ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ СЛУХА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Истомина И.А. 1, Середа А.А. 2
1"Северо-Кавказский федеральный университет"
2ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как и во всем мире, в нашей стране отмечается рост числа людей с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей дошкольного и школьного образования в России необходимо учитывать и факт увеличения количества детей с нарушением слуха.

Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах с пятидневным пребыванием детей, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих дошкольников и школьников с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Задача системы образования состоит в создании условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие глухоты, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям. Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование в различных условиях интеграции. Ранняя и комплексная абилитация позволяет достичь более высокого уровня языкового и психического развития личности неслышащего дошкольника и способствует более эффективной и качественной готовности ребенка к включению в общеобразовательную школу и к усвоению там предметных знаний наравне с обычными сверстниками. В нашей стране развитие инклюзивного образования, то есть обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах общеобразовательных школ, только начинается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды. Достижения отечественной сурдопедагогики и смежных наук во второй половине XX века привели к важному и закономерному этапу развития системы непрерывного образования лиц с нарушениями слуха – профессиональной подготовке в вузе. На рубеже веков в России систематическая подготовка студентов, имеющих нарушения слуха, по техническим и гуманитарным специальностям была организована в ряде вузов страны. Это способствует реализации их прав получения высшего образования в соответствии с Конвенцией ООН, позволяет людям с нарушенным слухом овладеть высокоинтеллектуальными профессиями, востребованными в обществе, имеет важное значение для более полноценной социальной адаптации. С целью реализации личностных запросов студентов с нарушенным слухом с учетом их индивидуальных способностей и познавательных потребностей на кафедре созданы условия для одновременного получения ими второго профессионального образования на других факультетах. В настоящее время ряд студентов получают второе высшее педагогическое образование в очно-заочной форме в области математики и информатики, физического воспитания, художественно-графической деятельности.

Подчеркнем, что студенты с нарушениями слуха нуждаются в определенной психолого-педагогической поддержке в образовательном процессе. Психологическая помощь особенно важна в адаптационный период на первом курсе, обеспечивается психологами, работающими на кафедре, а также службой кураторства.

Возможности лиц с нарушениями слуха в устной коммуникации учитываются при организации всего образовательного процесса в вузе. Учебный процесс проходит при постоянном использовании студентами индивидуальных слуховых аппаратов. На лекциях, семинарах, практических занятиях широко применяются компьютерные технологии, различные наглядные средства. Профессорско-преподавательский состав ознакомлен с особенностями организации обучения глухих и слабослышащих студентов, требованиями к устной коммуникации с ними. При необходимости используется жестовый перевод.

Обеспечение студентам с нарушениями слуха высокого уровня образования и профессиональной подготовки в педагогическом вузе в значительной мере зависит от владениями ими устной речью ‒ универсальным средством общения, познания окружающего мира, базой мышления. Усвоение достаточно сложной информации в условиях преимущественно устной коммуникации на лекциях, семинарских и практических занятиях, необходимость свободного владения устной речью в будущей профессиональной деятельности, активного общения со слышащими однокурсниками предъявляет высокие требования к уровню владения студентами с нарушениями слуха навыками слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) и воспроизведения устной речи.

Это обусловило необходимость включения в учебный план специальных коррекционных занятий по слухоречевой реабилитации, которые проводятся на всех годах обучения. Организация занятий по слухоречевой реабилитации предполагает деление студентов на подгруппы с учетом состояния нарушенной слуховой функции, уровня владения восприятием и воспроизведением устной речи, навыков устной коммуникации, выявляемыми в начале обучения в вузе; при необходимости используются индивидуальные формы работы. Основное содержание занятий составляет развитие у студентов восприятия устной речи разными сенсорными способами при целенаправленном побуждении к реализации произносительных возможностей, попутной коррекции произношения, активизации навыков устной коммуникации, обучении культуре речи и др. Речевой материал для специальной работы по развитию восприятия устной речи составляют, в основном, тексты диалогического и монологического характера, фразы, слова, словосочетания. Речевой материал включает терминологическую и тематическую лексику (из основных учебных дисциплин на данном курсе), а также разговорную лексику, необходимую молодежи с нарушениями слуха в общении. Для первокурсников с нарушением слуха на кафедре разработана концепция и содержание электронного учебного пособия «Словарь сурдопедагога», подготовлено аппаратурное и программное обеспечение комплекса. Проведение коррекционной работы по развитию устной речью предусматривает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов по заданиям преподавателя.

