СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Рябова Д.О. 1, Сумина Е.В. 1
1Южно - Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) Миасс, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Правосудие – конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

В статье 10 Конституции Российской Федерации1 закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти.

Реализация идеи обособленного от других органов государства, ветвей власти, общественных объединений и т.д. существования судебной власти предполагает: во-первых, рецепцию соответствующим государством принципа разделения властей со всеми вытекающими последствиями; во-вторых, ее закрепление на конституционном и законодательном уровнях; в-третьих, формирование самостоятельной, автономной и самоуправляющейся судебной системы или систем вне структур законодательной или исполнительной ветвей власти, вне каких-то иных органов и институтов гражданского общества. Сегодня суд в России - самостоятельный орган в организационном смысле этого слова, он не входит в качестве элемента ни в какой другой орган государства, общественного объединения или какую-либо систему органов, за исключением собственной.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.

Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.

Для эффективного осуществления Конституционным судом своих полномочий необходимо установление особого статуса его судей. Во многом положения этого статуса аналогичны статусу судей всех судов в Российской Федерации, однако, учитывая особую важность конституционного судопроизводства, существуют и некоторые отличия, поэтому можно говорить об актуальности темы курсовой работы «Правовой статус судьи Конституционного суда РФ».

Объектом исследования являются общественные и правовые отношения, возникающие при наделении судьи особым статусом.

Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие вопросы правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Целью представленной работы является рассмотрение различных элементов, составляющих статус судьи Конституционного Суда РФ.

Задачи работы:

  • проанализировать структуру и организацию Конституционного Суда Российской Федерации;

  • установить порядок назначения и избрания судьи;

  • определить порядок приостановления и прекращения деятельности судьи Конституционного Суда;

  • исследовать особенности правового положения судьи Конституционного Суда;

  • представить комплексный анализ элементов, составляющих статус судьи конституционного суда.

В данной работе использованы такие методы познания как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический.

Вопросы правового статуса судьи Конституционного Суда исследовались в работах ученых, специализирующихся в области конституционного права: Е. Б. Абросимова, Т. Н. Васильева, Н. В. Витрук, К. Ф. Гуценко. М. И. Клеандров, О. Е. Кутафин, Ю. Л. Шульженко.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. В первой главе раскрывается история возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, назначение и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, а также его структура и организация. Во второй главе рассматриваются статус судьи Конституционного Суда, особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации. В заключении делается обобщение, и выносятся предложения по решению существующих проблем.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1.1 История возникновения и развития Конституционного суда РФ

Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать «разнобой и пестроту» в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области Конституционного Суда, конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.2

Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. 3

Михаилом Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Убежденный в том, что многие старые государственные структуры не служат перестройке, Горбачев стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими население и ответственными перед ним. Схема новых государственных структур на республиканском уровне предполагала, что каждая союзная республика будет иметь так же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую легислатуру (Съезд и Верховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано общественными организациями. Однако эти намерения были встречены такими возражениями, что Союзный центр был вынужден позволить каждой республике решать эти вопросы самостоятельно. В итоге все республики, за исключением России, предпочли одноступенчатую систему представительных органов. Практика избрания депутатов общественными организациями в республиках также практически не применялась.

Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не столько формально.

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимогооргана конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.

23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона «О конституционном надзоре в СССР».4 В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора - квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту.

Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой области следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положенийзакона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции.

В то же время некоторые решения Комитета, в особенности, касающиеся взаимоотношений между республиками и центром, не были встречены с энтузиазмом. Так, когда в РСФСР был принят закон, запрещающий руководителям государственных органов одновременно руководить и общественными организациями, президент Горбачев попросил Комитет рассмотреть данный закон с точки зрения его конституционности. Очевидно, что закон ставил целью предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постах лидеров КПСС. Комитет постановил (при одном голосе против), что данный закон нарушал конституционные права государственных служащих и членов общественных организаций.

Между тем ценно уже то, что Комитет конституционного надзора был первой попыткой создания учреждения подобного рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы.

Еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.

Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки кКонституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде РСФСР от 12 июля 1991года.5

Этот закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержал ряд действительно важных положений,регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда. В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении, что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.

Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 года были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д.Зорькина своим председателем.

Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму «дела КПСС». Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда, несомненно, было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 года, суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел6. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей.

Во второй половине 1992 года Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС7. Это «дело века» получило подробное освещение, как в национальных, так и в международных средствах массовой информации.

24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ № 22888 Закон от 12 июля 1991 года отменен, и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 года этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом Российской Федерации стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.

