Математическая модель — это близкое к существующему описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики.
Цель моделирования: исследовать объекты и предугадывать результаты наблюдений.
Математическое моделирование незаменимо в тех случаях, когда эксперимент невозможен или затруднен по тем или иным причинам. Невозможно проверить правильность той или иной теории.
Основные этапы математического моделирования:
1) Построение модели. На этом этапе задается некоторый «нематематический» объект — некая конструкция, экономический план, производственный процесс и т. д. При этом, как правило, четкое описание ситуации затруднено. Сначала выявляются основные особенности явления и связи между ними на качественном уровне. Затем найденные качественные зависимости формулируются на языке математики, то есть строится математическая модель.
2) Решение математической задачи. Разработка алгоритмов и численных методов решения задачи.
3) Интерпретация полученных следствий из математической модели. Полученные сведения преобразовать для понятного объяснения.
4) Проверка адекватности модели. Согласование результатов эксперимента с теоретическими следствиями из модели в пределах определенной точности.
5) Модификация модели. На этом этапе происходит либо усложнение модели, чтобы она была более адекватной действительности, либо ее упрощение ради достижения практически приемлемого решения.
Математическое моделирование бывает:
- Аналитическое - процессы функционирования элементов системы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических и т.д.) или логических условий.
- Имитационное – моделирование, при котором реализующий модель алгоритм воспроизводит процесс функционирования системы во времени, причем имитируются все явления, входящие в процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности. Основным преимуществом имитационного моделирования перед аналитическим является возможность решения более сложных задач.
- Комбинированное – объединяет в себе предыдущие два вида моделирования: аналитическое и имитационное. Это позволяет получить более точные показатели для задачи
Симплекс метод - это универсальный метод для решения линейной системы уравнений или неравенств и линейного функционала, так как позволяет решить задачу линейного программирования, записанную в каноническом виде. Если система ограничений задана в стандартной форме, то ее переводят в каноническую форму путем добавления новых переменных.
Общая идея симплексного метода (метода последовательного улучшения плана) для решения задачи линейного программирования заключается в следующих моментах:
- умение находить начальный опорный план;
- наличие признака оптимальности опорного плана;
- умение переходить к нехудшему опорному плану.
На примере хлебопекарного магазина «Шоколадница» рассмотрим задачу:
В «Шоколаднице» изготавливают два вида тортов «Зимняя вишня». Нормы затрат продуктов на один торт и запасы хлебопекарного магазина выглядят следующим образом:
Название продуктов |
Запасы на один торт (у.д.е.) |
Запасы |
|
I |
II |
||
Мука |
2 |
3 |
18 |
Вишня |
8 |
7 |
56 |
Темный шоколад |
0 |
3 |
15 |
Белый шоколад |
3 |
0 |
18 |
Маргарин |
1 |
2 |
6 |
Сахарный песок |
6 |
3 |
18 |
Необходимо составить план выпечки тортов для максимизации прибыли, если первый вид торта стоит 10 у.д.е., а второй – 12 у.д.е., причем в ассортименте должны быть оба вида тортов.
Для решения поставленной задачи применим наиболее доступный и простой метод линейного программирования. Составим экономико-математическую модель задачи, состоящую из системы ограничений, условия не отрицательности и целевой функции с видом оптимизации. Введём обозначения: примем, что будет выпускаться штук первого вида торта, а второго вида торта штук.
Так как в ассортименте должны быть оба вида тортов, то количество выпускаемой продукции должно быть положительным.
Математическая модель данной задачи примет вид:
.
Запишем систему ограничений в каноническом виде, для этого введем дополнительные переменные: соответственно для каждого уравнения системы, и подготовим эту систему и целевую функцию для решения симплекс-методом.
Далее идёт процесс работы с симплекс-таблицами.
Симплекс-таблица №1.
