СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Шалашина Н.И. 1
1Адыгейский государственный университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Шалашина Наталья Ивановна

Студентка 5 курса

Адыгейский государственный университет

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Шхахутова З.З.

Plot-role-playing game as means of formation of politeness in the older

preschool age

Shalashina Natalia I.

5-year student

Adyghe State University

Supervisor:

Ph.D., associate professor Shhahutova ZZ

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный процесс. Необходимо отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Анализ литературы по вопросам и проблемам сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:

- Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми длительный и сложный процесс. Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Вежливость - универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему, направленную на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствие ожиданиям партнера.

Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста: помогает воспринимать действительность и реагировать на нее. Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.

Игра является той формой организации жизнедеятельности старшего дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Сюжетно-ролевые игры представляют возможность максимально полного воспитания основных принципов и положений вежливости, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить, или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.

Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Исследование проходило в 3 этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Целью второго этапа эксперимента было формирование вежливости у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. На третьем этапе проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы.

На первом этапе был проведен эксперимент с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны различные диагностические методики; были выделены критерии вежливости (по Д.А. Виноградовой) (наличие знаний о проявлениях вежливости -знание вежливых слов; поведение по правилам вежливости; осознанное применение норм вежливости; способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости). На основе данных критериев были выделены следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста: низкий уровень, средний уровень и высокий уровень.

В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми, при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. 70 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 30% детей находиться на среднем уровне вежливости. Детей на высоком уровне сформированности вежливости не наблюдалось.

Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у детей о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида. Также мы использовали анализ педагогических ситуаций, при котором детям предлагалось проанализировать 7 проблемных ситуаций. Анализ был направлен на выявление способности к оценке поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости. Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у данной категории детей дошкольного возраста зафиксирован недостаточный уровень развития вежливости. Следовательно, возникает необходимость в дальнейшем развитии данного качества у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная нами диагностика, уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста позволила выявить трудности в усвоении детьми нравственных норм поведения, низкой мотивации к применению вежливых форм поведения в повседневной жизни. С целью преодоления выявленных недостатков нами были внедрены сюжетно-ролевые игры, в которых особое место отводилось воспитанию у дошкольников через игровую деятельность вежливости и эмоционального принятия нравственных норм поведения. Можно говорить о том, что наиболее подходящими можно считать следующие сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Супермаркет», «Поход в театр». Подобранные нами сюжетно-ролевые игры были включены в перспективный план.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Целью второго этапа эксперимента было формирование вежливости у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. На третьем этапе проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы.

Сравнительный анализ полученных данных на различных этапах показал периоды подъёма, пика и спада на этих этапах эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов. Проведенная работа показала повышение активности почти у каждого ребенка, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми. По результатам контрольного эксперимента можно с уверенностью сказать о том, что проведенная нами развивающая работа действительно эффективная при формировании у дошкольников навыков вежливости.

Сюжетно-ролевая игра для развития старших дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и именно через неё будет эффективно проходит процесс формирования вежливости. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно - ролевых игр в целях формирования вежливости ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

4

Просмотров работы: 2680