Таким образом, еще в 70-е гг. советские юристы осторожно выдвинули идею создания независимогооргана конституционного контроля. В 1989 году был принят закон «О конституционном надзоре в СССР». В соответствиис ним был образован Комитет конституционного надзора, однако он функционировал менее двух лет. Впоследствии было выдвинуто несколько проектов договоров о создании Конституционного Суда, как преемника Комитета конституционного надзора. И в 1991 году было принято решение о создании Конституционного Суда.

§1.2 Назначение и компетенция Конституционного суда РФ. Структура и организация Конституционного суда РФ

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ» Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.9

Конституционный суд в РФ был создан в 1991 году. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ» компетенция Конституционного суда РФ заключается в том, что он:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

К принципам конституционного судопроизводства относят:

  • Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

  • Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

  • Гласность

Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым.

  • Устность разбирательства

Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации.

  • Язык конституционного судопроизводства

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

  • Непрерывность судебного заседания

Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

  • Состязательность и равноправие сторон.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовитсяи вносится с соблюдением установленного порядка.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации10 на основе Конституции Российской Федерации и № 1-ФКЗ устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. К принципам конституционного судопроизводства относят: независимость, гласность, коллегиальность, устность разбирательства, язык конституционного судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

Подводя итог, можно сказать, что Конституционный Суд Российской Федерации в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе «правотворчества». Сегодня в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном Суде Российской Федерации, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§2.1 Статус судьи. Порядок назначения и избрания судьи

Согласно этимологическому словарю11 слово «статус» происходит от латинского слова status и означает «состояние, положение». В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словом «конституционный» или «правовой»:

Статус правовой (лат. status) -установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

Конституционно-правовой статус - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей.

Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит и судья, считает Е.Б. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования - назначение или избрание; второй элемент - порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит характеристику компетенции субъекта, а также порядкаи способов ее реализации; четвертый элемент можно охарактеризовать как содержащий особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов - носителей государственной власти. Е.Б. Абросимова подчеркивает: учитывая особое место судебной власти в механизме государства и специфику ее осуществления, правовой статус ее носителя - профессионального и непрофессионального судьи - урегулирован значительно детальнее, чем правовой статус носителей законодательной и исполнительной власти.12

В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»13, а именно, в статье 12 говорится, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статус судьи конституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в общей судебной системе. Поэтому статус судьи конституционного суда по отношению к единому статусу судей в государстве будет специальным статусом.

С точки зрения нормативного регулирования статус конституционного судьи подразделяется на конституционно-правовой и на закрепленный в законах и подзаконных актах. Различают статус действующего судьи конституционного суда и статус судьи, пребывающего в отставке. Можно выделить и статус судьи, полномочия которого приостановлены. Если рассматривать статус судьи конституционного суда как конкретного лица, то в этом случае статус судьи индивидуален.

В соответствии со ст. 8 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Указанные в статье 8 Федерального Конституционного закона требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда соответствуют высокому государственно-правовому статусу этого органа.

Закон «О Конституционном Суде РСФСР» (статья 12) допускал назначение судьей гражданина, достигшего «не менее 35 и не более 60 лет». Действующий Закон «поднял нижнюю возрастную планку» до 40 лет, что значительно выше, чем для других судов РФ, но не установил «верхнюю планку». Но поскольку достижение судьей предельного возраста пребывания в должности является основанием прекращения его полномочий, судьей не может быть назначен гражданин, достигший 70 лет.

Что касается юридической профессии, то разработчики Закона и законодатель «понимали термин «юридическая профессия» широко, как всякую деятельность, где применяются (или могут применяться) юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения».14

Возраст действующих судей Конституционного Суда - объективное свидетельство становления их правосознания и предшествующего стажа работы по юридической профессии в системе Советского государстваи права, не имеющих с РФ и действующей Конституцией почти ничего общего.

Одного 15-летнего стажа юридической профессии для назначения судьей Конституционного Суда недостаточно: имея большой юридический стаж, можно быть плохим юристом. Требуется так же, как устанавливает статья 8 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», «признанная высокая квалификация в области права». Обычно ее подтверждением являются ученые степени кандидата или доктора юридических наук: их имели большинство впоследствии назначенных судей Конституционного Суда.

Безупречная репутация - довольно неопределенное требование к назначаемым судьями Конституционного Суда. В любом случае кандидат в судьи должен обладать общепризнанными моральными качествами.

Избрание или назначение судьей означает - по мнению избиравших и назначавших - соответствие кандидата всем установленным Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» требованиям.

