ПРОБЛЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Балашова О.В. 1, Дорофеева Н.В. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Валютное регулирование и контроль соотносятся как целое и часть целого, поскольку одним из направлений валютного регулирования, является регламентирование порядка совершения валютных операций, соблюдение валютного законодательства и в том числе предупреждение нарушений в валютной сфере. Без контроля валютное регулирование невозможно.

Следовательно, валютный контроль, является одним из методов валютного регулирования, а также методом регулятивного воздействия на валютные отношения. Валютный контроль в системе валютного регулирования есть проявление сущности власти и государства в валютной сфере.

В России органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство Российской Федерации.

Важной составной частью валютной политики государства является валютный контроль, включающий следующие меры:

- контроль в области валютных операций;

- контроль за перемещением валютных ценностей через таможенную границу;

- контроль за исполнением обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации производится по следующим принципам:

- единство систем валютного регулирования и контроля;

- единство внутренней и внешней валютной политики государства;

- приоритетными среди прочих являются экономические меры;

- государство и его органы исключают неоправданное вмешательство в осуществление валютных операций резидентов и нерезидентов;

- государство гарантирует защиту прав и интересов резидентов и нерезидентов в области валютных операций.

Финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения:

1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права;

2) в рамках поддержания единого порядка осуществления валютных операций, проведения государственного валютного контроля с целью упорядочения и охраны валютных отношений финансово-правого характера, прямо или косвенно имеющих отношение к образованию государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

3) в сфере реализации своих полномочий органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства, в том числе, валютное регулирование как часть системы валютной и денежно-кредитной политики.

Валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами в целях:

- создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

- установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

- регламентации международных расчетов;

- поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

- обеспечения желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

В современной России, когда экономический рост снизился и продолжается массированный отток капитала за рубеж, а российский финансовый рынок нуждается в защите, отмена валютных ограничений чревата пагубными последствиями. Чрезмерная валютная зависимость России может привести к утрате экономической, инвестиционной, технологической, а в конечном итоге и национальной независимости. Страны Западной Европы, а затем Центральной и Восточной Европы не спешат отменять валютные ограничения, в частности обязательную продажу выручки от экспорта.

Такие решения, как правило, принимаются при макроэкономической стабилизации страны. Отмене обязательной продажи части валютной выручки экспортеров приведет к сокращению предложения валюты на внутреннем валютном рынке и снижению курса рубля.

Кроме того, валютная выручка, продаваемая в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных золотовалютных резервов, необходимых, прежде всего для погашения государственного внешнего долга.

Осуществление расчетов между российскими участниками за пределами России потенциально чревато выведением все большей части финансовых потоков за пределы российской налоговой системы. Речь может идти об использовании принципов «оффшоров», по сути, когда на российской территории будет осуществляться само производство, а финансовые ресурсы будут официально размещаться во внешней сфере.

К такого же рода последствиям может привести и открытие крупными компаниями счетов за рубежом. Если такая возможность будет активно использоваться, то экономика России может столкнуться с масштабным оттоком ресурсов, что серьезно осложнит возможности для экономического роста.

В целом, основными целями валютного регулирования, с позиций рыночной экономики, в России должны быть:

- во-первых, усиление значимости национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления валютного курса.

- во-вторых, - стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам.

- в-третьих, стимулирование активности субъектов ВЭД, то есть поддержка промышленного экспорта и создание условий для развития импортозамещающих производств. Для их достижения, прежде всего, необходимо выделить рыночные принципы валютного регулирования, которые должны служить ориентирами валютной политики страны и своеобразной системой координат в построении валютного законодательства.

Специфика России заключается в том, что инвалюта циркулирует внутри страны параллельно с национальной. Такой ситуации нет ни в одном западном обществе. Рубль на своей территории постоянно вступает в конкуренцию с долларом США. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем.

Между тем обеспечение устойчивости рубля - главная задача ЦБ России, вмененная ему конституцией. Ровная динамика курса - важнейший индикатор макроэкономического здоровья и стабильности нации, это мощный фактор доверия правительству и его экономической политике. Это - положительный ориентир для рядовых налогоплательщиков и огромной массы мелких и средних предприятий.

Определенная жесткость стратегии валютного регулирования и контроля должна способствовать недопущению ущемления экономических интересов России. Изменение курса экономических реформ не означает отказа от принципиальных идей. По мере равноправного встраивания в мирохозяйственную систему валютное регламентирование будет либерализовываться, как это происходило в большинстве развитых стран.

Необходимо отметить, что в условиях глобализации роль валютного регулирования и контроля как инструмента экономической политики все больше возрастает, в связи, с чем возникает проблема формирования оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию как экспортно-ориентированных отраслей экономики, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок, в частности импортозамещающих производств.

