Коммуникативный метод обучения (КМО) является ключевым в процессе преподавания иностранного языка (ИЯ). Специфической особенностью КМО является приближение процесса обучения к реальной коммуникации. Изучением КМО занимались многие ученые, в том числе Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд, Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова и др.
Данный метод имеет пять основных принципов: речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны. Рассмотрим каждый принцип в плане содержания.
Принцип речевой направленности предполагает применение коммуникативно-ценного речевого материала. На уроке используются различные предложения и фразы, тесно связанные с текущей коммуникативной ситуацией, для которой в течение урока дается определенный лексический материал.
Принцип индивидуализации должен учитывать особенности учащихся. Свое отношение к среде человек выражает через речь и в связи с тем, что каждый человек уникален, то и речь его сугубо индивидуальна. Индивидуальная же реакция возможна только тогда, когда речевая задача будет соответствовать его интересам и потребностям.
Суть принципа функциональности заключается в том, что любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, так как не происходит переноса, например, когда при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей.
Функциональность определяет отбор и организацию материала, адекватные процессу коммуникации. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Помимо этого необходимо создать обеспечение единства лексической, грамматической и фонетической сторон говорения.
Принцип ситуативностибазируется на том факте, чтокоммуникативность предполагает ситуативность обучения. По утверждению Е.И. Пассова, коммуникативность требует переосмысления понятия «ситуация» и, следовательно, связанного с ним понятия «ситуативность». Под «ситуацией» необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отраженную в их сознании; под «ситуативностью» - соотнесенность высказывания с этими взаимоотношениями [2].
Принцип новизны связан с процессом, характеризующимся сменой темы разговора, обстоятельств и задач. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций [3].
Таким образом, принципы КМО можно отразить в таблице 1.
Таблица 1 – Содержательная сторона принципов КМО
№ |
Принцип |
Содержание |
1 |
принцип речевой направленности |
предложения и фразы + текущая коммуникативная ситуация |
2 |
принцип индивидуализации |
речевая задача соответствует интересам и потребностям учащихся |
3 |
принцип функциональности |
речевая единица выполняет речевые функции |
4 |
принцип ситуативности |
соотнесенность высказывания с взаимоотношениями коммуникантов |
5 |
принцип новизны |
варьирование речевых ситуаций |
Следовательно, исходя из таблицы, мы видим, что КМО основывается на тех принципах, где речевые единицы являются инструментом, который функционирует только при наличии постоянно обновляемой коммуникативной ситуации, соответствующей интересам учащихся и их взаимоотношениям. То есть центральным понятием является личность ученика в условиях коммуникации. И в этом случае происходит не только пополнение лексического запаса, но и обучение применению речевых единиц в общении, что отличает урок ИЯ от других предметов.
Список литературы:
Ермакова М.А. Ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков. [Электронный ресурс]
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М: Просвещение, 1991. – 223.
Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2003.