Порядок назначения судей Конституционного Суда детализирован Регламентом Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ.15 В соответствии с ним Председатель Совета Федерации для назначения судьи Конституционного Суда в течение 14 дней при необходимости созывает внеочередное заседание Совета Федерации; представленные Президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерациипо конституционному законодательству, который готовит для заседания Совета Федерации заключение по каждой кандидатуре; после обсуждения на заседании Совета Федерации каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования; назначение на должность или отклонение представленной Президентом кандидатуры оформляется постановлением Совета Федерации.

Назначение судьи Конституционного Суда производится голосованием большинства от общего числа членов Совета Федерации, а не от числа присутствующих на заседании его членов. Общее число членов Совета Федерации определяется исходя из части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Данное положение взаимосвязано со статьей 18 №1-ФКЗ, в соответствии с которой о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Президента и Совет Федерации должен уведомить сам Конституционный Суд, что означает открытие вакансии. С целью поддержания полноты состава Конституционного Суда, необходимого для обеспечения кворума в его заседаниях, данные положения Закона обязывают Конституционный Суд уведомлять Президента и Совет Федерации об открытии вакансии незамедлительно.

Таким образом, статус судьи конституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в общей судебной системе. С точки зрения нормативного регулирования статус конституционного судьи подразделяется на конституционно-правовой и на закрепленный в законах и подзаконных актах. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

§2.2 Характеристика компетенции судьи Конституционного суда РФ и особенности правового положения судьи Конституционного суда РФ

Судья Конституционного Суда:

  • участвует во всех заседаниях конституционного суда с правом решающего голоса;

  • имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

В качестве примера можно рассмотреть судебную практику Конституционного Суда, а именно, особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Г.А.Гаджиева по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»16 по жалобе гражданки И.Г.Черновой, в котором он высказал свое мнение о несогласии с большинством судей, голосовавших за принятие определения. Конституционный Суд Российской Федерации в данном деле установил, что если законом, примененным в конкретном деле, конституционные права и свободы не нарушаются, а конкретное нарушение произошло в результате неправильного применения закона, т.е. когда правоприменитель действовал в противоречии с законом (вопреки закону), то тогда необходимость рассмотрения дела в Конституционном Суде отпадает и производство по делу подлежит прекращению. Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не только стремится защитить свое нарушенное право, т.е. преследует частный интерес, он реализует и свое конституционное право на участие в управлении делами государства (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации), т.е. преследует публичный интерес, который состоит в том, чтобы устранить возникшую неопределенность в вопросе о том, соответствует ли примененная (или подлежащая применению) норма закона Конституции России. Исходя из того, что основанием жалобы в Конституционный Суд является не только частный, но и публичный интерес, формулировка статьи 97 «закон затрагивает конституционные права и свободы граждан» позволяет, считать допустимыми жалобы частных лиц и в следующих случаях:

1) когда конституционные права и свободы граждан были защищены вышестоящими правоприменительными инстанциями, однако на какой-то стадии правоприменения в результате применения нормы закона в конкретном деле указанные права и свободы оказались затронутыми;

2) когда в результате применения нормы закона правоприменительный орган, избрав один из вариантов толкования нормы, соответствующий Конституции России, избегает нарушения конституционных прав и свобод гражданина, однако в иной ситуации иной правоприменитель может применить норму закона иначе, нарушая конституционные права и свободы.

Гражданин, права которого не были нарушены, но оказались затронутыми в результате применения нормы закона, допускающей различное истолкование, в том числе и не соответствующее Конституции России, имеет право потребовать от Конституционного Суда устранить неопределенность в вопросе о том, соответствует ли норма закона, допускающая различную интерпретацию, Конституции России.

В таком случае у Конституционного Суда появляется возможность зафиксировать только конституционное истолкование нормы, допускающей двоякое толкование, сделав вывод о соответствии нормы закона Конституции России, но только при условии ее истолкования конституционным образом.

Такими неопределенными по своему содержанию являются нормы, содержащиеся в статьях 6, 7 (подпункт 1 пункта 2 части первой), 9 (часть первая) Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Указанные нормы при их применении, в силу их неопределенности, затрагивают такие конституционные права граждан, как право на достоинство личности (статья 21, часть 1), право на неприкосновенность частной жизни (статья 23, часть 1), право свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4).

Поэтому оспоренные нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо оценить с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации. При прекращении производства по делу в случаях, если в ходе заседания выявляются основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению (статья 68 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), Конституционный Суд не должен давать оценку норм оспоренного закона, так как дело прекращается.17

  • обладает другими правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и Законами Российской Федерации.