В современном периоде влияние органов валютного регулирования на внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий по-прежнему будет значительным.

Мы считаем, что валютная стратегия должна описывать не только целевые ориентиры базовых макроэкономических элементов собственно валютной политики (режим валютного курса, роль государственных органов в регулировании валютного рынка, степень либерализации и достаточности валютных ограничений), но и более узкие прикладные задачи такие как : развитие рыночной инфраструктуры, ликвидность самого рынка.

При разработке валютной стратегии важно учитывать также степень влияния принимаемых решений на другие параметры макроэкономики, таких как: инфляцию, рост производства, инвестиции. Любое кардинальное решение в области валютного рынка должно предварительно проходить тщательную экспертизу научных институтов, регулирующих государственных органов, представителей бизнеса с точки зрения последствий реализации задач, сформированных в валютной стратегии страны.

Мы считаем, что основные цели валютного регулирования в России состоят следующем:

Во-первых, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс.

Во-вторых, стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерами.

В-третьих, стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности, т. е. поощрение промышленного экспорта и создание условий для импорта технологий, обеспечивающих развитие импортозамещающих производств.

Защищенность российских кредиторов, и без того слабая, может при свободном открытии счетов за границей российскими предприятиями понизиться до критической точки, когда банки предпочтут кредитовать только связанных заемщиков, меры воздействия на которых лежат за пределами правового поля.

Регулирование доступа иностранных банков на российский рынок банковских услуг необходимо, на мой взгляд, для обеспечения независимости национальной банковской системы.

При этом в целях повышения эффективности механизма обязательной продажи валюты, возможно, устанавливать ее объемы и сроки путем издания указов Президента по согласованию с Правительством и Банком России, либо другим способом, для оперативного управления данными нормативами в зависимости от экономической ситуации.

На данном этапе необходима не отмена валютных ограничений и валютного контроля, а оздоровление инвестиционного климата, замена портфельных инвестиций спекулятивного характера прямыми. Существующий порядок рубленых инвестиций нерезидентов в уставный капитал российских предприятий не требует получения лицензий и, по существу, направлен на вытеснение иностранной валюты из инвестиционной сферы. Однако он может быть использован для вывоза капитала, учитывая, что многие нерезиденты-инвесторы представляют собой оффшорные компании, созданные российскими предпринимателями, которые, продав акции, обменивают рубли на свободно конвертируемую валюту и переводят ее за рубеж без ограничений. В этой области должен действовать строгий валютный контроль, опирающийся на правовые нормы.

Так же требуется усовершенствование действующего таможенно-банковского валютного контроля должно включать следующие меры:

- распространить систему валютного контроля на все внешнеторговые операции. До сих пор валютным контролем не охвачен экспорт и импорт услуг, что объясняется сложностью определения моментов начала и окончания выполнения услуг, то есть неясно, как проконтролировать была ли вообще услуга;

- создать системы учета и мониторинга, совершенных через уполномоченные банки валютных операций резидентов, и единую базу данных о нарушениях законодательства.

Сформированная база данных на основе постоянного мониторинга за репатриацией в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям позволит оперативно выявлять факты нарушений валютного законодательства и принимать адекватные меры по их пресечению.

В заключение отметим, что для активизации роли валютного регулирования в обеспечении относительной финансовой стабильности и ускорении экономического роста России необходимо повысить его качество и результативность: более гибко изменять соотношение между рыночным и государственным валютным регулированием, учитывая валютно-экономическое положение страны и приоритет общенациональных интересов перед частнособственническими; создать условия справедливой рыночной конкуренции для повышения эффективности рыночного валютного регулирования курса рубля, формирования и использования государственных международных резервов; повысить эффективность государственных мер по сдерживанию продолжающегося оттока капитала из России в иностранные банки, особенно оффшорные зоны, в зарубежные активы, в том числе недвижимость.

Ориентация на повышение эффективности валютного регулирования должна проявляться в уточнении порядка проведения валютных операций резидентами и нерезидентами, в регламентации деятельности валютного рынка, прав и обязанностей юридических и физических лиц по вопросам владения, использования иностранной валюты при управлении международными резервами.

Целесообразно осуществлять валютное регулирование на основе принципов государственно-частного партнерства в целях привлечения валютных ресурсов российских корпораций банков для кредитования совместных инновационно-инвестиционных проектов. Здесь важно использовать дифференцированный режим валютного регулирования с применением льгот и санкций.

Например, ввести льготный режим валютного регулирования для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют модернизацию и инновацию своей деятельности или участвуют в процессе импортозамещения путем развития отечественного машиностроения, металлургии, химической промышленности.

Просмотров работы: 11920