При включении ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную школу важно, чтобы ребенок был, насколько это возможно, максимально компенсирован. Некоторые условия, способствующие максимально возможному компенсированию психофизических нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (достижение психического, речевого уровня развития, необходимого для успешной адаптации в условиях общеобразовательной среды):

– широкое применение высокотехничных достижений современной медицины и вспомогательных технических средств;

– комплексная диагностика и интенсивная, коррекционно-развивающая работа специалистов, сопровождение ими ребенка с ОВЗ до полной социальной устойчивости в школьной среде, постоянный мониторинг;

– организованное (психологами и педагогами) участие родителей в воспитании и обучении своего ребенка;

– партнерство учащихся и педагогов общеобразовательного учреждения по отношению к особому ребенку, включенному в школьную среду.

Учитывая, что одной из причин интолерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями является неосведомленность общества о природе собственных способностей и возможностях таких детей, огромную роль играет специальная работа по реализации технологий, направленных на формирование установок на милосердное, терпимое отношение к таким детям.

В основу концепции интегрированного (инклюзивного) образования детей с нарушением слуха в системе общего образования положена идея Л.С. Выготского о главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка. Эта идея на протяжении многих лет активно изучалась и реализовалась в практике как в Западной Европе и США, так и в России. Инклюзивное образование – это практика направления учеников, нуждающихся в специальных услугах, в обычные классы, при условии изменения системы и принятия особого ребёнка на уровне всей школы. При этом признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

По мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, инклюзивное (интегрированное) образование детей с нарушениями слуха, получающих знания и воспитание в условиях общеобразовательной школы, способствует получению адаптивных навыков и мета-компетенций в той общественной среде, где им предстоит жить и работать после получения образования.

Дети с нарушенным слухом должны быть максимально подготовлены к условиям общеобразовательной школы для их комфортного включения в нормальную образовательную среду. Для данной инклюзии «нормальная среда» – это именно нормальная среда в абсолютно чистом понимании этого термина, т.е. это, например, когда в общеобразовательной школе (не со спецклассами и т.д.) «размещены» несколько достаточно компенсированных детей (один или не более 2-х в классе).

Важность максимальной подготовки детей со слуховой дисфункцией к условиям массовой школы обусловлена многими факторами:

- соблюдение международных норм в области прав человека вызывает повышение внимания к решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья со стороны государства;

-революционные изменения в области медицины и научно-технический прогресс в аудиологии и слухопротезировании, в том числе развитие кохлеарной имплантации, способствуют своевременной и адекватной электроакустической коррекции слуха плохослышащих;

-разработка и реализация новых педагогических, коррекционноразвивающих программ и технологий позволяют проводить успешную абилитацию и коррекцию развития глухих и слабослышащих детей, начиная уже с раннего возраста;

-ужесточение требований общества к уровню образования и личностным качествам индивида, в том числе и с нарушением слуха, является результатом изменившихся социально-экономических условий;

-наличие такого «российского фактора», как неподготовленность школьного общества к пониманию проблем детей с особыми образовательными потребностями, с возможностью совместного обучения и к участию в их судьбе, вынуждает специалистов проводить большую работу по подготовке ученического, педагогического и родительского коллектива общеобразовательной школы к принятию таких детей в свою среду;

-недостаточная готовность детей с нарушенным слухом к восприятию учебного материала и к установлению социальных контактов в условиях общеобразовательной школы неизбежно ведет к высокой потребности в получении инклюзивными детьми адресной специальной помощи.

Для эффективной подготовки ребенка с нарушениями слуха к требованиям, которые предъявляет общеобразовательная школа, недостаточно коррекционной работы, которая предусмотрена образовательной программой в дошкольном учреждении компенсирующего или комбинированного вида. Необходимы и дополнительное получение специальной помощи в специализированном Центре, и серьезное участие родителей в коррекционно-развивающей деятельности своих детей. Под специальной помощью понимается интенсивная и разноплановая коррекционно-развивающая работа (в том числе психолого-педагогическое сопровождение в школе), позволяющая достичь того необходимого уровня у детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего включить их в общеобразовательную среду в качестве полноценных членов общества.

Просмотров работы: 2144