Статья 16 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает принцип равенства прав конституционных судей. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда несет ряд обязанностей. Основные из них перечислены в тексте присяги, он обязан добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях Конституционного Суда, в голосованиях при рассмотрении дел; не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции Конституционного Суда; не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этим вопросам.

Также судья не вправе: быть депутатом, третейским судьей, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег; принадлежать к политическим партиям и движениям.

Исходя из вышесказанного, можно выделить особенности правового положения судьи Конституционного суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией, законом (законами) о конституционном строе.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, установленными законом основаниями и порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, неприкосновенностью, правом на отставку, запретом, какого бы то ни было вмешательства в его профессиональную деятельность, предоставлением судье материального, социального и т.п. обеспечения, гарантией безопасности.

Серьезной гарантией независимости судьи конституционного суда являются возможность разрешения дел на основе внутреннего убеждения судьи, его объективность, беспристрастность и личностные качества как гражданина.

Принцип независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации и его гарантии установлены статьей 13 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями сведений о ходе совещания. В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила - обеспечения тайны совещания судей. Но нередко при этом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, - ограждение судей от влияния извне, со стороны. Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи внутри судейской коллегии и со стороны председателя суда. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное дело. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ18. Но обеспечена ли независимость судей на самом деле? Ограничение независимости судей начинается с формирования судейского корпуса. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Назначение федеральных судей Президентом создает крепкую базу для самостоятельности судей и их независимости. Но в действительности судьи не обретают этой базы. Одна из причин кроется в формировании судейского корпуса.

Механизм назначения на должность судья включает в себя несколько этапов:

1) отбор и выдвижение кандидатов;

2) сдача квалификационного экзамена;

3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;

4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.

После вынесения заключения квалификационной коллегии о даче рекомендации кандидату для занятия должности судьи последнее слово остается за председателем суда. Председатель суда может согласиться или не согласиться с заключением квалификационной коллегии, но при этом председатель не имеет никаких сведений о кандидате. Возникает вопрос: каким образом председатель суда может давать решающую рекомендацию для составления списков кандидатов на должность судьи, которые затем будет рассматривать Президент? Это пробел в нормативной базе не имеет объяснения. Еще одной из причин ограничения независимости судей является зависимость судей от вышестоящей судебной инстанции.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федераций связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, соответствуют гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой зашиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Денежное содержание судьи не может быть уменьшено в течение времени пребывания его в должности.

Указами Президента Российской Федерации судьям Конституционного Суда Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс. К должностному окладу предусмотрены также доплаты за выслугу лет, за ученую степень или ученое звание, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др. У Судьи Конституционного Суда Российской Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Он имеет право бесплатного проезда в пределах Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси), а также другие преимущества и льготы.19

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 27 мая 1996 года «О государственной охране»20 государственная охрана предоставляется Председателю Конституционного Суда в течение срока его полномочий.

Судья Конституционного Суда может добровольно уйти в отставку в любое время. Это служит серьезной гарантией его независимости.

Отставка может наступить и по не зависящим от судьи обстоятельствам (по истечении срока полномочий, с наступлением пенсионного возраста, по состоянию здоровья, в случае признания судьи недееспособным и др.).

Таким образом, судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда обязан добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях Конституционного Суда, не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этим вопросам. Судья Конституционного Суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией, законом (законами) о конституционном строе.

Подводя итог, можно сказать, что проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно прийти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Следует подчеркнуть , что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Заключение

В Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая, судебная реформа, и закладываются основы правового государства. Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судьями, - решающее значение. Оно состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто после соответствующих процедур принимает окончательное решение. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

Судебная власть становится все более самостоятельной, все более эффективно влияет на общественные процессы в стране. В то же время сохраняется негативная общественная оценка деятельности судей в современной России, а именно, такой принцип, как независимость судей. Обеспечена ли независимость судей на самом деле?

Законодательно установлено

В ст. 29 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлено, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Недостатки

Ограничение независимости судей начинается с формирования судейского корпуса. Назначение федеральных судей Президентом создает крепкую базу для самостоятельности судей и их независимости. Но в действительности судьи не обретают этой базы. Одна из причин кроется в формировании судейского корпуса. После вынесения заключения квалификационной коллегии о даче рекомендации кандидату для занятия должности судьи последнее слово остается за председателем суда. Председатель суда может согласиться или не согласиться с заключением квалификационной коллегии, но при этом председатель не имеет никаких сведений о кандидате. Возникает вопрос: каким образом председатель суда может давать решающую рекомендацию для составления списков кандидатов на должность судьи, которые затем будет рассматривать Президент? Это пробел в нормативной базе не имеет объяснения.

Еще одной из причин ограничения независимости судей является зависимость судей от вышестоящей судебной инстанции.

