предлагалось путем расспроса определить задуманное животное из числа изображенных на картинка (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака). В качестве примера детям называлось несколько вопросов: это дикое или домашнее? Какая у него шерсть? Чем питается? Где живет? Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное). Выполнения задания детьми оценивалось по следующим показателям: умение правильно формулировать вопросы; самостоятельность в ведении расспроса; достигнута ли цель ( зверь правильно назван) и каким путем – 3 правильных ответа.

Диагностика 3

«Составление диалогов» - используют ли дети имеющиеся навыки диалогической речи (употребление этикета, запрос информации_ при самостоятельном составлении диалогов на предложенную нами ситуацию. Это задание предусматривало выявление уровня составления диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке. Детям демонстрировали картинку, на которой изображены два беседующих зайца, и предлагал придумать, о чем они говорят. Если ребенок отказывался, то ему предлагали наводящие вопросы. Диалоги детей анализировались по следующим критериям: самостоятельность в составлении диалога, виды реплик, объем информации, содержание диалога 4 правильных ответа.

Просмотров работы: 41942