ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Смирнова М.С. 1
1Набережночелнинский филиал Поволжской ГАФКСиТ, факультет физической культуры и спорта очной формы обучения, 5 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важнейших задач современной системы образования является воспитание разносторонне развитой личности, подготовленной к выбору будущей профессиональной деятельности. Общеобразовательная школа должна создать такое образовательное пространство, при котором учащиеся имели бы возможность осознанного самостоятельного выбора будущей профессии.

Профессиональное самоопределение школьников представляет собой процесс поиска или нахождения личностного смысла в выбираемом поле профессиональной деятельности [1]. Вопросы «Для чего нужна профессия?», «Как получить профессию?» особенно остро стоят перед учащимися специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают трудности в осмыслении и понимании их будущего профессионального пути. В связи с этим, актуализируется проблема изучения профессиональных намерений школьников с нарушением интеллекта с целью построения профессионально ориентированной работы, направленной, прежде всего, на формирование способности к самореализации их личностного потенциала.  

Цель исследования: выявить особенности профессиональных намерений школьников с нарушением интеллекта на этапе основного обучения.

Задачи исследования: 1) Изучить представление школьников с нарушением интеллекта о значении профессии в жизни человека. 2) Выявить особенности организации профессиональной ориентации учащихся в школе. 3) Проанализировать интересы школьников с нарушением интеллекта к различным видам деятельности.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Набережночелнинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 69 (VIII вида) с участием 24 школьников 9 классов в период с ноября 2014 г. по январь 2015 г.

Результаты исследования. Для проведения исследования нами была разработана анкета по определению профессиональных намерений школьников с нарушением интеллекта, состоящая из 17 вопросов.

Анализ ответов школьников по вопросам значения профессии для человека дал следующие результаты.

Отвечая на вопрос: «Что такое профессия?» 67% - девочек и мальчиков написали, что это способ зарабатывания денег и возможность быть независимыми, остальные 33% - не имеют представления о том, что такое профессия.

На вопрос: «Для чего, по-твоему, человеку нужна профессия?»  41, 2% девочек и 52, 2% мальчиков думают, что для зарабатывания денег,   41, 2% девочек и 15, 3% мальчиков - для того, чтобы стать культурным человеком, 23, 8% мальчиков - для повышения своего интеллекта, 8, 7% девочек и 12,5 % мальчиков - позволяет не зависеть от окружающих и       8, 7% девочек - приносить пользу обществу.

На вопрос: «Какой профессии, специальности ты хотел бы себя посвятить?» 78% девочек хотят обучиться специальности «Швея», 11% - быть кондитерами и 11% - штукатур-малярами. 50% мальчиков хотят обучаться на слесаря, 23% - быть плотниками и 17% - кондитерами.

На вопрос: «На каких мероприятиях учителя рассказывают о профессиях и как часто?» 50% девочек и 43,7% мальчиков ответили, что часто рассказывают во время классного часа, 25% девочек и 18,7% мальчиков - на общеобразовательных уроках, 11% девочек и 12,5 % мальчиков - на родительских собраниях и 7% девочек и 6,2% мальчиков - в кружках и секциях по интересам.

Изучая интересы школьников, было выявлено, что 75% девочек и 25% мальчиков посещают кружки по интересам (курсы английского языка, хореография, черчение), 25% девочек и 62,5% мальчиков - нигде не занимаются и 12,5% мальчиков посещают спортивные секции (футбол).

Анализ ответов на вопрос: «В каких кружках, секциях хотел бы заниматься?» показал, что 75% девочек и 37,5% мальчиков хотели бы заниматься спортом (гимнастика, танцы, футбол, атлетические тренировки), а 25% девочек и 62,5 % мальчиков ничем не хотели бы заниматься.

Таким образом, проведенные исследования выявили, что учащиеся не понимают, что такое профессия. Имеют представление об очень узком круге профессий. Спектр предлагаемых специальностей, изучаемых на уроках УПК очень малый. Сведения о профессиях они получают в основном на классных часах и общеобразовательных уроках. В школе недостаточно секций по интересам и спортивных кружков, поэтому многие учащиеся нигде не занимаются. 

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышении эффективности профессионально ориентированной работы, с направленностью на более глубокое изучение разного рода профессий доступных для школьников с нарушением интеллекта с учетом их интересов и потребностей.

Литература

1. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во - «Академия», 2008. - 318 с.

Просмотров работы: 908