КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Печерских Т.Ф. 1, Тимофеев Ю.А. 1
1Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникативный метод обучения (КМО) является ключевым в процессе преподавания иностранного языка (ИЯ). Специфической особенностью КМО является приближение процесса обучения к реальной коммуникации. Изучением КМО занимались многие ученые, в том числе Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд, Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова и др.

Данный метод имеет пять основных принципов: речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны. Рассмотрим каждый принцип в плане содержания.

Принцип речевой направленности предполагает применение коммуникативно-ценного речевого материала. На уроке используются различные предложения и фразы, тесно связанные с текущей коммуникативной ситуацией, для которой в течение урока дается определенный лексический материал.

Принцип индивидуализации должен учитывать особенности учащихся. Свое отношение к среде человек выражает через речь и в связи с тем, что каждый человек уникален, то и речь его сугубо индивидуальна. Индивидуальная же реакция возможна только тогда, когда речевая задача будет соответствовать его интересам и потребностям.

Суть принципа функциональности заключается в том, что любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, так как не происходит переноса, например, когда при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей.

Функциональность определяет отбор и организацию материала, адекватные процессу коммуникации. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Помимо этого необходимо создать обеспечение единства лексической, грамматической и фонетической сторон говорения.

Принцип ситуативностибазируется на том факте, чтокоммуникативность предполагает ситуативность обучения. По утверждению Е.И. Пассова, коммуникативность требует переосмысления понятия «ситуация» и, следовательно, связанного с ним понятия «ситуативность». Под «ситуацией» необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отраженную в их сознании; под «ситуативностью» - соотнесенность высказывания с этими взаимоотношениями [2].

Принцип новизны связан с процессом, характеризующимся сменой темы разговора, обстоятельств и задач. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций [3].

Таким образом, принципы КМО можно отразить в таблице 1.

Таблица 1 – Содержательная сторона принципов КМО

Принцип

Содержание

1

принцип речевой направленности

предложения и фразы + текущая коммуникативная ситуация

2

принцип индивидуализации

речевая задача соответствует интересам и потребностям учащихся

3

принцип функциональности

речевая единица выполняет речевые функции

4

принцип ситуативности

соотнесенность высказывания с взаимоотношениями коммуникантов

5

принцип новизны

варьирование речевых ситуаций

Следовательно, исходя из таблицы, мы видим, что КМО основывается на тех принципах, где речевые единицы являются инструментом, который функционирует только при наличии постоянно обновляемой коммуникативной ситуации, соответствующей интересам учащихся и их взаимоотношениям. То есть центральным понятием является личность ученика в условиях коммуникации. И в этом случае происходит не только пополнение лексического запаса, но и обучение применению речевых единиц в общении, что отличает урок ИЯ от других предметов.

Список литературы:

  1. Ермакова М.А. Ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков. [Электронный ресурс]

  2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М: Просвещение, 1991. – 223.

  3. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2003.

Просмотров работы: 1095