Предложение

Необходимо так изменить законы и неформальные практики, чтобы судьи перестали бояться чиновников, а опасались потерять репутацию честного и беспристрастного судьи.

Можно предложить несколько мер по решению данной проблемы:

1. Устранить зависимость судей от президента. По Конституции РФ Президент назначает всех федеральных судей и предлагает Совету Федерации для утверждения кандидатуры членов высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). Законом установили, что Президент предлагает не только кандидатуры судей, но и их председателей, а также их заместителей. А ведь от них зависит очень многое в судьбах всех судей. Поэтому нужно законодательно закрепить, что судья должен назначаться пожизненно на свой пост, без возможности его переназначить.

2. Сломать судейскую административную иерархию. Необходимо ликвидировать внутреннюю зависимость судей от судейской бюрократии и внешнюю – от исполнительной власти, но не трогать процессуальную вертикаль, которая есть и будет всегда. Административная вертикаль – это отношения субординации: приказ не обсуждается, а исполняется. Процессуальная вертикаль, дающая возможность обжаловать и повторно рассматривать дела, повышает вероятность справедливого судебного решения.

Чтобы ликвидировать зависимость судей от судейского начальства, которое само зависит от политического руководства страны, необходимо изъять у председателей всех судов полномочия или неофициальные возможности:

  • распределять дела среди судей (можно бы делать это по жребию);

  • не соглашаться с рекомендацией кандидата на должность судьи;

  • возбуждать дисциплинарное производство в отношении судей;

  • определять карьерный рост судей и влиять на их материально-бытовое обеспечение.

Обоснование

Если бы председатели высших судов и их заместители назначались пожизненно, то была бы надежда на их независимость. Но они назначаются лишь на 6 лет, причем с правом Президента их переназначить. Естественно, в такой ситуации руководители судов ни в чем не станут перечить не только Президенту, но и всем чиновникам, выступающим от его имени.

Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия, но, к сожалению, на практике этот принцип до конца не работает. Становление независимого суда, как свидетельствует история многих стран, является длительным и сложным процессом. Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной обеспечить объективное и беспристрастное правосудие, эффективно защищать права и свободы человека.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.

  2. Федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

  4. Федеральный Закон от 27 мая 1996 года «О государственной охране»

№ 57-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.

  1. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.

  2. Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. – 1992. – № 170.

  3. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 года № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 7. – Ст. 795.

  4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.

  5. Регламент Конституционного Суда РФ // «Вестник Конституционного Суда РФ». – № 1. – 2011.

Судебная практика:

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой // Вестник Конституционного Суда РФ. –1998. – № 6.

Учебники и учебные пособия:
  1. Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): Учебное пособие. – М.: «Норма». – 2002. – 112 с.

  2. Витрук Н.В. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана / Закон и право. – 2010. – 363с.

  3. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Издательство БЕК. – 2005. – 170 с.

  4. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты. –

М.: Наука. – 2011. – 448 с.

  1. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. – М.: Издательство «ЮНВЕС». – Москва. – 2003.

Статьи и научные публикации:

  1. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста / Д. Барри // Государство и право. – 2006. – № 10. С. 77–78.

  2. Кутафин О.Е. Развитие конституционного правосудия // Российский конституционализм. – М.: Изд-во «Норма». 2010. С. 502 – 542.

  3. Обеспечение прав и свобод граждан – конституционная цель правосудия / А.Гагиев // Российская юстиция. – 2014. – № 7. – С. 8.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года //Российская газета. 1993. № 237.

2 Правоохранительные органы : учебник / под. ред. К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалева. М.: Изд. БЕК 2005. С. 158– 170.

3 Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста / Д. Барри // Государство и право. 2006. № 10. С.77–78.

4 Закон СССР от 23.12.1989 № 973-1 «О конституционном надзоре в СССР» //Правовая система «Гарант»

5 Закон РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 30. Ст. 1017.

6 Указ Президента РСФСР от 19.12.1991 № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1902.

7 Указ Президента РСФСР от 23.08.1991 № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 35. Ст.1149.

8 Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета. 1994. № 11.

9 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

10 Регламент Конституционного Суда РФ // «Вестник Конституционного Суда РФ». № 1. 2011.

11Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». М.: 2003.

12 Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): Учебное пособие. М.: 2002. С. 76.

13 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

14 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Комментарий. М.: Юридическая литература, 1996. С. 62.

15 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.

16 Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

17 Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 6.

18 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

19 Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 7. Ст. 795.

20 Федеральный Закон от 27 мая 1996 года «О государственной охране» № 57-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

Просмотров работы: 18541