18 |
2 |
3 |
|
56 |
8 |
7 |
|
15 |
0 |
3 |
|
18 |
3 |
0 |
|
6 |
1 |
2 |
|
18 |
6 |
3 |
|
0 |
-10 |
-12 |
Находим разрешающие столбец и строку с учётом того, что, разрешающий элемент и выполняем пересчёт элементов таблицы. Приходим к следующим таблицам.
Симплекс-таблица №2
9 |
1/2 |
-3/2 |
|
35 |
9/2 |
-7/2 |
|
6 |
-3/2 |
-3/2 |
|
18 |
3 |
0 |
|
3 |
1/2 |
1/2 |
|
9 |
9/2 |
-3/2 |
|
36 |
-4 |
6 |
Симплекс-таблица №3
8 |
-1/3 |
||
26 |
-1 |
||
9 |
1/3 |
||
12 |
-2/3 |
||
2 |
-8/9 |
||
2 |
2/9 |
1/3 |
|
4 |
8/9 |
По таблице видим, чтобы максимизировать прибыль от реализации торта «Зимняя вишня» первого вида нужно произвести 2 торта, а второго вида также 2 торта.
Вывод: с помощью симплекс-метода мы смоделировали ситуацию и узнали все необходимые показатели при данных условиях.
Нормативы потребления компонент торта обычно не меняются, а вот если изменится количество запасов продуктов, необходимо будет поставленную задачу пересчитывать заново.
Математическое моделирование с применением симплекс метода позволяет предугадать расходы/доходы, будущие траты фирмы или ее потери. При правильном расчете с учетом всех внутренних и внешних факторов мы можем предугадать ситуацию на предприятии.
Список используемой литературы
1. Долгополова А.Ф., Гулай Т.А., Литвин Д.Б. Перспективы применения математических методов в экономических исследованиях // Аграрная наука, творчество, рост / Ставрополь, 2013. 252-254 с.
2. Исследование операций (учебное пособие) / Крон Р.В., Попова С.В., Долгих Е.В., Смирнова Н.Б. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11-1. С. 118-119.
3. Математические методы в экономике [Электронный ресурс] — URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/Математическиеметодывэкономике.
4. Морозова О.В., Долгополова А.Ф., Попова С.В., Крон Р.В., Смирнова Н.Б., Долгих Е.В., Тынянко Н.Н. Комплект рабочих тетрадей по курсу высшей математики для экономических специальностей. // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № S4. С. 22.
5. Попова С.В., Смирнова Н.Б. О прикладной направленности математики в высшей школе. // Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона: сб. научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / Ставрополь: АГРУС Ставропольского ГАУ, 2013. С. 260-264.
6. Смирнова Н.Б., Попова С.В. Проблемы создания математических моделей эколого-экономических систем в процессе взаимодействия человека и окружающей среды // Культура и общество: история и современность материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Филиал РГСУ в г. Ставрополь; под редакцией О. Ю. Колосовой, Т. В. Вергун, Р. Ф. Гударенко. г. Ставрополь, 2014. С. 185-190.
7. Мамаев И.И., Бондаренко В.А. Моделирование экономических процессов с использованием методов линейной алгебры// Аграрная наука, творчество, рост/ Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. – Ставрополь, из-во «АГРУС», 2013г. С. 266-268.
8. Смирнова Н.Б., Демьянчук У.В. Применение математики в экономике // Культура и общество: история и современность: материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под редакцией: Колосовой О.Ю., Гударенко Р.Ф., Ряснянской Н.А., Красиковой Е.А. Ставрополь, 2013. с. 144 – 147.
9. Линейная алгебра (учебное пособие) / Крон Р.В., Попова С.В., Долгих Е.В., Смирнова Н.Б. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11-1. С. 115.
10. Смирнова Н.Б., Попова С.В. Системный подход к образованию, его проблемы и перспективы развития. // Культура и общество: история и современность: сб. материалов II Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. под редакцией: Колосовой О.Ю., Гударенко Р.Ф., Ряснянской Н.А., Красиковой Е.А. / Ставрополь, 2013. С. 41 - 47.